Необходимость и сущность налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сущности налога на прибыль организаций, его основные элементы, роли и перспективы развития данного налога для эффективной системы налогообложения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность налога на прибыль, определить теоретические основы понятий налога;
- определить и обосновать приоритетные инструменты активизации регулирующего потенциала налога на прибыль на современном этапе;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего механизма формирования налоговой

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Необходимость и сущность налога на прибыль…………..……….5
1.1. Экономическое содержание налогооблагаемой прибыли...................5
1.2. Роль налога на прибыль в формировании бюджета страны……...…10
Глава 2. Особенности налога на прибыль в Российской Федерации………14
2.1. Объекты и налогоплательщики……………………………………….14
2.2. Особенности исчисления налоговой базы…………………………….18
2.3. Налоговый период, сроки и ставки……………………………………22
Глава 3. Перспективы развития на современном этапе……………………....26
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Необходимость и сущность налога на прибыль.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

       В современных условиях хозяйствования все большее значение приобретает такой вид услуг, как страхование. Вместе с тем перечень видов страхования, расходы по которым можно учитывать при расчете налоговой базы, изложенный в ст. 263 НК РФ, не в полной мере соответствует сложившейся практике. Перечень расходов на страхование, подлежащих включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль, приведенный в ст. 263 НК РФ, необходимо дополнить расходами на страхование обязательной гражданской и профессиональной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством.

       В налоговом законодательстве содержится мера, имеющая инвестиционную направленность, которая в современной российской практике не нашла широкого применения. В работе обоснована необходимость  развития применения в российской практике инвестиционного налогового кредита (ИНК), что соответствует и мировому опыту. Одной из мер, способствующих распространению применения ИНК, может стать разрешение включения процентов по нему в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Позиция налогового ведомства по данному вопросу состоит в том, что проценты по инвестиционному налоговому кредиту не разрешается принимать в уменьшение налоговой базы. Основываясь на анализе норм законодательства, обоснована необходимость включения процентов по инвестиционному налоговому кредиту в налоговую базу по налогу на прибыль.

       С 2002 г. в связи с особым порядком формирования показателей доходов  и расходов организации установлен новый метод исчисления налоговой  базы по налогу на прибыль, отличный от применяемого в бухгалтерском учете. На базе сопоставления порядка исчисления налогооблагаемой прибыли с порядком формирования финансовых результатов, выявлены нормы налогового законодательства, отличные от норм бухгалтерского учета, которые являются причиной количественных расхождений показателя финансовых результатов и налоговой базы по налогу на прибыль и сформулированы рекомендации по сближению норм бухгалтерского и налогового учета по ряду аспектов. Налоговая методика исчисления налоговой базы приводит к усложнению расчетов и требует увеличения расходов организаций на привлечение дополнительных специалистов и внедрение программных продуктов по ведению учета. Предложенные МНС РФ аналитические регистры налогового учета не позволяют создать согласованную и взаимоувязанную систему учета. Одним из наиболее эффективных способов организации налогового учета является использование плана счетов налогового учета либо доработка в соответствии с требованиями налогового законодательства рабочего плана счетов по бухгалтерскому учету. Предложены разработки по организации налогового учета, которые способствуют усовершенствованию работы соответствующих служб в организациях, а также повышению эффективности проведения проверок налоговыми органами.16

       В экономическом сообществе отношение  к введению налогового учета и учету отклонений налоговой базы от финансовых результатов неоднозначное. Считаем, что при расчете налоговой базы по новой методике отражение отклонений налоговой базы от финансовых результатов необходимо, так как эта процедура выполняет контрольную функцию при проверке правильности формирования налоговой базы. Одним из трудоемких участков налогового учета является учет операций с объектами основных средств, в связи с чем произведена систематизация различий в части операций с объектами основных средств и предложен алгоритм отражения ризниц, возникающих в результате различных требований налогового и бухгалтерского законодательства.

       В качестве льготы можно рассматривать  право субъектов Российской Федерации  понижать налоговую ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, до 13,5%, т.е. на 4 п.п. В целях усиления целевой направленности данной нормы предлагается следующее. При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне в целях повышения заинтересованности предприятий в повышении предпринимательской и инвестиционной активности ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод». Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки должны производиться конкретно в регионе с учетом специфики экономического развития региона и приоритетов. Такая мера позволит избежать создания особых экономических зон, в которых организации регистрируются, главным образом, для уклонения от уплаты налогов. Применение данного предложения в совокупности с другими мерами стимулирования предпринимательской активности, позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, с учетом временного лага, приведет к увеличению доходов бюджета.

