Налоговое бремя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:39, реферат

Описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы и налоговой нагрузки.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая начатое.docx

— 258.31 Кб (Скачать документ)

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. составила 478,7 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 7,9%. см. рис. 3.

1) По методологии соответствующих  лет, без единого социального  налога.

Рисунок 3. Динамика задолженности  по налоговым платежам

 

Таблица 7

Структура задолженности по налоговым  платежам и сборам 
в консолидированный бюджет Российской Федерации1) 
на 1 сентября 2009 года

 

Задолженность

из нее

 

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

     

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
 итогу

Всего

789,0

100

369,2

100

409,9

100

в том числе: 

по федеральным налогам  и сборам

655,5

83,1

273,7

74,1

374,6

91,4

в том числе:   

налог на прибыль организаций

171,9

21,8

62,6

17,0

107,7

26,3

налог на добавленную стоимость  
    на товары (работы, услуги), реализуемые  
    на территории Российской Федерации и 
    ввозимые из Республики Беларусь

366,5

46,5

154,7

41,9

208,0

50,7

из него налог на добавленную  
       стоимость на товары (работы,  
       услуги), реализуемые на  
       территории Российской Федерации

365,5

46,3

154,3

41,8

207,5

50,6

налоги, сборы и регулярные платежи  
    за пользование природными ресурсами

18,8

2,4

4,6

1,3

14,0

3,4

из них налог на добычу  
       полезных ископаемых

13,9

1,8

2,3

0,6

11,6

2,8

акцизы по подакцизным товарам  
    (продукции), производимым  
    на территории Российской Федерации  
    и ввозимым из Республики Беларусь

27,4

3,5

10,1

2,7

16,8

4,1

из них на:      

спирт этиловый из всех видов  сырья  
       (в том числе этиловый спирт-сырец   
       из всех видов сырья)

9,7

1,2

3,5

1,0

6,2

1,5

табачную продукцию

0,2

0,0

0,1

0,0

0,1

0,0

автомобильный бензин

1,5

0,2

1,2

0,3

0,3

0,1

легковые автомобили и мотоциклы

0,7

0,1

0,0

0,0

0,7

0,2

дизельное топливо

0,5

0,1

0,3

0,1

0,2

0,1

пиво

0,4

0,1

0,2

0,1

0,2

0,0

алкогольную продукцию с объемной  
       долей этилового спирта свыше 25%  
       (за исключением вин)

9,6

1,2

3,7

1,0

5,9

1,4

остальные федеральные налоги и сборы

70,8

9,0

41,6

11,3

28,0

6,8

по региональным налогам и сборам

83,5

10,6

62,2

16,8

19,6

4,8

по местным налогам и сборам

31,0

3,9

20,4

5,5

9,8

2,4

по налогам со специальным  
  налоговым режимом

19,0

2,4

12,9

3,5

6,0

1,5

1) Без учета задолженности по  единому социальному налогу, уплате  пеней и налоговых санкций.

 

Недоимка  по налоговым платежам  на 1 сентября 2010г. составила 369,2 млрд.рублей (46,8% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 21,7%, в том числе по акцизам в целом на 13,3%, налогу на добавленную стоимость - на 18,6%, налогу на прибыль организаций - на 16,3%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,1%.

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2010г. составила 409,9 млрд.рублей (52,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 12,8%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 168,9 млрд.рублей (41,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 132,0 млрд.рублей (32,2%).Таблица 8

Структура задолженности по единому  социальному налогу1 
на 1 сентября 2009 года

 

Задолженность

из нее

 

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

     

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
 итогу

Всего

76,8

100

30,8

100

44,3

100

в том числе:  

единый социальный налог,  
   зачисляемый в федеральный бюджет

62,1

80,8

24,1

78,0

36,6

82,7

Фонд социального страхования  
   Российской Федерации

3,2

4,2

2,0

6,4

1,2

2,7

Федеральный фонд обязательного  
   медицинского страхования

2,8

3,6

1,3

4,2

1,4

3,3

территориальные фонды обязательного  
   медицинского страхования

8,8

11,4

3,5

11,4

5,0

11,3

1) Без учета задолженности по  уплате пеней и налоговых санкций.

 
               

 

  

 

Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2010г. по сравнению с        1 января 2010г. увеличилась на 0,6%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на       1 сентября 2010г. сократилась по сравнению с 1 января 2010г. на 1,2% и составила 38,6 млрд.рублей.

2.2. Особенности современной налоговой  системы РФ

 

Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему  регулирования налогообложения  в РФ:1

Первое.  Налоговый кодекс РФ установил  закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или  дополнен только законом, принятым Федеральным  Собранием. До этого, в силу Указа  Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные  налоги, так и группы налогов одинакового  или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе  «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе  «Налог на доходы физических лиц»), и  т.д.). При этом для целей классификации  налогов применен административно-территориальный  принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) –  вместо экономического или фискально-правового.

 Третье. С принятием Налогового  кодекса приказы, инструкции и  методические указания, издаваемые  налоговыми органами, не относятся  к актам законодательства о  налогах и сборах, и для налогоплательщиком  имеют не более, чем рекомендательную  силу. Кроме того,  с вхождением  Федеральной налоговой службы  в систему Министерства финансов  РФ и функции по разъяснению  законодательных актов по налогообложению  также переданы финансовым органам.

Четвертое. Таможенные пошлины в  РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется  взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при  импорте товаров и услуг), как  НДС и акцизы).

Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу  РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена  только функция контроля  за уплатой  налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные  счета казначейства (или местных  органов власти), хотя последние, и  не наделены правами налоговых органов.

 

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

 

3.1.Проблемы и ограничения развития  современной налоговой системы

 

Говоря  о проблемах современной налоговой  системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования  – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной  и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических  процедур приводят к значительному  увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы  налогообложения на экономическую  деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее  время одной из первоочередных задач  государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и  задачами, которые ставит перед собой  государство при управлении экономикой страны.2

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты  с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении  к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения  заключается в следующем:

– для  государства – в увеличении доходов  бюджета за счет налоговых поступлений  и развитии налогооблагаемой базы;

– для  хозяйствующих субъектов – в  получении максимально возможных  доходов (прибыли) при минимизации  налоговых платежей;

– для  населения – в получении достаточных  доходов для существования при  уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет  необходимые социальные услуги.3

Доходы  федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.

Общий объем  налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью  соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах  ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам,  оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение  мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и  экспорта нефти и газа. Цена нефти  марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.4

С учетом исполнения бюджета по доходам и  расходам дефицит федерального бюджета  в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном  периоде прошлого года 600,0  млрд. рублей или 6,7% ВВП).

В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина  России, обеспечили «другие федеральные  органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших  за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование  денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке  Российской Федерации для учета  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в  сумме 205,1  и  66,0  млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам  в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

Информация о работе Налоговое бремя