Налоговые льготы для малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности налоговых льгот, условий и порядка их предоставления субъектам малого бизнеса на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
исследовать экономическую сущность налоговых льгот;
рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот для малого бизнеса;
определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах;
проанализировать применение налоговых льгот для малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления рационального использования налоговых льгот для малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
1 Налоговые льготы для малого бизнеса 5
1.1 Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.2 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 11
1.3 Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 17
2 Анализ механизмов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации 19
2.1 Существующие механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. 19
2.2 Порядок заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход 30
2.3 Пример заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход 37
Заключение 38
Библиографический список 39

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.docx

— 70.66 Кб (Скачать документ)

Объектом  обложения для лиц, применяющих  упрощенную систему налогообложения, являются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик  самостоятельно выбирает объект налогообложения. Организация не вправе менять объект налогообложения в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Однако по истечении 3 лет организация может  менять объект налогообложения ежегодно (Письмо Минфина России от 04.12.2007 N 03-11-04/2/292).

Упрощенная  система налогообложения с объектом налогообложения "доходы" является одной из наиболее простых, так как  необходимость вести учет расходов для целей налогообложения у  организаций отсутствует. Однако за организацией сохраняется действующий  Порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности вне зависимости от выбора объекта налогообложения (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Порядок  определения доходов установлен ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. При  этом доходы определяются в соответствии с положениями по налогу на прибыль (ст. ст. 249 - 251 Налогового кодекса РФ).

Состав  расходов, учитываемых при упрощенной системе, определяется в соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Данный перечень является закрытым. Большинство  расходов учитывается в соответствии с порядком признания расходов в  целях исчисления налога на прибыль (оплата труда, страхование имущества  и др.). Материальные расходы учитываются  в момент оплаты поставщикам, т.е. до списания в производство. Особый порядок  предусмотрен для учета расходов на приобретение, достройку, модернизацию основных средств, расходы на приобретение нематериальных активов. Такие расходы  учитываются с момента ввода  в эксплуатацию, а в отношении  нематериальных активов - с момента  принятия данных активов на бухгалтерский  учет. В течение налогового периода  такие расходы учитываются равномерно по отчетным периодам. Статьей 346.17 Налогового кодекса РФ установлен кассовый метод  признания доходов и расходов (по оплате).

Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе системы  могут применяться налогоплательщиком, одновременно занимающимся различными видами деятельности. Единый налог  на вмененный доход является обязательным, исключительным, а размер налога неоспоримым. В отличие от упрощенной системы  налогообложения, единый налог на вмененный  доход устанавливается по видам  деятельности, его могут уплачивать любые организации вне зависимости  от численности работающих и объема выручки. Поэтому все чаще возникает  вопрос об экономической обоснованности данного налога [6, с. 4]. Для установления базовой доходности должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих налогоплательщиков, чтобы налоговая нагрузка соотносилась с получаемыми доходами.

Вмененным доходом является потенциально возможный  доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых  затрат, определяемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Он рассчитывается на основе данных, получаемых путем  статистических исследований и в  ходе налоговых проверок. Сумма единого  налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа  физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Система налогообложения вмененного дохода служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых  органов, а не целям снижения налоговой  нагрузки, упрощения налогового и  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства. Переход  на уплату единого налога на вмененный  доход не освобождает организации  от обязанности по представлению  в налоговые органы и иные государственные  органы бухгалтерской, налоговой и  статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета совокупности основных налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета  и отчетности не достигается в  тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, один из которых облагается единым налогом на вмененный доход, другие - по общепринятой системе. Применение в обязательном порядке единого  налога на вмененный доход для  плательщиков, значительно различающихся  по своим объемам (размерам деятельности), приводит к нарушению принципов  справедливости налогообложения. Вмененный  доход как потенциально возможный  доход может значительно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных масштабов  деятельности. Отсутствует механизм объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской  деятельности, подпадающим под этот режим налогообложения.

Стимулирующая роль единого налога на вмененный  доход часто обосновывалась тем, что он представлял собой фиксированные  платежи (по крайней мере, в течение  года), не зависящие от объема производства [2].

Как видим, основной целью введения данного  специального налогового режима все  же является не снижение налоговой  нагрузки, не упрощение процедуры  налогообложения и отчетности, а  привлечение к уплате налогов  лиц, контроль за которыми затруднен. Если единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности подразумевает стимулирование развития субъектов малого предпринимательства, то право применения данного налога должно быть добровольным.

Таким образом, особенность налогообложения малого бизнеса в России - наличие разных моделей их налогообложения. Собственникам  малых предприятий достаточно сложно разобраться в преимуществах  каждого из них и принять рациональное решение, снижающее налоговую нагрузку.

Обе специальные  системы налогообложения субъектов  малого бизнеса различаются по своему назначению: упрощенная система направлена на упрощение налогообложения малого бизнеса, единый налог на вмененный  доход устанавливается для целей  облегчения налогового администрирования  отдельных видов деятельности.