       Однако  есть и положительные моменты. Так  Минфин пошел на снижение ставки налога на прибыль с 24% до нынешних 20%. Но, по мнению многих специалистов это не  привело к положительному результату.  Снижение ставки по налогу на прибыль с отменой инвестиционной льготы не дало ожидаемого эффекта:17

              -      во-первых, не послужило стимулирующим фактором для развития предприятий, так как на их инвестиционную деятельность и деловую активность в основном влияние оказали другие факторы макроэкономического и институционального характера, особенно в отношении иностранных инвесторов.

                 -    во-вторых, оказало негативное влияние в целом на налоговую собираемость.

       В числе дополнительных мер, направленных на усиление инвестиционной активности и поддержание экономического роста, Минфин ввел "инвестиционную премию", которая разрешит отнесение на расходы части стоимости введенных в действие основных фондов в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию.

       Внесение  предложенных изменений в действующее законодательство по налогу на прибыль организаций повысит его регулирующую направленность и окажет стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность.

             С 1 января 2011 г. вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Основные нововведения коснулись отдельных видов налогов. По налогу на прибыль организация вправе осуществлять авансовые платежи раз в квартал, а не ежемесячно только в случае, если средняя квартальная выручка за предыдущие четыре квартала не превышала 10 млн. руб. Ранее предел суммы выручки устанавливался в размере 3 млн. руб. (п. 3 ст. 286). Стоимость амортизируемого имущества возрастет с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб., соответственно именно эту сумму можно будет отнести к расходам, уменьшив налог на прибыль (п. 1 ст. 256).18

          Частично пересмотрен предельный размер процентов, учитываемых при начислении налога. При оформлении долгового обязательства в иностранной валюте предельная величина расходов, на которую будут уменьшены проценты, составит произведение ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8. Это положение будет действовать до 31 декабря 2012 г. При оформлении долгового обязательства в рублях коэффициент останется равным 1,8 (п. 1.1. ст. 269).

          Установлена ответственность налогового органа в случае неправомерного вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации в банке. За каждый календарный день, начиная с даты вынесения такого решения на сумму денежных средств, в отношении которой данное решение действовало, будут начисляться проценты, подлежащие уплате организации-налогоплательщику (п. 9.2. ст. 76). 

             Изменения также затронули право налоговых агентов не предоставлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям. С 1 января 2011 г. организация будет обязана подавать сведения об индивидуальных предпринимателях, сотрудничающих с ней (п. 2 ст. 230).   

          Изменения, вносимые в НК РФ с 2011 года, не столь многочисленны, однако способствуют совершенствованию налогообложения в части отдельных видов налогов, повышению ответственности за нарушение требований законодательства и предоставляют некоторые преимущества организациям-налогоплательщикам.19

       В целом же, в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти, что особенно актуально по налогу на прибыль. Как показано выше, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов. 
 
 
 
 

Заключение.

       На  основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы - налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Плательщики налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России. Объектом обложения налогом на прибыль, является прибыль, включающая в себя полученный доход за вычетом сумм произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса РФ. 

             Обстоятельства и породили множество противоречивых суждений о правомерности использования налога на прибыль в современных условиях на принципах, заложенных в Законе Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

            В отношении плательщиков налога на прибыль в новом законодательстве находит воплощение принцип равного подхода ко всем субъектам хозяйствования. Однако выделяются иностранные юридические лица, а по банкам и страховой деятельности приняты отдельные законы об обложении их доходов

       Рассмотрев  указанную тему можно сказать, что  налог на прибыль - это очень сложная  экономическая категория, которая  закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков - предприятий и организаций. Однако нынешняя налоговая система является очень гибкой. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Не является исключением и нормативная база по налогу на прибыль. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

       Налоги  как очень мощное орудие могут  сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов, но только в случае целенаправленного и грамотного использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1. http://www.nalog.ru/

2. http://www.minfin.ru/

3. http://www.roskazna.ru/

4. http://www.government.ru/

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. 2010.

6. Налог на прибыль: взаимосвязь системы бухгалтерского и налогового учета/ Е. В. Бехтерева. – М.:, 2007.

7. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. -  М.: Дашков и К, 2006.

8. Налоги и налогообложение / И. А. Майбуров и др.– М.: 2008.

9. Налог на прибыль / Новоселов, К. В. – СПб.: 2007.

10. Налоги и налогообложение / Скрипченко В. А. – СПб.: 2009.

11. Налоги и налогообложение. / И. А. Майбуров и др. –М.: 2008.

12. Что происходит с налогом на прибыль?! / И. В. Букина – М.: 2009.

13. Проблемы и перспективы современного этапа реформирования российской налоговой системы / Л. С. Гринкович; Финансы и кредит. – 2010. - №12.

14. О налоге на прибыль / Т. М. Гуркова, А. А. Назаров, Д. В.  Коновалов // Налоговый вестник. – 2009. – №3.

Информация о работе Необходимость и сущность налога на прибыль