Налоговое бремя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:39, реферат

Описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы и налоговой нагрузки.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая начатое.docx

— 258.31 Кб (Скачать документ)

Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений  в налоговую систему и бюджетную  политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной  мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством  налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная  функция налогов  носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство  посчитала необходимым активно  участвовать в организации хозяйственной  жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через  налоговый механизм. В налоговом  регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное  предназначение системы налогообложения  в целом должно  распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам  налогообложения и исходить сущностного  содержания экономических категорий  «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции  должен быть сориентирован на главную  цель – равномерное разложение фискальной  и регулирующей нагрузки между плательщиками  и территориями. Иными словами, между  группами прямых и косвенных налогов  должно быть установлено максимально  возможное равновесие. Косвенные  налоги преследуют фискальные цели, а  прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого  вида налога должно быть организовано, так, чтобы обеспечивалось относительное  равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается  установлением оптимального соотношения  прямых и косвенных налогов.

 

 

 

 

 

     

 

 

 

      

      

      

 

      

 

      

 

      

Рис. 1. Роль системы налогообложения

 

1.2.Принципы построения системы налоговой нагрузки

 

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права  Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных  впоследствии «Декларацией прав плательщика»:

  • Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  • Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  • Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  • Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  • Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими  принципами налогообложения.  Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной системы налогового бремени достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность – высокая налоговая нагрузка не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения – система налоговой нагрузки должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным при построении системы налогового бремени и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения и  низкий уровень издержек по  взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой.

В экономической  литературе встречается и ряд организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип  подвижности (эластичности) – суть  его заключается в том, что  налоговая нагрузка может быть  оперативно изменена в соответствии  с объективными потребностями  государства;

2) принцип  стабильности – этот принцип  предполагает постоянство налоговой  системы, что важно для субъектов  налоговых отношений (для государства  при формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);

3) принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов – суть  его заключается в исключении  возможности установления и введения  дополнительных налогов субъектами  РФ и органами местного самоуправления.

В мировой  практике имеет место использование  и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип  доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип  создания максимального удобства для  налогоплательщиков; принцип обложения  чистых доходов налогоплательщика  и др.

Глава 2. Оценка современной системы нагрузки налогообложения в России

 

2.1. Характеристика и анализ поступления  основных налогов в бюджет  Российской Федерации.

 

Согласно  Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы  РФ см.(приложение № 1).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным  налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. В  настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная  система налогообложения;

- система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

- система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4995,8 млрд.рублей, что на 23,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 571,7 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 20,1% см. табл. 1.

 

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации 
по видам млрд.рублей

 

Январь-август 
2010г.

В % к  
январю-августу 2009г.

 

консолиди-

в том числе

консолиди-

в том числе

 

рованный бюджет

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

рованный бюджет

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Всего

4995,8

2018,1

2977,6

123,3

128,3

120,1

из них:    

налог на прибыль организаций

1208,0

159,2

1048,8

144,9

118,7

150,0

налог на доходы физических лиц

1103,6

-

1103,6

104,8

-

104,8

налог на добавленную стоимость  
     на товары (работы, услуги), реализуемые  
     на территории Российской Федерации, 
     ввозимые из Республики Беларусь и  
     Республики Казахстан

866,3

866,3

-

109,3

109,3

-

из него налог на добавленную  
        стоимость на товары (работы, услуги),  
        реализуемые на территории  
        Российской Федерации

837,7

837,7

-

108,3

108,3

-

акцизы по подакцизным товарам  
     (продукции), производимым на  
     территории Российской Федерации

289,3

73,1

216,2

136,2

140,6

134,7

налоги на имущество

454,1

-

454,1

111,2

-

111,2

налоги, сборы и регулярные платежи  
     за пользование природными ресурсами

930,9

911,0

19,8

147,7

в 1,6р.

45,4

из них налог на добычу  
        полезных ископаемых

907,2

889,1

18,1

147,8

в 1,6р.

42,7

поступления в счет погашения  
     задолженности по перерасчетам по  
     отмененным налогам, сборам и иным  
     обязательным платежам

1,1

0,1

1,0

67,2

8,0

120,1

Информация о работе Налоговое бремя