Большое значение для финансового положения  малых предприятий имеют налоговые  льготы. В России малые предприятия  пользуются определенными льготами, при применении которых можно  значительно снизить свои налоговые  обязательства. Налоговые льготы малым  предприятиям можно разделить на две группы.

Первая - общие льготы. Они предоставляются  всем плательщикам данного налога, независимо от их размеров, форм собственности  и организационно-правовой формы, а  также вида деятельности. В России малые предприятия пользуются наравне  со всеми другими предприятиями  всеми льготами и налоговыми привилегиями, которые установлены действующим  налоговым законодательством.

Вторая  группа - специальные льготы. Они  предоставляются малым предприятиям. К специальным льготам для малых предприятий можно отнести специальные налоговые режимы.

Кроме льгот  по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют  малому предприятию вести более  простой бухгалтерский учет по сравнению  со средними и крупными предприятиями. Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" субъекты упрощенной системы  налогообложения освобождены от ведения бухгалтерского учета (за исключением  основных средств и нематериальных активов) и осуществляют учет доходов  и расходов в соответствии с правилами, установленными гл. 26.2 Налогового кодекса  РФ. Особый порядок учета доходов  и расходов предусмотрен и для  прочих субъектов специальных налоговых  режимов соответствующими главами  Налогового кодекса РФ.

Подводя итог, следует отметить, что применение действующих норм налогового законодательства Российской Федерации свидетельствует  о тенденциях, отрицательно влияющих на развитие экономических отношений. Так, порядок льготного налогообложения  субъектов малого бизнеса сдерживает перерастание их в более крупные  формы предпринимательства, так  как выгодно пользоваться льготами. При этом усиливаются тенденции  дробления крупных предприятий, их ликвидации и реорганизации.

Основными причинами сложившейся ситуации является незавершенность законодательных  актов, регулирующих деятельность малого предпринимательства. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, приводит к столкновению разноотраслевых  и даже одноотраслевых (федерального и регионального) актов законодательства о налогах, где участником отношений  выступает специфическая и, безусловно, нуждающаяся в такой поддержке  категория лиц, именуемых субъектами малого предпринимательства.

Оказать малым предприятиям столь необходимое  содействие в начале их деятельности можно и виде специальных налоговых  льгот в рамках общей системы  налогообложения.

В условиях легального рынка нужны профессиональные знания Налогового кодекса РФ, законов  и подзаконных актов. В большинстве  случаев у руководителей малого бизнеса нет времени разобраться  в тонкостях системы налогообложения, а также отсутствуют средства для оплаты высококвалифицированных  специалистов. Основные недостатки действующего российского налогового законодательства:

- минимальное  количество налоговых льгот - низкая эффективность использования  в интересах малого бизнеса;

- усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;

- трудно  оспорить в законодательном порядке  действия налоговых органов, по-своему  трактующих двойственные положения  законодательства.

Реализацию  рассмотренных проблем налогообложения  в интересах малых предприятий  можно успешно осуществить в  рамках федеральной программы государственного регулирования малого предпринимательства.

2.2 Порядок заполнения  декларации по единому налогу  на вмененный доход

 

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (далее - Декларация) заполняется  налогоплательщиками, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный  доход на территории муниципальных  районов, городских округов, городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.   

Декларация  за истекший налоговый период (квартал) представляется налогоплательщиком в  налоговый орган по месту постановки на учет организации или индивидуального  предпринимателя в качестве налогоплательщика  единого налога на вмененный доход  не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода (пункт 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). 

Декларация  может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или  через его представителя, направлена в виде почтового отправления  с описью вложения или передана в  электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 80 Кодекса. 

При отправке декларации по почте днем ее представления  считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения. При  передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления  считается дата ее отправки. 

При получении  декларации по телекоммуникационным каналам  связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию  о ее приеме в электронном виде.   

Титульный лист декларации заполняется налогоплательщиком, за исключением раздела "Заполняется  работником налогового органа".

При заполнении Титульного листа необходимо указать:

а) ИНН, а также КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация (особенности указания ИНН и КПП по реорганизованным организациям предусмотрены в пункте 2.10 настоящего Порядка).

б) номер корректировки.

При представлении  в налоговый орган первичной  Декларации по реквизиту "номер корректировки" проставляется "0--", при представлении  уточненной Декларации - указывается  номер корректировки (например, "1--", "2--" и т.д.).

При обнаружении  налогоплательщиком в поданной им в  налоговый орган декларации факта  неотражения или неполноты отражения  сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый  орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.

При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается  представленной с нарушением срока.  

в) налоговый период, за который представляется Декларация.

г) отчетный год, за который представляется Декларация;

5) код налогового  органа, в который представляется  Декларация  

д) код места представления Декларации по месту учета налогоплательщика  

е) полное наименование организации, в соответствии с ее учредительными документами (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается) либо построчно полностью фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Информация о работе Налоговые льготы для малого бизнеса