Налоговое бремя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:39, реферат

Описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы и налоговой нагрузки.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая начатое.docx

— 258.31 Кб (Скачать документ)

 

В курсовой работе исследовалась тема «Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования». Исходя из проделанной  работы, можно сделать следующие  выводы:

Налоги  одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные  государством в одностороннем порядке  обязательные денежные платежи в  бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный  и безвозмездный характер. Экономическое  содержание налогов состоит в  том, что они представляют собой  часть производственных отношений  по изъятию определенной доли национального  дохода у субъектов  хозяйствования, граждан, которая аккумулируется  государством  для осуществления своих функций и задач.

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и  хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль  за поступлением  которых осуществляются по единой методологии  налогообложения, разработанной в  данном обществе.

Цель  налоговой системы: создание условий  для эффективных воспроизводственных  процессов в народном хозяйстве  РФ, создание предпосылок для решения  социальных проблем; создание условий  для осуществления внешнеэкономической  деятельности и т.д. Роль системы  налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти  постулаты называют классическими  принципами налогообложения. 

Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип  недопустимости создания препятствий  реализации гражданами своих конституционных  прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые  режимы.

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы  налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов  и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов  со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).

В консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем  за соответствующий период предыдущего  года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость  на товары, реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.

Говоря  о проблемах современной налоговой  системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования  – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной  и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Помимо  этого планируется внесение изменений  в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям - совершенствования: налога на прибыль организаций, ндс, акцизного налогообложения, налога на доходы физических лиц, введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых (ндпи), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых, совершенствование водного налога, специальные налоговые режимы, совершенствование порядка изменения срока уплаты налогов, урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, налогообложение некоммерческих организаций

В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Налоговый механизм является наиболее действенным  и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной  будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

 

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2009. - 39 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 N 195-ФЗ г.).
  3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20102012 годах // Сайт Консультант + http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=88162#F27B307C5ABBD2A80BCA4AA8036F48D7
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Сайт Консультант + http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;fld=134;dst=4294967295;from=82134-0#D935453AF5D0D047FAC26D8F8507B41B
  5. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 Экономика и другим экономическим специальностям М.: ИНФРА-М, 2008. 637 с.
  6. Анализ налоговой реформы в России // Инвестиции в России. 2009. - 4. с. 48
  7. Абрамов М.Д. Кризис и налоги // ЭКО.- 2009.- 12.- С. 14-24.
  8. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2008.-  9.- С. 51
  9. Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы // Экономическая наука современной России. 2006. - 2. с. 21-32
  10. Григорьев К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Экономика.- 2008.- 4.- С. 16-18.
  11. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы.-2004.- 7. - С.6.
  12. Ковалевский А.А., Шагинян С.Г. Эффективная налоговая система как механизм контроля и регулирования естественных монополий // Юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 2003. - 1. - с.14-18
  13. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. - М.: Наука, 2006. - 444 с.
  14. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2007. 376 с.
  15. Налоги по графику. Сегодня Правительство рассмотрит представленный Минфином план по совершенствованию налоговой системы в ближайшие три года//Газета «Бизнес». 2008. - 24. С. 2
  16. Налоговая система: как её сделать более эффективной?/ Кашин В.А.// Финансы.- 2008.- 10.- С. 39-42
  17. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению / Починок А.П. // Проблемы теории и практики управления.- 2009.- 2.- С. 8-15
  18. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. М.: Финансы и статистика, 2005. 341 с.
  19. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. Курс лекций. Учебное пособие. 2009 .-  175 с.
  20. Направление изменений налоговой системы 2010 / Романовский М.В., Иванова Н.Г., Петухова Р.А.  // Интернет портал http://www.insei.ru/mnenie/napravlenie_izmeneniya_nalogovoj_sistemy_2010/
  21. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник М.: Финансы и статистика, 2006. 546 с.
  22. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2008. 331 с.
  23. Социально-экономическое положение России - 2009 год //  http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d09/2-6-12.htm
  24. Юткина Т.ФНалоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.- 361 с.

 

Приложение № 1

 

Структура налоговой системы  РФ

 

 

 

 

Приложение  № 2

Таблица основных изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2010 года

Реквизиты акта

Содержание новации

Налоговая система РФ

Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерально-го закона «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

С 1 января 2010 года на территории РФ вво-дится новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ). С указанной даты единый социальный налог отменяется и исключается из перечня федеральных налогов и сборов (п.4 ст. 13 НК).

НДС

Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»

Определен порядок налогообложения  безвозмездных услуг по предоставлению эфирного времени или печатной площади в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. Установлено, что безвозмездное оказание таких услуг не подлежит налогообложению НДС.

Налог на доходы физических лиц 

Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»

Доходы, полученные налогоплательщиками  в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Федеральный закон РФ от 27.09.2009 г. № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ»

Дополнен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц (п.48 ст. 217 НК). К таким доходам отнесены суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачи-ваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.

