Налоговая система Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 04:15, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана……………………………………...14
2 Характеристика налогового администрирования республики таджикистан
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования………………. …………………………………………………..18
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане……………………………………………………...……………..21
2.3 Порядок организации налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Таджикистана……..33
3.2 Применение международных соглашений в области налогообложения………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46

Работа состоит из  1 файл

нсзс курсовая 4 курс 2012.docx

— 83.62 Кб (Скачать документ)

В случае разногласий между  Председателем Комитета и членами коллегии, свое решение принимает Председатель, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство Республики Таджикистан.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета и территориальных налоговых органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и в установленном порядке по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан за счет специальных средств.

Налоговый комитет при  Правительстве Республики Таджикистан  и территориальные налоговые органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на государственном и русском языках, соответствующие печати, штампы, бланки и финансируются из единого казначейского счета Министерства финансов Республики Таджикистан.[10]

Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые  проверки.

Налоговая проверка - осуществляемая налоговыми органами проверка исполнения налогового законодательства Республики Таджикистан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налоговых органов, указанные в предписании, и налогоплательщик.

Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговые проверки подразделяются на документальную проверку и рейдовую проверку.

В таблице 1 представлены виды документальной проверки и их определения.

Таблица 1 – Виды документальной проверки в Республике Таджикистан

Вид документальной проверки

Определение

  1. Комплексная проверка

 

  1. Тематическая проверка

 

 

  1. Встречная проверка

- проверка исполнения  налогового обязательства по  всем видам налога;

- проверка исполнения  налогового обязательства по  отдельному виду налога;

- проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает, необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком. При этом проверяющее должностное лицо имеет право проверять у третьих лиц правильность отражения в налоговом учете проведенных конкретных операций налогоплательщика, которые указаны в предписании о проведении встречной проверки.


 

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении  отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований налогового законодательства Республики Таджикистан, а именно:

1) постановки налогоплательщиков  на регистрационный учет в налоговых органах;

2) правильности применения  контрольно-кассовых машин с фискальной  памятью;

3) соблюдения правил производства, разлива (упаковки), хранения и  реализации подакцизной продукции.

Должностное лицо налогового органа, проводящее рейдовую проверку, не имеет права требовать от налогоплательщика  информацию, не связанную с предметом  проверки, который предусмотрен в  предписании о проведении рейдовой проверки.

Документальные налоговые  проверки, в том числе внеочередные, на основании обращений правоохранительных органов осуществляются налоговыми органами исключительно по тем налогоплательщикам, в отношении которых получено письменное подтверждение о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с налогообложением, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Проведение налоговой  проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель работает без привлечения наемного работника и его участие в процессе проверки обязательно.

Налоговый орган вправе проверять  обособленные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой  проверки самого юридического лица.[10]

Таким образом, в Таджикистане Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан является центральным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Таджикистан в сфере обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов. Так же за контролем и регулированием налогов в Республике следят территориальные налоговые органы - налоговые управления по Горно-Бадахшанской автономной области, по областям, городу Душанбе, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков при Комитете с отделениями по областям и г. Душанбе, налоговые инспекции по городам и районам. Налоговая полиция тоже играет свою роль в регулировании и контроле налогов. Каждое подразделение выполняет свою чётко определённую функцию. Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые проверки: документальная и рейдовая.

По завершении налоговой  проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой  проверки с указанием:

1) места проведения налоговой  проверки, даты составления акта;

2) вида проверки;

3) должности, фамилии,  имени, отчества должностных лиц  налогового органа, проводивших  налоговую проверку;

4) фамилии, имени, отчества  либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);

5) местонахождения, банковских  реквизитов налогоплательщика (на  логового агента), а также его  идентификационного номера;

6) фамилии, имени, отчества  руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов в бюджет;

7) сведений о предыдущей  проверке и принятых мерах  по устранению ранее выявленных  нарушений налогового законодательства Республики Таджикистан;

8) проверяемого налогового  периода и общих сведений о  документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения  проверки;

9) подробного описания  выявленного налогового нарушения  со ссылкой на соответствующую  норму налогового законодательства  Республики Таджикистан;

10) результатов налоговой  проверки.[12]

Затем выносится решение  по результатам налоговой проверки.

 

 

 

3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО  ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    1. Особенности налогообложения нерезидентов Таджикистана

Нерезиденты  — юридические, физические лица, действующие в одном  государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

Также это могут быть компании и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, или находящиеся в  стране иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Правовое регулирование  налогообложения доходов нерезидентов от деятельности в Республике Таджикистан, не приводящей к образованию постоянного  учреждения, во многом схоже с регулированием таких отношений в Республике Казахстан.

В части восьмой ст.34 Налогового кодекса Республики Таджикистан (далее - НК РТ) дано определение доходов  из источников в Республике Таджикистан (26 видов поступлений в денежной и (или) натуральной форме, полученных юридическими и (или) физическими лицами (без осуществления вычетов)). Порядок  удержания и ставки налога на доходы нерезидентов определены в ст.164 НК РТ. Так, доход нерезидента из источника  в Республике Таджикистан подлежит обложению налогом у источника  выплаты как валовой доход  без осуществления вычетов (за исключением  вычета в случае обратного обложения  в соответствии со ст.220 НК РТ из общей  суммы, включающей НДС и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного  из этой общей суммы НДС) по следующим  ставкам:

- дивиденды, проценты - по  ставке 12 %;

- страховые взносы, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем - резидентом в соответствии с договором страхования или перестрахования риска, - по ставке 4 %;

- платежи, выплачиваемые  резидентным предприятием или  индивидуальным предпринимателем - резидентом за телекоммуникационные  услуги или транспортные услуги  при осуществлении международной  связи или международных перевозок  между Республикой Таджикистан  и другими государствами, кроме  платежей по морскому фрахту, - по ставке 4 %, а платежи по  морскому фрахту - по ставке 6 %;

- выплачиваемые резидентным  предприятием или индивидуальным  предпринимателем - резидентом доходы, определенные в части восьмой  ст.34 НК РТ, за исключением вышеперечисленных  доходов, а также доходов, указанных  в пп.12, 13, 26 части восьмой ст.34 НК РТ, и доходов от продажи  или передачи имущества, указанного  в п.11 части восьмой ст.34 НК  РТ, - по ставке 15 %.

Порядок уплаты налога, предусмотренный  настоящей статьей, применяется  к доходу нерезидента от деятельности в Республике Таджикистан, не приводящей к образованию постоянного учреждения согласно положениям международного договора, за исключением доходов, указанных в статьях 175-178 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанными статьями.

Нерезидент, указанный в  части 1 настоящей статьи, получающий доход из источников в Республике Таджикистан, вправе применить порядок уплаты налога, предусмотренный настоящей статьей. В случае неприменения положений настоящей статьи налоговый агент обязан удержать и перечислить налог у источника выплаты в государственный бюджет в общеустановленном порядке.

Нерезидент, получающий доход, налоговый агент и банк-резидент (далее - «банк»), определенный налоговым агентом, заключают договор об условном банковском вкладе по форме, согласованной участниками договора, с учетом положений настоящей статьи.

Налоговый агент обязан в  течение 10 календарных дней со дня  подписания договора об условном банковском вкладе зарегистрировать в соответствующем налоговом органе такой договор, копия которого, а также копия платежного документа, подтверждающего перечисление налога на условный банковский вклад, представляются в соответствующий налоговый орган.

Положения настоящей статьи распространяются только на договоры об условном банковском вкладе, зарегистрированные в соответствующем налоговом органе. При этом регистрации подлежат договоры об условном банковском вкладе, условия которых не противоречат положениям настоящей статьи.

Налоговый агент в момент выплаты дохода нерезиденту обязан произвести удержание налога у источника выплаты по ставке, определенной статьей 164 настоящего Кодекса, и перечислить суммы удержанного налога на условный банковский вклад в банк в пользу нерезидента.

При выполнении условий международного договора нерезидент с целью возврата ранее удержанной суммы налога представляет в соответствующий налоговый орган заявление в порядке и по форме, установленных уполномоченным государственным органом.

Налоговый орган в течение 15 календарных дней с момента  получения заявления рассматривает указанное заявление и необходимые документы, принимает решение по заявлению, которое сообщается нерезиденту и банку.

При получении заявления  на возврат удержанного налога, заверенного налоговым органом, банк предоставляет нерезиденту, подавшему такое заявление, право на распоряжение суммой, размещенной на условном банковском вкладе, в пределах суммы, указанной в заявлении, с начисленными банковскими процентами.[10]

В случае несогласия с отрицательным  решением налогового органа нерезидент имеет право в течение десяти календарных дней со дня получения такого решения обратиться в уполномоченный государственный орган (с привлечением, при необходимости, компетентного органа страны резидентства) с заявлением о повторном рассмотрении вопроса относительно правомерности применения положений международного договора с одновременным уведомлением налогового органа об обжаловании его решения.

При принятии налоговым органом  отрицательного решения по заявлению  и в случае неполучения в течение десятидневного срока, установленного в части 10 настоящей статьи, уведомления от нерезидента об обжаловании решения налогового органа этот налоговый орган направляет в банк инкассовое распоряжение о перечислении суммы, указанной в заявлении и размещенной на условном банковском вкладе, с начисленными банковскими процентами в бюджет с приложением документа, подтверждающего отказ на освобождение от налогообложения доходов нерезидента.

Банк обязан в течение  рабочего дня с момента получения  от налогового органа документов, указанных в части 11 настоящей статьи, перечислить сумму налога, размещенного на условном банковском вкладе, с начисленными банковскими процентами в бюджет. Такая сумма взысканного налога подлежит зачету в счет погашения обязательств нерезидента перед бюджетом.

 Условные банковские  вклады открываются в национальной  или иностранной валюте. В случае открытия условных банковских вкладов в иностранной валюте в бюджет перечисляются суммы налога и банковских процентов в национальной валюте, пересчитанные по официальному курсу Национального банка Таджикистана на момент уплаты налога.

Информация о работе Налоговая система Таджикистана