Налоговое регулирование малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении механизмов поддержки и развития малого предпринимательства и разработка основных направлений совершенствования организация поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.изучить сущность малого предпринимательства: его преимущества и определенные недостатки, роль малого предпринимательства в рыночной экономике, основные экономические показатели деятельности малых предприятий, проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства;
2.изучить организационно-правовые формы деятельности малого предпринимательства и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;
3.проанализировать современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в РФ;
4.исследовать ход реализации программ развития малого предпринимательства;
5.определить направления совершенствования механизма поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы налогового регулирования субъектов малого предпринимательства……………………………………………………..............7
1.1 Основы и способы функционирования малых предприятий в РФ
предпринимательства…………………………………………………………….7
1.2 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства………………………………………………………16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка эффективности применения специальных налоговых режимов малыми предприятия…………………………………….22
2.1 УСН и ЕНВД как инструмент снижения налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства…………………………………………………...22
2.2 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства…..32
ГЛАВА 3.Совершенствование механизма налогового регулирования малого предпринимательства……………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….....48

Работа состоит из  1 файл

налоговый переделанный.doc

— 2.29 Мб (Скачать документ)

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено 1988 г., в этот период к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышала 100 человек.

Значительную роль малые  предприятия играют в производстве для крупных и средних предприятий  комплектующих изделий, изготовлении различных подсобных материалов, а также предметов потребления, перерабатывая не только значительную часть сельскохозяйственного сырья, но и производя товары, изготовляемые из сырья промышленного происхождения. Другая группа малых предприятий осуществляет свою деятельность преимущественно в непроизводственной сфере. Основную роль среди малого бизнеса в непроизводственной сфере играют предприятий, функционирующие в торговле и общественном питании (более 14 тыс.). Они создают рынок, удовлетворяющий потребности населения в продуктах питания, необходимых товарах: одежде, обуви, предметах домашнего обихода.

В отличие от стран  с уже сформировавшейся рыночной экономикой, некоторыми отличительными особенностями российского малого бизнеса являются:

ï совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

ï стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда;

ï высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

ï достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;

ï стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе и на международные рынки;

ï общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом;

ï низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

ï неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МП;

ï работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, выделяется высокий экономический риск, связанный с недостаточностью правовой базы, ее частыми изменениями, несовершенством механизма исполнения законов и коррупцией во властных структурах. Развитие малого предпринимательства серьезно тормозится отсутствием доступа к долгосрочным «дешевым» кредитам. Инициативу людей, способных вести собственное дело, под корень рубят фискальный, а не стимулирующий характер налогов, зачаточное состояние лизинга и венчурного финансирования; негативную роль играют слабая защита интеллектуальной собственности, нехватка квалифицированных кадров, низкое качество менеджмента.

К сожалению, общественное сознание пока еще не адекватно оценивает  экономическую и социальную значимость малого бизнеса. Все должны понять: предпринимательство – престижное перспективное занятие, приносящее доход не только отдельным людям, но и обществу. Возможность открыть дело, создать тем самым новые рабочие места должна быть реальной.

Московское правительство  выделяет начинающим и проработавшим не более двух лет малым предприятиям субвенции в размере 120 тыс. руб., инновационным – субсидии до 250 тыс. руб. Недавно правительство Москвы приняло специальную программу обеспечения малых предприятий помещениями. Также принято решение о создании деловых центров в каждом столичном округе, что расширит возможности малых предпринимателей арендовать помещения.

Развитие малого бизнеса  рассматривается в качестве мощного  экономического и социального противодействия  нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (таких стран, как Индия, Албания, Бразилия).

Важнейшим из социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса является сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов. Это имеет и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское инициативу, обучение и профессиональный рост.

Одной из наиболее острых социально-экономических проблем  в РФ является безработица, для решения  которой необходимо создание новых  и обновление существующих рабочих  мест.

Особенностями МП, благоприятствующими  росту занятости являются:

ï способность быстро создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости, поскольку затраты капитала на одно рабочее место в МП, как правило, существенно ниже, чем в крупных;

ï МП притягательно для деятельных людей, ибо предоставляет значительные возможности для проявления инициативы, творческой активности;

ï на малых фирмах широко распространены гибкие условия труда и найма, что также весьма привлекательно для многих работников.

Развитие МП позволит восстановить пришедшие в упадок народные промыслы, заполнить свободные ниши на рынке реализации товаров и услуг, повысить налоговую базу.

Малый бизнес создает  новые рабочие места в условиях структурной безработицы, и в  этом состоит его важная социальная роль. В многочисленных малых городах, где нет крупных объектов приложения труда, малое предпринимательство часто становится для населения в трудоспособном возрасте одним из немногих источников получения средств к существованию. Действуя в условиях рыночных рисков, конкуренции, малое предпринимательство ориентируется в основном на удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах, непроизводственных услугах и т.д., а также на обеспечение производственных потребностей предприятий и тем самым является непосредственным субъектом регионального развития. В связи с этим знание тенденций развития малого бизнеса в регионах необходимо для управления этой сферой экономики со стороны органов местного самоуправления.