Федеральный закон РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

От налогообложения по ставке 35% освобождена материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставлен-ных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них (пп.1 п.1 ст.212 НК).

От налогообложения освобождаются так-же: 
• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего бывшего работника, вышедшего на пенсию, а также бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (чле-нов) его семьи (п.8 ст. 217НК); 
• доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательст-вом РФ зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет (п.17.1 ст. 217 НК).

Социальный налоговый  вычет по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и страхование может быть также предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенси-онному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем (пп.4 п.1 ст. 219 НК). Действие нормы распространяется на правоотноше-ния, возникшие с 1.09.2009 г.

Предусматривается введение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение земельных участков для жилищного строительства, а также на погашение процентов по кредитам, полученным физическими лицами от российских банков в целях рефинансировании (перекредито-вания) ранее выданных целевых займов на приобретение жилья и земельных участков (пп.2 п.1 ст.220 НК).

В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включатся расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ. При этом общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.2 п.2 ст. 220 НК, не может превышать 2 млн рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Предельный размер имущественного налогового вычета по доходам от продажи движимого имущества увеличен до 250 тыс. рублей в целом за налоговый период независимо от количества отчуждаемых объектов (пп.1 п.1 ст. 220 НК).

Налоговые агенты, являющихся кредитными организациями, не обязаны удерживать НДФЛ с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды (п.4 ст.226 НК). Они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками ука-занных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, а также о невозможно-сти удержания налога с таких доходов еже-годно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода (п.2 ст. 230 НК). Признана утратившей силу ст. 233 НК о налоговых льготах, предоставляемых законодательными органами субъектов РФ.

Налог на прибыль организаций

Федеральный закон РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

С 1 августа по 31 декабря 2009 года предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в два раза. По долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, порядок признания расходов в виде процентов не изменился (п.1 ст.269 НК). 
Для целей налогообложения прибыли учитываются расходы по добровольному страхованию имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронно-го терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами (пп.9.1 п.1 ст. 263 НК).

Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»

Доходы, полученные налогоплательщиками  в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп.40 п.1 ст. 251 НК). При этом расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не учитываются при определении расходов в целях налогообложения налогом на прибыль организаций (пп. 48.3 п.1 ст. 264 НК).

Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерально-го закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Для целей налогообложения прибыли  учитываются расходы работодателей  по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Такие расходы включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п.16 ст. 255 НК). 
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, установленный ст. 259 НК. При этом расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами в порядке, предусмотренном пп.3 п.1 ст.254 НК. 
К прямым расходам отнесены расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.1 ст.318 НК).

Специальные налоговые режимы

Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

В связи с введением с 1 января 2010 года на территории РФ нового порядка уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) налогоплательщики единого налога по УСН и ЕНВД, которые сейчас освобожде-ны от уплаты ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением «вмененной» деятельности), дополнительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование обязаны будут уплачивать страховые взносы на: обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2, п. 15 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Сумму единого налога по УСН и ЕНВД можно будет уменьшать на суммы уплаченных страховых взносов (п. 3 ст. 346.21 НК РФ, п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом сумма налогов не может быть уменьшена более чем на 50%.

УСН

Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса РФ»

Уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными  предпринимателями на основе патента. Из упомянутых в статье 346.25.1 НК оснований, по которым индивидуальный предприниматель может быть лишен права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, исключены такие основания, как привлечение им в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ.

ЕНВД

Федеральный закон РФ от 29.06.2009 г. № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»

С 1 января 2010 года по 1 января 2013 года переносится введение ограничения в отношении среднесписочной численности работников (не более 100 человек) организаций потребительской кооперации, которые могут применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

Налог на имущество организаций

Федеральный закон РФ от 30.10.2009 г. № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса РФ»

Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК. Внесение поправок обусловлено тем, что на основании действующей редакции названной нормы организации, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество и не имеющие на балансе имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны представлять в налоговые органы «нулевые» декларации.

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2009 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Изменения касаются налогообложения  имущества, входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). В отношении движимого и недвижимого имущества, входящего в ЕСГ, налог (авансовые платежи) уплачивается (уплачиваются) в бюджет того региона, в котором оно фактически находится.

Налогообложение операций с деривативами и РЕПО

Федеральный закон РФ от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

С 1 января 2010 года изменяется порядок исчисления НДС, НДФЛ и налога на прибыль по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (деривативами) и по операциям РЕПО.

Акцизы и транспортный налог

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ»

Изменены правила формирования ставок транспортного налога и установлены ставки акцизов на 2010-2012 годы.

Налоги на имущество физических лиц

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Дополняется перечень объектов обложения  налогами на имущество физических лиц таким объектом налогообложения, как доля в праве общей собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж и иное.

Информация о работе Налоговое бремя