Налоговый аудит и сопутствующие услуги в области налогообложения на примере аудита налога на прибыль ООО «Флагман»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание

Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АУДИТА 5
2 ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ НАЛОГОВОМУ АУДИТУ УСЛУГ 9
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОВЕРКИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 15
3.1 МЕТОДИКА КРИШТАЛЕВОЙ 15
3.2 МЕТОДИКА АФАНАСЬЕВОЙ 26
3.3 МЕТОДИКА ПРОСКУРЯКОВА 31
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО «ФЛАГМАН» 36
4.1 ОБЩАЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ФЛАГМАН» 36
4.2 ПРОЦЕДУРА ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА 39
4.3 ПРОВЕРКА УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ООО «ФЛАГМАН» 42
4.4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Работа состоит из  1 файл

аудит.doc

— 497.50 Кб (Скачать документ)

     Состав  основных документов бухгалтерского учета  и отчетности по оформлению расчетов по налогу на прибыль:

  • Приказ предприятия об учетной политике для целей налогообложения на отчетный год
  • Форма бухгалтерского отчета № 2 "Отчет о прибылях и убытках"
  • Главная книга или оборотный баланс
  • Регистры аналитического и синтетического учета
  • Первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом)
  • Выписки банка по движению денежных средств по расчетному счету с приложенными первичными документами
  • Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию, реализацию основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов (форма № КО-1)
  • Расходный кассовый ордер (форма № КО-2)
  • Ведомости учета средств, поступивших по предварительной оплате
  • Ведомости учета выданных на поставку продукции (выполнение работ и услуг) авансов, средств по оплате продукции, принятой от заказчиков по частичной готовности
  • Ведомости учета реализованной готовой продукции, произведенной филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятия, не имеющими признаков юридического лица
  • Ведомость учета задолженности, относящейся к реализации готовой продукции
  • Акт на выбытие основных средств (форма № ОС-4)
  • Приходный ордер (форма № М-4)
  • Акт (накладная) приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОС-1)
  • Акции, облигации и другие ценные бумаги и первичные документы, подтверждающие стоимость долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений
  • Учетные регистры по формированию затрат на себестоимость продукции (работ, услуг)
  • Бухгалтерский баланс
  • Акт проверки (решения) налоговой инспекции

     В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.

     Ознакомление  с системой бухгалтерского и налогового учета ООО «Флагман» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

  • учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
  • критические области учета, средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

     В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации  системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были. Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете оформляют по рекомендованной форме РД 4п.

     По  итогам первоначального знакомства, используя рекомендуемый методическими рекомендациями тест «Оценка системы учета и внутреннего контроля», надежность системы внутреннего контроля оценивается как «средняя».

     При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: предприятие не имеет рискованных видов деятельности и нетрадиционных операций, не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых организаций. Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий и принять его к расчету 50%.

     При общем знакомстве с системой внутреннего контроля на предприятие не было выявлено средств контроля. Принимая во внимание оценку системы учета и внутреннего контроля, система внутреннего контроля оценивается как средняя риск устанавливается 80%.

     Риск  аудита принимается равным 5%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите многих видов налогов.

     Риск  необнаружения соответственно равен: 5% / (50% · 80%) = 12,5%.

     И оценивается как низкий.

     Расчет  уровня существенности, используемого  в ходе аудиторской проверки, представляют в рабочем документе РД 3п «Определение общего уровня существенности при аудите финансовой отчетности».

     На  основании проведенного анализа  учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете были выявлены расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. В ходе планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом «ключевых по риску областей», вероятность ошибок в которых высока были выявлены следующие участки учета:

  • формирование себестоимости, оценка запасов;
  • амортизация основных средств;
  • доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
  • доход в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности;
  • представительские, рекламные расходы и расходы на командировку сверх норм.

       Проанализировав полученные данные, аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль будет  производиться в комплексе аудиторских процедур, представленных в Программе аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (Приложение 3).

4.3 Проверка уплаты налога на прибыль ООО «Флагман»

     Для проверки правильности отражения выручки предприятия выборочно был проверен каждый 20 документ. Проверка правильности оформления первичных учетных документов, отражена в рабочем документе. Выполнение работ оформляется актами оказанных услуг. Документы подписывают должностные лица ООО «Флагман» имеющие право подписи, согласно приказа об учетной политике.

     Согласно  учетной политики ООО «Флагман» материалы приходуются на склад по фактическим затратам на их приобретение, включая расходы на доставку упаковку, хранение. Основными материальными ценностями, числящимися на 10 счете, являются канцелярские товары, хозяйственные принадлежности, материалы для текущего ремонта. Для учета материалов, поступающих от поставщиков, не применяется приходный ордер по форме М-4 (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

     При проверке выручки и себестоимости, что непосредственно затрагивает  расчеты с заказчиками и поставщиками, были так же просмотрены заключенные  договора и акты сверок. Договора оформлены  в соответствии с законодательством РФ. ООО «Флагман» не имеет договоров с заказчиками содержащих особые переходы права собственности. Ошибок по отражению хозяйственных операций и формировании выручки обнаружено не было.