Кроме сферы торговли и бытовых услуг населению, субъекты малого предпринимательства активно осваивают и некоторые виды производства: строительство, где они выполняют значительную часть субподрядных работ; пошив одежды и обуви; производство продуктов питания.

Региональные программы  поддержки и развития предпринимательства  в основном были нацелены на создание новых рабочих мест. Они предусматривали привлечение в данную сферу молодежи и уволенных в запас военнослужащих, а также развитие предпринимательства в сельской местности, народных промыслов и бытового обслуживания населения.

Суть МП состоит в  том, чтобы каждому человеку предоставлять  возможность создать себе рабочее  место. Причем, чаще всего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Поэтому российскому правительству  необходимо в кротчайшие сроки найти  пути решения проблем, стоящих на пути достойного развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Из мирового опыта  известно, что МП играет ключевую роль в обеспечении социальной ориентированной  рыночной экономики, в достижении баланса  между рыночной эффективностью и  решением социальных проблем. Однако высокая социальная значимость начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона.

Существует два различных подхода к проблеме занятости: первый – отталкиваясь от требований развития производства, то есть обеспечения его трудовыми ресурсами, и второй – исходя из интересов населения, или обеспечения работой и заработками всех стремящихся к этому трудоспособных членов домашних хозяйств. При этих подходах неодинаково оцениваются и существующие соотношения различных форм занятости, и социальные последствия безработицы.

Проблема достижения рационального уровня занятости, как  в аспекте трудовых ресурсов, так  и в плане обеспечения населения работой во многом осложняется тем, что имеет сейчас не только общеэкономический, но и структурно-отраслевой и территориальный характер.

Можно оценить потребность  населения в рабочих местах и  считать нормальным уровнем занятости  наличие в стране приблизительно 51 млн. рабочих мест, обеспечивающих работой около трети ее населения. По официальным данным, насчитывалось 64,3 млн. занятых в разных секторах экономики и около 7,5 млн. безработных. Сопоставление приведенных цифр (51 и 64,3 млн. занятых) еще раз говорит о том, что и с точки зрения соблюдения интересов населения ситуация в целом на уровне абстрактных оценок выглядит как контролируемая. Упрощенный расчет еще раз показывает, что социальными бедствиями чреваты именно отраслевые, региональные и местные проявления безработицы.

В этих условиях именно самозанятость  представляет собой наиболее доступный  для многих семей и активный способ приобщения к деятельности, приносящей семье доход в денежной или  натуральной форме.

Самозанятость населения представляет собой один из видов занятости и форм хозяйствования, постоянно присутствующих в системе национальной экономики. Однако масштабы ее распространения, роль и место в экономической жизни и в жизнедеятельности населения могут изменяться от минимального до весьма существенного.

Широкое распространение  самозанятость в сегодняшних  условиях объясняется тяжелым материальным положением значительной части населения, вызванным экономическим и общественным кризисом, с одной стороны, и возросшими возможностями реализации частной предпринимательской инициативы – с другой.

Для значительной части  населения самозанятость сделалась  не только одним из главных направлений  адаптации к новым экономическим  условиям, но и важнейшим средством  борьбы с бедностью для нуждающихся семей.

Важно определить соотношение  «самозанятой» деятельности домашних хозяйств и других субъектов малого предпринимательства, не относимых  к самозанятости. Прежде всего, следует  подчеркнуть, что некоторые виды собственной экономической деятельности домашних хозяйств имеют прямое отношение к малому предпринимательству, однако рассматриваются как самозанятость, поскольку они реализуются силами домашних хозяйств. Таковы некоторые разновидности семейного бизнеса (рестораны, пирожковые, прачечные и т.п.), которые могут быть оформлены как юридические лица. Таким образом, одна только отнесенность к физическим лицам не является абсолютным отличительным признаком самозанятости.

Сегодня в развитых странах  самозанятые представляют собой  весьма диспаратные группы рабочей силы, различающиеся качеством труда и его организацией. К ним относятся фермеры, люди искусства, владельцы небольших магазинов и др.

Природа и характер самозанятости  в переходных экономиках, во многом повторяя опыт западных стран, все же имеют свою специфику. Если на Западе высокие показатели распространения самозанятости можно объяснить привычно высоким уровнем предпринимательства и развитой рыночной инфраструктурой, то в странах Центральной и Восточной Европы рост самозанятости скорее отражает плачевное состояние рынка, наличие структурных диспропорций и циклических изменений: самозанятость увеличивается с усилением безработицы и сокращением оплачиваемых рабочих мест.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние  несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

 

1.2 Особенности налогообложения  субъектов малого предпринимательства  в сфере сельского хозяйства

 

На территории РФ в  соответствии со ст. 12 Налогового кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются Налоговым  кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Это означает, что состав федеральных налоговых сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на Федеральном уровне и только в соответствии с Налоговым кодексом.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. При  установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчётности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по данному местному налогу.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и  сборы:

1. налог на добавленную  стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы  физических лиц;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых;

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических  ресурсов;

8. государственная пошлина.

Информация о работе Налоговое регулирование малого предпринимательства в РФ