Налоговые вычеты по налогу на прибыль Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Кыргызской Республики, а так же изучение механизма учета и контроля поступления прямых налогов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- ознакомлений с зарубежным опытом формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов.
- совершенствование прямого налогообложения в КР как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по налогам - копия - копия (2).docx

— 96.06 Кб (Скачать документ)

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической деятельности государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Потенциально налоги способны создавать благоприятные условия  для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Построение справедливой и эффективной налоговой  системы, а также обеспечение  ее ясности, прозрачности и стабильности являются важным условием повышения  предпринимательской и инвестиционной активности, экономического прогресса  Кыргызской Республики и успешного  интегрирования нашей страны в мировую  экономику.

Важнейшим шагом в преобразовании и совершенствовании налоговой  системы Кыргызстана является Налоговый  кодекс Кыргызской Республики от 17.10.2008 года. В результате принятия данного  Налогового кодекса снизилось общее  количество налогов, а перечень налогов  различных уровней четко определены, что значительно облегчает условия  существования субъектов хозяйствования. 

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая  финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством  налогов, поступают в бюджет или  другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение  обороноспособности страны и поддержание  правопорядка, финансирование государственных  программ, выплату заработной платы  работникам бюджетной сферы, включая  учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных  посредством налогов, неэффективность  налоговой системы, массовое уклонение  от уплаты налогов - сразу же сказываются  на состоянии государства и общества в целом. Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое  значение для формирования доходной части государственного бюджета.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических  основ прямых налогов и выявление  роли прямых налогов в бюджетной  системе Кыргызской Республики, а так же изучение механизма учета и контроля поступления прямых налогов.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследование сущностных аспектов  прямых налогов;

- изучение нормативно-правовой базы  регулирования прямых налогов;

- анализ состава и структуры  налоговых доходов бюджетов всех  уровней;

- ознакомлений с зарубежным опытом  формирования доходной базы бюджетов  всех уровней за счет прямых  налогов.

- совершенствование прямого налогообложения  в КР как фактор увеличения  доходов бюджетов всех уровней.

Выполненная мной курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе раскрываются теоретические  основы прямых налогов, а именно изучается  сущность прямых налогов, история развития и поступления по прямым налогам. Рассматривается нормативно-правовая база регулирования прямых налогов.

Во  второй главе раскрывается и анализируется порядок начисления и уплаты прямых налогов. Рассматриваются виды прямых налогов.

В третьей главе рассматриваются  структура и значение прямых налогов  в формировании доходной базы бюджета нашей страны. Изучаются направления совершенствования прямого налогообложения как фактора увеличения доходов бюджетов всех уровней КР.

 

Глава I. Социально-экономическое значение прямых налогов в Кыргызской Республике

В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функции и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. Например, при феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функции феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны1.

По мере социально-экономического развития общества налоги становятся основным финансовым инструментом экономической  политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской  деятельности, национальной экономики  и международных экономических  отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками  как форма участия в решении  общенациональных задач. Поэтому в  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Применение налогов  является одним из основных методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с  коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  доход и прибыль предприятия.

Налоги выступают главной  формой мобилизации и аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Таким образом, сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный  бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных  предприятий и ряда специальных  фондов.

Посредством налогообложения  изымаются средства предприятий  и граждан в бюджет государства  и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. 

По своей форме налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление налогов зависит от объекта обложения и от взаимоотношения плательщика и государства. В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах развитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. К числу прямых налогов относятся подоходный налог, налог на прибыль, налоги за пользование недрами, налоги на имущество, владения и пользования которые служат основанием для обложения. Прямые налоги распространяются на стадию производства и реализации продукции, а косвенные большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги – это налоги на доходы, а косвенные – на расходы, что они больше относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины.

Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются  в том, что они обеспечивают государству  более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества  или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев  и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может  подвергаться, в зависимости от разнообразных  причин, значительным колебаниям.

Так же к достоинствам прямого налогообложения  относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Как ранее отмечалось, в настоящее  время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они  имеют ряд преимуществ по сравнению  с другими видами налогов.

Основные преимущества прямого  налогообложения состоят в следующем:

  1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
  3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Такой принцип налогообложения  большинством экономистов мира считается  наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные — прямая  форма налогообложения требует  сложного механизма взимания  налогов, так как связана с  достаточно сложной методикой  ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

2. Контрольные — контроль поступления  прямых налогов требует существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных методов  учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские — прямые налоги  связаны с возможностью уклонения  от уплаты налогов из-за несовершенства  финансового контроля и наличия  коммерческой тайны.

4. Бюджетные — прямое налогообложение  требует определенного развития  рыночных отношений, так как  только в условиях реального  рынка может формироваться реальная  рыночная цена, а следовательно,  и реальные доходы (прибыль), однако  с такой же вероятностью могут  иметь место и убытки. Поэтому  прямые налоги не могут являться  стабильным источником доходов  бюджета.

Также к недостаткам можно отнести  уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям  при повышении налоговых ставок.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется  в их функциях. Рассмотрим функции  в наибольшей степени присущие прямым налогам.

Одна из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и  местного самоуправления финансовыми  ресурсами.2

Посредством фискальной функции реализуется  главное назначение налогов —  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов  находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение  экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство  может устанавливать разные условия  налогообложения для различных  категорий плательщиков, для осуществления  одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут  либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую  активность в отдельные периоды.

Налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит  соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

При использовании налоговых льгот  для смягчения социального неравенства  проявляется социальная функция  налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения  изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем  самым сглаживается неравенство  между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным  слоям и группам населения (многодетным  семьям, пенсионерам, инвалидам и  некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны  друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять  общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы  излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Информация о работе Налоговые вычеты по налогу на прибыль Кыргызской Республики