Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:39, реферат
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы и налоговой нагрузки.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. составила 478,7 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 7,9%. см. рис. 3.
|
1) По методологии Рисунок 3. Динамика задолженности по налоговым платежам |
Таблица 7
Структура задолженности по налоговым
платежам и сборам
в консолидированный бюджет Российской
Федерации1)
на 1 сентября 2009 года
Задолженность |
из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
789,0 |
100 |
369,2 |
100 |
409,9 |
100 |
в том числе: по федеральным налогам и сборам |
655,5 |
83,1 |
273,7 |
74,1 |
374,6 |
91,4 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
171,9 |
21,8 |
62,6 |
17,0 |
107,7 |
26,3 |
налог на добавленную стоимость |
366,5 |
46,5 |
154,7 |
41,9 |
208,0 |
50,7 |
из него налог на добавленную |
365,5 |
46,3 |
154,3 |
41,8 |
207,5 |
50,6 |
налоги, сборы и регулярные платежи |
18,8 |
2,4 |
4,6 |
1,3 |
14,0 |
3,4 |
из них налог на добычу |
13,9 |
1,8 |
2,3 |
0,6 |
11,6 |
2,8 |
акцизы по подакцизным товарам |
27,4 |
3,5 |
10,1 |
2,7 |
16,8 |
4,1 |
из них на: спирт этиловый из всех видов
сырья |
9,7 |
1,2 |
3,5 |
1,0 |
6,2 |
1,5 |
табачную продукцию |
0,2 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
автомобильный бензин |
1,5 |
0,2 |
1,2 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
легковые автомобили и мотоциклы |
0,7 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,7 |
0,2 |
дизельное топливо |
0,5 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
пиво |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,0 |
алкогольную продукцию с объемной |
9,6 |
1,2 |
3,7 |
1,0 |
5,9 |
1,4 |
остальные федеральные налоги и сборы |
70,8 |
9,0 |
41,6 |
11,3 |
28,0 |
6,8 |
по региональным налогам и сборам |
83,5 |
10,6 |
62,2 |
16,8 |
19,6 |
4,8 |
по местным налогам и сборам |
31,0 |
3,9 |
20,4 |
5,5 |
9,8 |
2,4 |
по налогам со специальным |
19,0 |
2,4 |
12,9 |
3,5 |
6,0 |
1,5 |
1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций. |
Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2010г. составила 369,2 млрд.рублей (46,8% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 21,7%, в том числе по акцизам в целом на 13,3%, налогу на добавленную стоимость - на 18,6%, налогу на прибыль организаций - на 16,3%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,1%.
Урегулированная задолженность на 1 сентября
2010г. составила 409,9 млрд.рублей (52,0% от общей
задолженности). По сравнению с 1 января
2010г. она увеличилась на 12,8%. Основная часть
урегулированной задолженности приходится
на задолженность, приостановленную к
взысканию в связи с введением процедур
банкротства - 168,9 млрд.рублей (41,2%) и задолженность,
взыскиваемую судебными приставами - 132,0 млрд.рублей (32,2%).
Структура задолженности по единому
социальному налогу1
на 1 сентября 2009 года
Задолженность |
из нее | ||||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | ||||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | ||||
Всего |
76,8 |
100 |
30,8 |
100 |
44,3 |
100 | |
в том числе: единый социальный налог, |
62,1 |
80,8 |
24,1 |
78,0 |
36,6 |
82,7 | |
Фонд социального страхования |
3,2 |
4,2 |
2,0 |
6,4 |
1,2 |
2,7 | |
Федеральный фонд обязательного |
2,8 |
3,6 |
1,3 |
4,2 |
1,4 |
3,3 | |
территориальные фонды обязательного |
8,8 |
11,4 |
3,5 |
11,4 |
5,0 |
11,3 | |
1) Без учета задолженности по
уплате пеней и налоговых |
|||||||
Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2010г. по сравнению с 1 января 2010г. увеличилась на 0,6%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 сентября 2010г. сократилась по сравнению с 1 января 2010г. на 1,2% и составила 38,6 млрд.рублей.
Перечислим основные особенности,
характеризующие современную
Первое. Налоговый кодекс РФ установил
закрытый перечень налогов и сборов,
который может быть изменен или
дополнен только законом, принятым Федеральным
Собранием. До этого, в силу Указа
Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные
(представительные) органы власти субъектов
Федерации (включая и органы местного
самоуправления) имели право вводить на
своей территории практически любые налоги,
сверх включенных в установленный перечень.
Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе. В главах, определяющих конкретные
режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные
налоги, так и группы налогов одинакового
или близкого типа (например, акцизы
(в главе «Акцизы», пошлины (в главе
«Государственная пошлина»), налоги на
отдельные виды доходов (в главе
«Налог на доходы физических лиц»), и
т.д.). При этом для целей классификации
налогов применен административно-
Третье. С принятием Налогового
кодекса приказы, инструкции и
методические указания, издаваемые
налоговыми органами, не относятся
к актам законодательства о
налогах и сборах, и для налогоплательщиком
имеют не более, чем
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
Говоря
о проблемах современной
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.2
Эффективность
налогообложения определяется соотношением
налоговых поступлений в
– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
– для
хозяйствующих субъектов – в
получении максимально
– для
населения – в получении
Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление
доходов в январе-марте
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.