     Акты  сверок на конец года проведены со всеми основными заказчиками и поставщиками, подписаны обоими сторонами, без разногласий.

     При проверке правильности формирования расходов на продажу были проверены следующие участки учета:

  • расчеты с подотчетными лицами,
  • учет материальных ценностей,
  • учет основных средств,
  • учет расчетов с персоналом по оплате труда,
  • учет расчетов по ЕСН и страховых взносов,
  • учет прочих расходов.

     Проверка  авансовых отчетов проводилась  выборочным методом каждый 10 документ, было выявлено, что по авансовым  отчетам отражены командировочные, представительские расходы, расходы по отправке техники заказчикам, прочие расходы.

     Авансовые отчеты ООО «Флагман» составляет по унифицированным формам № АО-1. Организация действительно вправе уменьшить базу по налогу на прибыль, если соблюдаются общие требования, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.

     Командировки  оформляют приказами руководителя и авансовыми отчетами с приложенными к ним подтверждающими документами. Но для технолога Петросяна А.Г. служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-Ю а не составлены (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Отсутствие этого документа при проверке может быть расценено как отсутствие экономической оправданности расходов. В остальном в ООО «Флагман» первичные документы по командировочным и представительским расходам заполняются в соответствии с требованиями законодательства и учетной политике фирмы: оформляются приказы, командировочные удостоверения, сметы представительских расходов, служебные записки о проделанной работе.

     К авансовым отчетам прилагаются документы, подтверждающие расходы: чек; копия чека, акт, проездные билеты и т.д. Проверка правильности отражения бухгалтерских проводок оформляют рабочим документом РД 2б.

     Проверка  участка учет материалов проводилась выборочным методом, проверялся каждый 15 документ. Выдача материалов с материального склада осуществляется по унифицированной форме М-11, с приложением служебной записки от начальников отделов. Списываются материалы по средней себестоимости. Правильность отражения бухгалтерских проводок при списании отражают в рабочем документе РД 2б.

       На счете предприятия числится  автомобиль, расходы на ГСМ и  запчасти отражаются на 10 счете  субсчет «Топливо», «Запчасти». Нормы  расхода ГСМ приказом не утверждены, применяются нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003 г. № РЗ112194-0366-03.

     Для списания горюче-смазочных материалов не используется путевой лист по форме  № 4-с "Путевой лист грузового автомобиля". В соответствии со ст. 252 гл. 25 НК РФ для того, чтобы затраты на ГСМ учитывались при определении налога на прибыль, необходимо документально подтвердить их первичными документами. Путевой лист выписывается только на один день (сутки) диспетчером или уполномоченным лицом. В исключительных случаях путевой лист выписывается на больший срок (когда работника отправляют в командировку или на спецзадание). В путевом листе обязательно проставляют порядковый номер, дату выдачи, печать организации, указывают пробег автомобильного средства, его марку и количество горючего, показания спидометра при выезде и возвращении в гараж. Пробег автомобиля является одним из основных показателей, по которому определяется нормируемое количество топлива, и определяется на основании показаний спидометра, которые в обязательном порядке отражаются в путевом листе. Поэтому материально ответственное лицо - диспетчер или механик - должно ежедневно снимать показания спидометра при выезде и возвращении и заносить эти сведения в путевой лист. Материально ответственному лицу в целях учета этих данных целесообразно вести журнал снятия показаний спидометра. В этом журнале на каждую конкретную автомашину открывается отдельный раздел журнала, т. е. отводится несколько страниц, что позволяет заносить записи в журнал в течение всего года. В конце года журнал закрывается, а сведения о показаниях спидометра на 31 декабря переносятся в новый журнал. Если автомобиль перевозит груз, то к путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные накладные, оформленные надлежащим образом.

     По  мнению Минфина России, без путевого листа нельзя признать расход топлива  обоснованным. Минфин подчеркивает, что  первичные документы должны быть составлены таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Таким образом, эти расходы не могут снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль без подтверждающих документов.

     Много вопросов возникает с документальным подтверждением и других расходов, связанных с содержанием автотранспорта. Затраты на мойку служебного автомобиля были учтены при расчете налога на прибыль как расходы на содержание транспорта. Экономическая обоснованность таких затрат сомнений не вызывает. По поводу же их документального подтверждения Минфин в письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/I /530 напомнил, что такие расходы подтверждают первичные документы, которые составлены по унифицированным формам или содержат все обязательные реквизиты. Перечень этих реквизитов есть в п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете". За мойку автомобиля водитель обычно платит наличными, выданными ему под отчет. В такой ситуации документальным подтверждением будут авансовый отчет водителя и оправдательные документы, например кассовый чек, который подтверждает оплату услуг по мойке. Однако, по мнению налоговых специалистов, этого недостаточно. Чтобы подтвердить расходы по мойке автомобиля, в чеке, помимо прочего, должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер машины, которая была обслужена (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007). Таким образом, расходы на мойку автомобиля ООО «Флагман» не могут быть признаны при расчете налога на прибыль из-за отсутствия правильно оформленных подтверждающих документов.

Информация о работе Налоговый аудит и сопутствующие услуги в области налогообложения на примере аудита налога на прибыль ООО «Флагман»