Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:39, реферат
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы и налоговой нагрузки.
Другая
функция налогов как
Осуществление
контрольной функции налогов, её
полнота и глубина в известной
мере от налоговой дисциплины. Суть
её в том, чтобы налогоплательщики
(юридические и физические лица)
своевременно и в полном объёме уплачивали
установленные
Распределительная
функция налогов обладает рядом
свойств, характеризующих многогранность
её роли в воспроизводственном
Функциональное
предназначение системы налогообложения
в целом должно распространяться
на все его практические формы, если
следовать фундаментальным
Рис. 1. Роль системы налогообложения
Впервые
принципы налогообложения были сформулированы
в XVIII в. великим шотландским
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной системы налогового бремени достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая эффективность – высокая налоговая нагрузка не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
- Определенность налогообложения – система налоговой нагрузки должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
- Справедливость
- Простота налогообложения и
низкий уровень издержек по
взиманию налогов - налоговое
законодательство должно
В экономической литературе встречается и ряд организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип
подвижности (эластичности) – суть
его заключается в том, что
налоговая нагрузка может быть
оперативно изменена в
2) принцип
стабильности – этот принцип
предполагает постоянство
3) принцип
исчерпывающего перечня
В мировой
практике имеет место использование
и ряда других принципов налогообложения,
к которым можно отнести
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).
Федеральные налоги и сборы устанавливаются
НК РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации.
В настоящее время к
- налог на добавленную
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги,
которые установлены НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для
сельскохозяйственных
- упрощенная система налогообложения;
- система
налогообложения в виде
- система
налогообложения при
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
По оперативным
данным Федеральной налоговой службы,
в консолидированный бюджет Российской
Федерации в январе-августе
Таблица 1
Поступление
налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам млрд.рублей
Январь-август |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
рованный бюджет |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
рованный бюджет |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
4995,8 |
2018,1 |
2977,6 |
123,3 |
128,3 |
120,1 |
из них: налог на прибыль организаций |
1208,0 |
159,2 |
1048,8 |
144,9 |
118,7 |
150,0 |
налог на доходы физических лиц |
1103,6 |
- |
1103,6 |
104,8 |
- |
104,8 |
налог на добавленную стоимость |
866,3 |
866,3 |
- |
109,3 |
109,3 |
- |
из него налог на добавленную |
837,7 |
837,7 |
- |
108,3 |
108,3 |
- |
акцизы по подакцизным товарам |
289,3 |
73,1 |
216,2 |
136,2 |
140,6 |
134,7 |
налоги на имущество |
454,1 |
- |
454,1 |
111,2 |
- |
111,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи |
930,9 |
911,0 |
19,8 |
147,7 |
в 1,6р. |
45,4 |
из них налог на добычу |
907,2 |
889,1 |
18,1 |
147,8 |
в 1,6р. |
42,7 |
поступления в счет погашения |
1,1 |
0,1 |
1,0 |
67,2 |
8,0 |
120,1 |