Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 04:15, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана……………………………………...14
2 Характеристика налогового администрирования республики таджикистан
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования………………. …………………………………………………..18
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане……………………………………………………...……………..21
2.3 Порядок организации налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Таджикистана……..33
3.2 Применение международных соглашений в области налогообложения………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46
Очередным этапом налоговой реформы стало принятие с 1 января 1999 года Налогового кодекса, в основе которого использованы зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. При создании Налогового кодекса преследовалась цель через такой экономический инструмент, как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения.
Для насыщения рынка товарами были
значительно уменьшены перечень
подакцизных товаров и сумма
взимаемого акцизного налога. В соответствии
с принятым Кодексом введены 14 общегосударственных
и 3 местных налога. Поступления от
общегосударственных налогов
Итак, с принятием Налогового кодекса главная задача налоговой реформы достигнута, но установленные налоги, сборы и отчисления пока не обеспечивают тот уровень централизации средств, который позволил бы финансировать необходимые государственные расходы и поддерживать приемлемый дефицит бюджета.
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане
Для должного функционирования налоговой
системы обязательно наличие
соответствующих органов
Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан (далее - "Комитет") является центральным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Таджикистан в сфере обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, кроме случаев, в которых Налоговым кодексом Республики Таджикистан предусмотрено взыскание налогов другими органами, осуществляющим функции по обеспечению исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработке механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней, участию в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами, разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей и своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.
Комитет как уполномоченный государственный орган и находящиеся в его ведении территориальные налоговые органы - налоговые управления по Горно-Бадахшанской автономной области, по областям, городу Душанбе, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков при Комитете с отделениями по областям и г. Душанбе, налоговые инспекции по городам, районам, районам в городах образуют единую централизованную систему налоговых органов Республики Таджикистан.
Уполномоченный государственный орган является центральным государственным исполнительным органом, обеспечивающим практическую реализацию функций налоговых органов в Республике Таджикистан и, в установленных нормативными правовыми актами случаях, за пределами Республики Таджикистан, осуществляющим руководство системой налоговых органов Республики Таджикистан и непосредственно подчиняющимся Правительству Республики Таджикистан.
Территориальные налоговые органы являются структурными подразделениями уполномоченного государственного органа на местах и подчиняются непосредственно по вертикали соответствующим вышестоящим налоговым органам.
Уполномоченный государственный орган входит в систему центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан.
Уполномоченный
Руководители налоговых органов по Горно-Бадахшанской автономной области, областям и городу Душанбе, налоговых инспекций в районах, городах и районов в городах, инспекции крупных налогоплательщиков с отделениями по областям и городу Душанбе обеспечивают реализацию возложенных на налоговые органы задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
Налоговые органы обладают всей полнотой власти в вопросах обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, кроме случаев, в которых настоящим Кодексом предусмотрено взимание налогов другими органами.
Основные функции налоговых органов Республики Таджикистан представлены в рисунке 5.
Рисунок 5 – Основные функции налоговых органов Республики Таджикистан
Правовую основу деятельности
налоговых органов и
Деятельность налоговых органов и подразделений налоговой полиции Республики Таджикистан осуществляется на основе принципов, представленных в рисунке 6.
Рисунок 6 – Основные принципы
деятельности налоговых органов
и подразделений налоговой
В системе налоговых органов и подразделений налоговой полиции не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники налоговых органов и подразделений налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений.
Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми органами других государств на основе международных договоров и обязательств, признанных Республикой Таджикистан.
Изучив и проанализировав органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов Таджикистана, их полномочия и функции можно сделать вывод о том, что в целях усиления борьбы с налоговой преступностью контролирующие органы нуждаются в расширении собственной компетенции.
2.3 Порядок организации
налогового контроля в
Комитет возглавляет Председатель Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан (далее - "Председатель"), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Таджикистан.
Председатель несет
Председатель имеет следующие полномочия:
- распределяет обязанности между своими заместителями и другими работниками Комитета и устанавливает степень их ответственности за организацию и руководство соответствующими направлениями деятельности Комитета и исполнение возложенных на них обязанностей;
- утверждает Положения о территориальных налоговых органах (налоговых управлениях, налоговых инспекциях) и структурных подразделениях центрального аппарата Комитета;
- устанавливает штатную численность территориальных налоговых органов в пределах утвержденной предельной численности работников системы Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан;
- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников центрального аппарата Комитета, первых руководителей и других должностных лиц налоговых органов согласно наименования должностей, установленных Председателем Комитета;
- вносит на утверждение Правительства Республики Таджикистан кандидатуры заместителей Председателя Комитета и представителей Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан в зарубежных странах;
- организует прием на работу сотрудников в систему налоговых органов на контрактной и конкурсной основе, обеспечивает ротацию руководящих работников в системе налоговых органов;
- решает в соответствии законодательством Республики Таджикистан о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в системе налоговых органов Республики Таджикистан;
- в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан утверждает штатные расписания и сметы расходов на содержание центрального аппарата Комитета и территориальных налоговых органов в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете;
- вносит в Правительство Республики Таджикистан предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение, предложения о предельной штатной численности работников и другие предложения по вопросам организации деятельности Комитета и территориальных налоговых органов;
- вносит в Министерство финансов
Республики Таджикистан предложения по
формированию республиканского бюджета
в части финансового обеспечения деятельности
Комитета и территориальных
налоговых органов;
- вносит предложения в Правительство Республики Таджикистан об утверждении персонального состава членов коллегии Комитета, кроме лиц, входящих в нее по должности;
- представляет в установленном порядке в Правительство Республики Таджикистан проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
- представляет в Правительство
Республики Таджикистан в
- в установленном порядке издает приказы, постановления, инструкции, методические рекомендации и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие
Налоговому кодексу Республики
- устанавливает полномочия руководителей территориальных налоговых органов и организаций системы Комитета по самостоятельному решению кадровых, финансовых и других вопросов;
- представляет в установленном порядке в Правительство Республики Таджикистан- списки работников Комитета и территориальных налоговых органов для представления к государственным наградам Республики Таджикистан и присвоению почетных званий;
- в установленном нормативными правовыми актами порядке поощряет работников, а также налагает на них дисциплинарные взыскания;
- в установленном нормативными правовыми актами порядке представляет Комитет во всех государственных органах и иных организациях;
- исполняет другие функции и полномочия, установленные Налоговым кодексом Республики Таджикистан, другими законами и нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, настоящим Положением, а также отдельные полномочия, предоставленные ему Правительством Республики Таджикистан.
Структурными подразделениями Комитета являются управления по основным направлениям деятельности Комитета. В состав управлений включаются отделы и сектора. В Комитете образуется коллегия в составе Председателя Комитета (Председатель коллегии), его заместителей (по должности), руководителей отдельных подразделений центрального аппарата Комитета. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются и освобождаются от выполнения своих обязанностей Правительством Республики Таджикистан по представлению Председателя Комитета.
Коллегия на своих заседаниях
рассматривает основные вопросы организации
работы налоговых органов по совершенствованию
налогового администрирования, повышению
собираемости налогов и иных обязательных платежей,
обсуждает вопросы практического руководства
деятельностью территориальных налоговых
органов и другие вопросы.
Решения коллегии принимаются большинством
голосов её членов, оформляются протоколами
и реализуются приказами Председателя
Комитета.