Налоговое регулирование малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении механизмов поддержки и развития малого предпринимательства и разработка основных направлений совершенствования организация поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.изучить сущность малого предпринимательства: его преимущества и определенные недостатки, роль малого предпринимательства в рыночной экономике, основные экономические показатели деятельности малых предприятий, проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства;
2.изучить организационно-правовые формы деятельности малого предпринимательства и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;
3.проанализировать современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в РФ;
4.исследовать ход реализации программ развития малого предпринимательства;
5.определить направления совершенствования механизма поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы налогового регулирования субъектов малого предпринимательства……………………………………………………..............7
1.1 Основы и способы функционирования малых предприятий в РФ
предпринимательства…………………………………………………………….7
1.2 Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства………………………………………………………16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка эффективности применения специальных налоговых режимов малыми предприятия…………………………………….22
2.1 УСН и ЕНВД как инструмент снижения налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства…………………………………………………...22
2.2 Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства…..32
ГЛАВА 3.Совершенствование механизма налогового регулирования малого предпринимательства……………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….....48

Работа состоит из  1 файл

налоговый переделанный.doc

— 2.29 Мб (Скачать документ)

Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять УСН  на общих основаниях;

б) банки;

в) страховщики;

г) негосударственные пенсионные фонды;

д) инвестиционные фонды;

е) профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

ж) ломбарды;

з) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также  добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

и) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным  бизнесом;

к) нотариусы, занимающиеся частной  практикой;

л) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашения о разделе продукции;

м) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

н) организации, в которых  доля непосредственного участия  других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации уставный капитал  которого полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 %.

Ко всем вышеуказанным  субъектам гражданского право применяются  нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные  права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Кодекса) является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения на территории субъектов Российской Федерации нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности применяется налогоплательщиками  – организациями и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими следующие виды предпринимательской деятельности:

1) оказание бытовых услуг [платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее – Классификатор), в группе 01 «Бытовые услуги», за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и услуг ломбардов];

2) оказание ветеринарных услуг (платных услуг, классифицированных по коду подгруппы 083000 Классификатора);

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

В соответствии с Классификатором  к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся работы и услуги, классифицированные в подгруппе 017000 группы 01 «Бытовые услуги» Классификатора, в том числе услуги по заправке автотранспортных средств (топливозаправочные работы), предусмотренные по коду услуги 017612, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках (код услуги 017608).

Таким образом, данные услуги входят в комплекс (перечень) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) налогоплательщиками  в рамках осуществляемой ими деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и, следовательно, являются неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом предпринимательской деятельности.

В этой связи извлечение налогоплательщиками доходов только от выполнения топливозаправочных работ или оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, результаты от занятия которым не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Доходы, полученные налогоплательщиками  от выполнения таких работ (оказания таких услуг), подлежат налогообложению  в общеустановленном порядке;

4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади [за исключением розничной торговли подакцизными товарами, указанными в п.6-10 ст. 181 НК РФ (легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для двигателей, прямогонный бензин), подакцизным минеральным сырьем (природный газ), продукцией собственного производства, а также продуктами питания и напитками в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания];

5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (платные услуги), классифицированные по кодам подгрупп 122100 и 122500 Классификатора);

6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств .

При этом следует иметь  в виду, что налогоплательщики, оказывающие  бытовые услуги как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов их деятельности по оказанию бытовых услуг физическим лицам (населению). Доходы, полученные такими налогоплательщиками от оказания бытовых услуг хозяйствующим субъектам (организациям и индивидуальным предпринимателям), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.

Все остальные услуги, вне зависимости от категории  лиц, которым они оказываются  налогоплательщиками, подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общих основаниях.

С налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный  доход, не взимаются налог на прибыль  организаций (в отношении прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и налог с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения данными налогами, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также единый социальный налог с полученных индивидуальными предпринимателями доходов и выплат, произведенных налогоплательщиками своим работникам в связи с осуществлением деятельности, облагаемой единым налогом.

При этом налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.2005 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме того, налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей по ведению расчетных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также кассовых операций согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета Директором Банка России от 22.09.1993 № 40, и обязанностей предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2007 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов с использованием платежных карт».

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный  доход, обязаны вести учет показателей, необходимых для исчисления единого  налога [фактическое количество (объем) физических показателей базовой доходности; кадастровая стоимость земли по месту осуществления деятельности, максимальная кадастровая стоимость земли, определяемые по данным Государственного земельного кадастра].

При осуществлении данными налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, учет вышеуказанных показателей ведется раздельно по каждому такому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и в отношении видов предпринимательской деятельности, по которым уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

При этом следует иметь  в виду, что на плательщиков единого  налога на вмененный доход не возложена обязанность по ведению учета доходов и расходов в отношении видов деятельности, переведенных на уплату единого налога.

В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие одновременно несколько  видов деятельности, в том числе  виды деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход, ведут учет доходов и расходов только по видам деятельности, облагаемым в общеустановленном порядке.

В целях реализации данного  положения главы 26.3 Налогового кодекса  РФ налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общехозяйственных, общепроизводственных расходов (общих расходов, связанных с производством и реализаций, общих внереализационных расходов), а также расходов на оплату труда пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида осуществляемой ими деятельности в общем объеме доходов, полученных от всех видов деятельности.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей  понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (данное дополнение внесено Федеральным законом от 07.07.2007 № 117-ФЗ и введено в действие с 1 января 2008 года).

Вместе с тем следует  иметь в виду, что розничная торговля, как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли, предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договором розничной купли-продажи.

При исчислении суммы  единого налога на вмененный доход  в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал, в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (ст. 346.29 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина (часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

2.2 Проблемы налогообложения  субъектов малого предпринимательства.

На фоне резкого изменения  условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек [8, с. 36]. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах (см. табл. 1). В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Информация о работе Налоговое регулирование малого предпринимательства в РФ