Налоговые льготы для малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности налоговых льгот, условий и порядка их предоставления субъектам малого бизнеса на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
исследовать экономическую сущность налоговых льгот;
рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот для малого бизнеса;
определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах;
проанализировать применение налоговых льгот для малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления рационального использования налоговых льгот для малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
1 Налоговые льготы для малого бизнеса 5
1.1 Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.2 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 11
1.3 Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 17
2 Анализ механизмов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации 19
2.1 Существующие механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. 19
2.2 Порядок заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход 30
2.3 Пример заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход 37
Заключение 38
Библиографический список 39

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.docx

— 70.66 Кб (Скачать документ)

В НК РФ нашли отражение некоторые меры стимулирующего воздействия на развитие экономики. В частности, предусмотрено начисление амортизации нелинейным методом, а также введение системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности при выполнении соглашения.

Развитию  предпринимательства способствует такая форма налогового стимулирования как снижение ставки налога на прибыль  до 24%, однако отмена одновременно с  ее понижением льготы по уменьшению налогооблагаемой прибыли до 50% на сумму произведенных  капиталовложений является, на наш  взгляд, не эффективной, поскольку препятствует стимулированию инвестиций и развитию инновационного потенциала отечественных  предприятий. Более того, исключив льготы при налогообложении прибыли, государство  фактически самоустранилось от стимулирования инвестиций налоговыми методами.

Вместо  инвестиционной льготы в Налоговом кодексе предусмотрен ускоренный режим амортизации, который регламентирует порядок ее начисления не от первоначальной, а от остаточной стоимости амортизируемого имущества, что снижает налоговую нагрузку за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в первые годы эксплуатации основных средств. Вместе с тем, большинство исследователей проблем налогообложения настаивают на восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

1.2 Роль налоговых льгот  в стимулировании деятельности  малого бизнеса

 

Правительственные агентства во всем мире предоставляют  различные виды стимулирования делового развития для создания благоприятных  условий и поддержки деятельности малых предприятий. Предоставляемые  льготы направлены на обеспечение диверсификации экономики, создание рабочих мест и  увеличение налоговой базы.

Многие  компании ищут пути уменьшения издержек на реализацию новых проектов. Поэтому  стимулирование развития бизнеса часто  является важным фактором в определении  места расположения компании. На принятие этого решения также влияют такие  факторы, как доступность рабочей  силы, отношение к бизнесу властей  и общественности и суммарные  затраты на ведение бизнеса в  данной области.

Региональная  налоговая политика напрямую зависит  от налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации, и полномочий, которыми наделяет Федеральный  центр органы государственной власти субъектов Российской Федерации, среди  которых предоставляется возможность  установления налоговых льгот отдельным  категориям налогоплательщиков. Мировой  опыт и отечественная практика свидетельствуют  о том, что предоставление налоговых  преференций субъектам малого бизнеса  в те или иные периоды экономического развития активно используется как  действенный инструмент финансового  регулирования данного сектора  экономики.

Под субъектами малого бизнеса  в РФ понимаются индивидуальные предприниматели  и организации, зарегистрированные по законодательству РФ, которые отвечают следующим требованиям:

  1. уставный капитал (в уставном капитале доля участия государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций не должна превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не должна превышать 25%);
  2. средняя численность работников (до 100 - в промышленности, строительстве и на транспорте; до 60 -в сельском хозяйстве, научно-технической сфере; до 50 - в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности; до 30 - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения).

В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» предусматривалось  освобождение от налога на прибыль  в первые два года работы малых  предприятий, занимающихся приоритетными  видами деятельности (производство и  переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных  товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской  техники и др.), а в третий и  четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной  ставки налога на прибыль).

К настоящему времени сложилось три параллельно  действующих системы налогообложения  предприятий малого бизнеса: общая  для всех предприятий, упрощенная и  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Причем упрощенная система налогообложения  является действительно льготной, так  как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в  два – три раза, но при этом имеет существенные ограничения  в части ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог  на вмененный доход получил большее  распространение, чем упрощенная система  налогообложения, что обусловлено  обязательным характером его применения в тех субъектах Российской Федерации, которые приняли соответствующее  законодательство.

Авторы  работ, посвященных исследованию преимуществ  и недостатков применяемой в  России системы налогообложения  субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской  деятельности в должной мере не учитывают  специфику именно малого предпринимательства  и, как следствие, не стимулируют  его развитие.

Так, делая  вывод о низкой эффективности  общей системы налогообложения  в отношении малых предприятий, Е.В. Хлыстова указывает на то, что  «многочисленные налоги и сборы  нередко оставляют предприятию  лишь 5-10% полученной прибыли».

