Налоговые системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание

Налоги являются важным условием стабилизации финансовой системы с момента возникновения любого государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………….....…..3Глава 1 . Налоговые системы зарубежных стран.................................................4
1.1. Налоговая система Республики Туркменистан…........….....................…....4
1.2. Налоговая политика зарубежных стран на современном этапе на примере Украины ...................................................................................................................8
1.3.Налоговая система Германии.........................................................................13
1.4. Налоговая система Республики Казахстан..................................................17
1.5. Налоговая система Китайской Народной Республики...............................21
Глава 2. Уровень налогообложения в зарубежных странах..............................24
2.2. Уровень налогообложения в зарубежных странах на примере Республики Беларусь….........................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...…………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....………31

Работа состоит из  1 файл

НСЗС.docx

— 61.64 Кб (Скачать документ)

Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы Беларуси в целом реализуется  весьма слабо, механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для  этого имеются.

Инвестиционный  потенциал налоговой системы  Беларуси включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность  получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне  сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Отраслевой  потенциал как элемент белорусской  системы налогообложения представлен  фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых  льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

Конкурентный  потенциал данной системы следует  признать весьма низким (отсутствует  даже такой его механизм, как прогрессивное  налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Фискальная  функция системы налогообложения  Беларуси представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью  налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение  нельзя признать благополучным.

Доходы  физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в  Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений  налогов и сборов в консолидированный  бюджет.

Для получения  реальных денежных доходов государства  большое значение имеет налогообложение  доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре  налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании  регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

Сведем  общие результаты сравнительного анализа  систем налогообложения различных  государств в следующую таблицу 2.

Степень реализации той или иной функции  или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической  ситуации и, во-вторых, поставленным целям  и задачам социально-экономического развития.

  Результаты  сравнительного анализа современных  систем налогообложения промышленно  развитых стран Евросоюза и  Республики Беларусь                                                                                             Таблица 2.

НАЗВАНИЕ СТРАНЫ

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (РЕГУЛИРУЮЩЕЙ) ФУНКЦИИ

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Инвестиционный потенциал 

Отраслевой потенциал 

Конкурентный потенциал 

Доходы физических лиц 

Доходы юридических лиц 

Собственность (имущество) 

Акцизные платежи

Германия 

высокий 

низкий 

высокий 

высокий 

средний 

высокий 

высокий

Франция 

средний 

низкий 

высокий 

средний 

высокий 

средний 

высокий

Испания 

средний 

средний 

низкий 

высокий 

средний 

средний 

высокий

Беларусь

низкий 

низкий 

низкий 

низкий 

высокий

низкий 

высокий


Уровень налогообложения в Беларуси сравним  или выше уровня налогообложения  в развитых странах (Австрия — 37,3 %, Бельгия — 44 %, Франция — 41,8 %, но в США — 21,2 %). Но эти страны богаты и могут позволить вычеты из экономического роста. Для стран же с душевым  ВВП примерно того же уровня, что  и в Беларуси, данный уровень налоговой  нагрузки является обременительным  и блокирует накопление инвестиций для модернизации производства. Поэтому  в странах со сходным уровнем  развития доля доходов правительства  устанавливается намного ниже: Колумбия — 12,3 %, Литва — 26,4 %, Перу — 16 %, Тунис  — 29,6 %.

Крупнейшим  среди косвенных налогов, используемых в Республике Беларусь, является налог на добавленную стоимость.Он  вместе с акцизным сбором количественно заменил налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно  с налогом на добавленную стоимость  в системе косвенного налогообложения  используются акцизы, устанавливаемые  на отдельные группы товаров. Их введение было обусловлено отменой налога с оборота. Доля данных налогов в  доходе бюджета на 2000 год составила  соответственно 27,73% и 15,25%.

Главным источником налоговых поступлений  бюджета Республики Беларусь являются платежи по налогу на добавленную  стоимость. Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 16. 11. 1999 г. № 324-3 отменён механизм расчёта  добавленной стоимости. НДС считается  от оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Введены новые ставки налога – 9,09%; 16.67%; в чём проявляется политика унификации принципов налогообложения  Республики Беларусь и Российской Федерации.

