Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 04:15, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана……………………………………...14
2 Характеристика налогового администрирования республики таджикистан
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования………………. …………………………………………………..18
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане……………………………………………………...……………..21
2.3 Порядок организации налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Таджикистана……..33
3.2 Применение международных соглашений в области налогообложения………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46
В случае разногласий между Председателем Комитета и членами коллегии, свое решение принимает Председатель, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство Республики Таджикистан.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета и территориальных налоговых органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и в установленном порядке по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан за счет специальных средств.
Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан и территориальные налоговые органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на государственном и русском языках, соответствующие печати, штампы, бланки и финансируются из единого казначейского счета Министерства финансов Республики Таджикистан.[10]
Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые проверки.
Налоговая проверка - осуществляемая налоговыми органами проверка исполнения налогового законодательства Республики Таджикистан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налоговых органов, указанные в предписании, и налогоплательщик.
Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговые проверки подразделяются на документальную проверку и рейдовую проверку.
В таблице 1 представлены виды документальной проверки и их определения.
Таблица 1 – Виды документальной проверки в Республике Таджикистан
Вид документальной проверки |
Определение |
|
- проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налога; - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога; - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает, необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком. При этом проверяющее должностное лицо имеет право проверять у третьих лиц правильность отражения в налоговом учете проведенных конкретных операций налогоплательщика, которые указаны в предписании о проведении встречной проверки. |
Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований налогового законодательства Республики Таджикистан, а именно:
1) постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах;
2) правильности применения
контрольно-кассовых машин с
3) соблюдения правил
Должностное лицо налогового органа, проводящее рейдовую проверку, не имеет права требовать от налогоплательщика информацию, не связанную с предметом проверки, который предусмотрен в предписании о проведении рейдовой проверки.
Документальные налоговые
проверки, в том числе внеочередные,
на основании обращений
Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель работает без привлечения наемного работника и его участие в процессе проверки обязательно.
Налоговый орган вправе проверять обособленные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.[10]
Таким образом, в Таджикистане Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан является центральным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Таджикистан в сфере обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов. Так же за контролем и регулированием налогов в Республике следят территориальные налоговые органы - налоговые управления по Горно-Бадахшанской автономной области, по областям, городу Душанбе, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков при Комитете с отделениями по областям и г. Душанбе, налоговые инспекции по городам и районам. Налоговая полиция тоже играет свою роль в регулировании и контроле налогов. Каждое подразделение выполняет свою чётко определённую функцию. Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые проверки: документальная и рейдовая.
По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:
1) места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
2) вида проверки;
3) должности, фамилии,
имени, отчества должностных
4) фамилии, имени, отчества либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
5) местонахождения, банковских
реквизитов налогоплательщика (
6) фамилии, имени, отчества руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов в бюджет;
7) сведений о предыдущей
проверке и принятых мерах
по устранению ранее
8) проверяемого налогового
периода и общих сведений о
документах, представленных
9) подробного описания
выявленного налогового
10) результатов налоговой проверки.[12]
Затем выносится решение
по результатам налоговой
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Нерезиденты — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.
Также это могут быть компании
и организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии
с законодательством
Правовое регулирование
налогообложения доходов
В части восьмой ст.34 Налогового кодекса Республики Таджикистан (далее - НК РТ) дано определение доходов из источников в Республике Таджикистан (26 видов поступлений в денежной и (или) натуральной форме, полученных юридическими и (или) физическими лицами (без осуществления вычетов)). Порядок удержания и ставки налога на доходы нерезидентов определены в ст.164 НК РТ. Так, доход нерезидента из источника в Республике Таджикистан подлежит обложению налогом у источника выплаты как валовой доход без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае обратного обложения в соответствии со ст.220 НК РТ из общей суммы, включающей НДС и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного из этой общей суммы НДС) по следующим ставкам:
- дивиденды, проценты - по ставке 12 %;
- страховые взносы, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем - резидентом в соответствии с договором страхования или перестрахования риска, - по ставке 4 %;
- платежи, выплачиваемые
резидентным предприятием или
индивидуальным
- выплачиваемые резидентным
предприятием или
Порядок уплаты налога, предусмотренный настоящей статьей, применяется к доходу нерезидента от деятельности в Республике Таджикистан, не приводящей к образованию постоянного учреждения согласно положениям международного договора, за исключением доходов, указанных в статьях 175-178 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанными статьями.
Нерезидент, указанный в части 1 настоящей статьи, получающий доход из источников в Республике Таджикистан, вправе применить порядок уплаты налога, предусмотренный настоящей статьей. В случае неприменения положений настоящей статьи налоговый агент обязан удержать и перечислить налог у источника выплаты в государственный бюджет в общеустановленном порядке.
Нерезидент, получающий доход,
налоговый агент и банк-
Налоговый агент обязан в течение 10 календарных дней со дня подписания договора об условном банковском вкладе зарегистрировать в соответствующем налоговом органе такой договор, копия которого, а также копия платежного документа, подтверждающего перечисление налога на условный банковский вклад, представляются в соответствующий налоговый орган.
Положения настоящей статьи распространяются только на договоры об условном банковском вкладе, зарегистрированные в соответствующем налоговом органе. При этом регистрации подлежат договоры об условном банковском вкладе, условия которых не противоречат положениям настоящей статьи.
Налоговый агент в момент выплаты дохода нерезиденту обязан произвести удержание налога у источника выплаты по ставке, определенной статьей 164 настоящего Кодекса, и перечислить суммы удержанного налога на условный банковский вклад в банк в пользу нерезидента.
При выполнении условий международного договора нерезидент с целью возврата ранее удержанной суммы налога представляет в соответствующий налоговый орган заявление в порядке и по форме, установленных уполномоченным государственным органом.
Налоговый орган в течение 15 календарных дней с момента получения заявления рассматривает указанное заявление и необходимые документы, принимает решение по заявлению, которое сообщается нерезиденту и банку.
При получении заявления на возврат удержанного налога, заверенного налоговым органом, банк предоставляет нерезиденту, подавшему такое заявление, право на распоряжение суммой, размещенной на условном банковском вкладе, в пределах суммы, указанной в заявлении, с начисленными банковскими процентами.[10]
В случае несогласия с отрицательным решением налогового органа нерезидент имеет право в течение десяти календарных дней со дня получения такого решения обратиться в уполномоченный государственный орган (с привлечением, при необходимости, компетентного органа страны резидентства) с заявлением о повторном рассмотрении вопроса относительно правомерности применения положений международного договора с одновременным уведомлением налогового органа об обжаловании его решения.
При принятии налоговым органом отрицательного решения по заявлению и в случае неполучения в течение десятидневного срока, установленного в части 10 настоящей статьи, уведомления от нерезидента об обжаловании решения налогового органа этот налоговый орган направляет в банк инкассовое распоряжение о перечислении суммы, указанной в заявлении и размещенной на условном банковском вкладе, с начисленными банковскими процентами в бюджет с приложением документа, подтверждающего отказ на освобождение от налогообложения доходов нерезидента.
Банк обязан в течение рабочего дня с момента получения от налогового органа документов, указанных в части 11 настоящей статьи, перечислить сумму налога, размещенного на условном банковском вкладе, с начисленными банковскими процентами в бюджет. Такая сумма взысканного налога подлежит зачету в счет погашения обязательств нерезидента перед бюджетом.
Условные банковские
вклады открываются в