Н.И. Малис  рассматривая упрощенную систему налогообложения  и систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход как концептуально разные режимы, отмечает, что «в первом случае в законодательство заложена идея непосредственно  упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором  снижении налогового бремени, но сохраняется  связь величины налоговых изъятий  с результатами деятельности налогоплательщика, во втором – эта связь полностью  утрачивается».

Таким образом, для формирования условий, стимулирующих  предпринимательскую активность широких  слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, использование такого инструмента  финансового регулирования в  масштабах региональной экономики  как налоговые льготы становится все более злободневным.

В соответствии с действующим региональным законодательством  субъекты малого бизнеса к отдельной  категории налогоплательщиков, которым  предоставляются льготы по налогам, зачисляемым региональный бюджет, не отнесены. Однако, малый бизнес, наряду со средними и крупными предприятиями, как субъект инвестиционной деятельности, имеет возможность воспользоваться  льготами по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в  бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций  и транспортному налогу.

Так, по налогу прибыль, при условии осуществления  капитальных вложений в необходимом  законодательно установленном объеме, на получение льготы в регионе  могут претендовать лишь 37-40% малых  предприятий от общего числа организаций  – субъектов малого бизнеса, функционирующих в автономном округе.

По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность  воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой  в размере 50% от суммы налога могли  бы воспользоваться не более 4% малых  предприятий от общего числа организаций  – субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в  регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления  капитальных вложений в необходимом  законодательно установленном объеме) – не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в  отраслях топливно-энергетического  комплекса. При этом отметим, что  с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций  ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2009 года льгота по налогу на имущество  для предприятий данного сектора региональной экономики была упразднена.

Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.

Таким образом, создаваемая в регионе система  предоставления налоговых льгот  оказывает стимулирующее воздействие  на развитие ограниченного числа  субъектов малого предпринимательства  строго определенной сферы, причем, наравне  со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой  преференции именно в отношении  малого бизнеса.

Необходимо  учитывать, что возможности органов  власти субъектов Российской Федерации  в сфере налоговой политики сегодня  весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов региональных бюджетов составляют именно налоги с  предприятий и заменить их нечем; во-вторых, НК РФ жестко регламентирует все действия органов государственной власти в налоговой сфере и устанавливает закрытый перечень налогов и сборов на территории нашей страны; в-третьих, «как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы».

В связи  с этим предлагаемая схема налогового регулирования направлена на совершенствование  системы налогообложения субъектов  малого бизнеса, функционирующих в  различных сферах деятельности и  позволяющая оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.

Суть  предложения заключается в следующем. Сумма налоговых платежей в региональный бюджет прошедшего года каждого малого предприятия принимается за базисную. В течение следующего за базисным года субъект малого предпринимательства  производит все необходимые авансовые  платежи в бюджет, а к концу  года производится расчет налоговых  обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых обязательств превышает сумму налоговых платежей базисного года, то субъект малого предпринимательства, а также инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы  данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.

Существующее  в России правовое пространство для  осуществления деятельности субъектами малого бизнеса определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в НК РФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что налоговые  преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его части, или  снижения ставки по налогу, устанавливаемые  для субъектам малого предпринимательства  не должны ослаблять или искажать конкуренцию как в данном секторе  экономики, так и по отношению  к крупным и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются  той экономией бюджетных средств, которую он обеспечивает региону  сокращением объемов выплат пособий  по безработице (в связи с самозанятостью населения и предоставлением  дополнительных рабочих мест различных  категориям граждан), уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с  приближением мест работы к зонам  расселения и сокращением средней  дальности перевозок), снижением  экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства), более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и так далее.

1.3 Роль и значение  налоговых льгот в зарубежных  странах

 

В зарубежных странах налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В развитых странах малому предпринимательству  предоставляются значительные налоговые  льготы. В Японии, США, Великобритании ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость применяются  дифференцированно в зависимости  от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий  устанавливаются не только правительственными, но и местными органами власти.

В Японии для предприятий с капиталом  не более 100 млн. иен применяются пониженные ставки: с годового дохода до 8 млн. иен ставка составляет 28%, при повышении этой ставки – 37  процентов. Корпоративные организации облагаются налогом в размере 27 процентов. Малые и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок и по местным налогам. Если годовой оборот корпорации не более 3,5 млн. иен, действует ставка в 6%, от 3,5 до 7 млн. иен - 9%, свыше 7 млн. иен – 12 процентов.

Информация о работе Налоговые льготы для малого бизнеса