Одним из недостатков системы налогообложения  Беларуси является введение частых изменений  и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к  работе, как плательщики, так и  налоговые органы. Это наносит  ущерб полноте и регулярности налоговых поступлений в бюджет. Законодательная и нормативная  база по налогам усложнена, что приводит к ошибкам, как со стороны бухгалтеров  предприятий, так и со стороны  работников контролирующих органов. Однако, последние не несут за это какой-либо ответственности.

До предприятий  не доводятся нормативные документы  по налогообложению, а налоговые  органы отказываются давать разъяснения  и консультации. Как следствие, ошибки по расчётам с бюджетом, которые  квалифицируются как преднамеренное нарушение законодательства, что  влечёт за собой наложение финансовых санкций. Неурегулированность законодательства и взаимосвязанность платежей приводит к тому, что если плательщик неправильно произвёл расчёты по одному налогу, то автоматически ошибка воспроизводится в расчётах по другим платежам.

Существующая  налоговая система характеризуется  недореализованностью фискальной функции. С помощью фискальной функции формируется бюджетный фонд. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными, равномерно распределяться в региональном разрезе. В нынешней ситуации налоги слабо влияют на темпы инфляции, то есть не регулируют денежную массу, так как в полной мере ложатся на доход потребителя.

Не соблюдаются  и принципы построения налоговой  политики, что приводит к нарушениям правовой базы налогообложения. Крупным  источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы.

Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что налоговая  система Республики Беларусь требует  пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение  системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия; обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения.

В настоящее  время в Республике Беларусь более 60 законов содержат нормы, так или  иначе касающиеся налоговых льгот. На самом деле существование налоговых  льгот вне законов – это  нонсенс, поскольку очевидно, что  вопросы, связанные с налогообложением, должны регулироваться исключительно  налоговым законодательством.

Кстати, в проекте Налогового кодекса  специально акцентируется внимание на том, что включение положений, регулирующих налогообложение, в акты другой отрасли законодательства запрещается.

Но и  на сегодняшний день национальное законодательство содержит такие нормы. Налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.  Наличие  большого количества льгот для различных  категорий плательщиков не стимулируют  рост эффективности производства, ускорение  научно-технического прогресса, внедрение  перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие "налоговая система" является базовым при определении практически  всех аспектов налогообложения суверенного  государства. Однако, несмотря на широкое  применение этого термина в специальной  литературе и на закрепление его  в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело  единого значения.

 Налоги  являются одним из наиболее  эффективных инструментов государственного  регулирования, как национальной  экономики, так и международных  экономических процессов. Общепринятыми  являются два основных направления  налогового регулирования. Первое  заключается в централизации  посредством налогов финансовых  ресурсов государства и их  использовании для целей развития  общественного производства.

 Второе  направление налогового регулирования  заключается в разработке государством  системы мер, оказывающих влияние  на интересы отдельных хозяйствующих  субъектов в отношении их экстенсивного  и интенсивного развития. Такое  направление налогового воздействия  государства на производство  реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий, как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.

 В  последнее время в юридической  литературе наряду с правовыми уделяется достаточно большое внимание экономическим аспектам построения налоговой системы.

 Некоторые  ученые выходят за рамки рассмотрения  налоговой системы как правового  и экономического феномена, рассматривая ее в концептуальном плане как организационно-правовую форму, имеющую основные, дополнительные и факультативные элементы, которые характеризуют данное образование также с позиций других, отличных от экономики и права, наук.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика. - М.: Полиглоссум, 2005. – 208 с.
  2. Мировая экономика.  Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. Д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова  и д-ра экон. наук, проф.М.Н.Осьмовой.-М.Флинта:МПСИ,2000.
  3. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М.: Юнити, 2007. – 289 с.
  4. Нечаева Т. Г. Совершенствование механизма налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь // Бухгалтерский учёт и анализ. 2000, № 6, с. 16-20.
  5. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002
  6. Сердюков А. Э., Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: финансы. 2005. - 752с.
  7. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 422с
  8. Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. Волтерс Клувер. 2005. - 480с.
  9. http://zakon.rada.gov.ua.

 

 

 

 


Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран