Оптимизационное налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа

Описание

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

Содержание

1 (8) Оптимизационное налоговое планирование 3
2 (48) Цели и системное представление государственного налогового менеджмента 22
Задача 1 (18) 28
Список использованной литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

к р налоговый менеджмент.docx

— 55.60 Кб (Скачать документ)

      При формировании того или иного способа  налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так  и деятельности организации в  целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).  Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия немалую роль играют ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством.

      Если  выбранный способ налоговой оптимизации  связан с привлечением широкого круга  лиц, нужно руководствоваться правилом "золотой середины", например в  случаях привлечения труда инвалидов. Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с организацией. Но излишняя осведомленность сотрудников может  привести к утечке информации.

      Достаточно  просто и удобно классифицировать виды или направления налоговой оптимизации, используя следующие критерии разграничения  видов налоговой оптимизации:

  • законность действий налогоплательщика. Для простоты можно принять две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо нарушает закон, либо нет;
  • степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

      Существуют три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

      Классическая  налоговая оптимизация - важное направление  финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых  обязательств перед бюджетом, своевременную  и полную уплату налогов.

      Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами, в  том числе по рассрочке налоговых  платежей.  Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами. НК РФ предоставляет организациям возможность отсрочек платежей для переноса текущих налоговых платежей на будущее, и уже дело руководства предприятия принимать решение о применении подобных механизмов.

      При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и  недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При  этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие  формы экономических действий, налогообложение  которых минимально.

      К обычным критериям построения бизнеса  в данном случае необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят  экономить на налогах в соответствии с законом, сначала разработать  организационную и финансовую схему  бизнеса, а потом в рамках готовой  схемы минимизировать налоги. В подобных условиях достигнуть желаемого результата очень сложно. Думать о налогах  необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной деятельности.

      В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Достигнуть нулевого налогообложения невозможно. Однако если к нему изначально стремиться и действовать для этой цели, то степень налогообложения будет  существенно меньше.

      Способы законного (легального) уменьшения налогов  всегда были и будут. Во-первых, из-за законодательно установленных различных  видов налоговых режимов и  льгот. Нестандартное применение различных  налоговых режимов и льгот  бывает очень полезным с точки  зрения оптимизации налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера. В современной очень динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, будут существовать такие действия, которые более выгодны налогоплательщику.

      В широком смысле оптимизационное  налоговое планирование имеет социальный, организационный, юридический, экономический, финансовый, бухгалтерский и прочие аспекты. Оно прямо затрагивает  интересы предприятий, физических лиц  и самого государства. Важны именно те аспекты, которые касаются налогоплательщиков - юридических и физических лиц, активных участников оптимизационного налогового планирования. Налоговое планирование является всего лишь составной частью общего экономического планирования налогоплательщика.  Оптимизационное налоговое планирование в качестве системного подхода не может быть реализовано без сбора и целенаправленной переработки информации с использованием некоторых основных экономических показателей конкретного бизнеса. Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность имеет разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно разделить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели каждого вида деятельности.

      Финансовое  планирование в рамках предприятия  использует несколько методов, в  том числе расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и оптимизации. Оптимизационное налоговое планирование представляет собой разработку некоторых  экономических действий, налоговых  схем и их документального оформления, направленную на минимизацию налогов  в рамках законной деятельности предприятия. Математически модель оптимизационного налогового планирования может быть представлена как аналитическая  задача нахождения минимума налоговых  платежей для применяемой финансовой схемы с некоторыми постоянными  и переменными экономическими показателями. Под постоянными экономическими показателями понимаются те, на которые налогоплательщик не может влиять, которые от него практически не зависят.

      Под переменными понимаются экономические  показатели, каким-либо образом зависящие  от налогоплательщика и на которые  он может влиять.

      Формулу оптимизационного налогового планирования (ОНП) можно представить следующим  образом:

ОНП = F (пост. 1 - пост. Н, перем. 1 - перем. М),

где F - функция налогообложения, зависящая  от экономических показателей конкретного  предприятия;

пост. - постоянные экономические показатели;

Н - их число;

перем. - переменные экономические показатели;

М - их число.

      При этом очень важно определиться с  соотношением постоянных и переменных экономических показателей. Дело в  том, что чем большим количеством  переменных показателей можно свободно пользоваться, тем больше степеней экономической свободы, тем легче  можно решить поставленную задачу налоговой  оптимизации. Практически все попытки реализации оптимизационного налогового планирования приводят к налоговым схемам с какими-либо ограничениями и изъятиями, и чем меньше будет число ограничений в конкретной схеме, тем она будет проще и эффективнее.

      В самом простом варианте налогообложение  зависит от статуса хозяйствующего субъекта и вида договоров, которые  он применяет.

      Противозаконная налоговая оптимизация, при которой  налогоплательщик применяет противозаконные  методы в целях уменьшения налоговых  платежей, выгоднее всего, однако порождает  весьма неблагоприятные последствия  для налогоплательщика (или, по крайней мере, их вероятность).

      Подобная  оптимизация вызвана рядом объективных  факторов, не способствующих уплате налогов: простота работы с наличностью, низкая эффективность и прибыльность предприятий  во время реформ, торжество тактических  задач над стратегическими в  управлении предприятиями; непродуманность  и непоследовательность экономической, финансовой и налоговой политики государства.

      Эти факторы не являются оправданием  для нарушителей закона, но в совокупности они составляют некоторый уровень  поддержки именно противозаконного экономического поведения. Для преодоления  данного уровня требуется долгая и кропотливая работа различных  государственных органов, в том  числе и демонстрация ими новых  моделей поведения своим личным примером.

      Учитывая  огромную важность налогов для государства, оно стремится должным образом  реагировать на их неуплату и предусматривает  целый ряд мер (не всегда эффективно действующих), дабы не допустить потери поступлений в бюджет.

Виды  конкретных нарушений налоговых  норм очень разнообразны - это работа без регистрации в налоговых  органах, без отчетности и соответственно без налогов, разнообразные нарушения  учета, просто неуплата налогов, различного рода подмены и жульничества с  документами, цепочки юридических  лиц, часть из которых быстро пропадает, и т.д.

Непосредственные  нарушения осуществляются различными по величине субъектами бизнеса по-разному:

  • малые предприятия манипулируют с кассой, учетом и отчетностью;
  • средние предприятия работают с различными схемами "обналички" в основном через своих субподрядчиков или контрагентов;
  • крупные предприятия используют специально создаваемые подконтрольные им короткоживущие предприятия, которые встраиваются в финансовые цепочки и не платят налоги вообще.

      Все вышеуказанные нарушения приводят к существованию теневых, т.е. не подпадающих под контроль и учет государства, секторов экономики. Органы власти, несомненно, обладают информацией  о налоговых проблемах, связанных  с теневой экономикой. Как показывает опыт развития действующей в Российской Федерации налоговой системы, государство  хотя и медленно, но реагирует на все попытки налогоплательщика  экономить на налогах.

      Если  рассматривать виды налоговой оптимизации  по их воздействию на государство  и общество, то с противозаконным  налоговым планированием, т.е. с неплатежами  в бюджет, сопряженными с явным  нарушением закона, обязательно нужно  бороться и их пресекать. Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять, поддерживать и обучать  ему. Классическое оптимизационное  налоговое планирование хорошо и  для налогоплательщика, и для  государства строгим и последовательным соблюдением закона.

      Собственно  экономическую деятельность (бизнес) можно рассматривать как последовательность различных экономических действий - закупка сырья, производство товаров, выплата зарплаты, продажа готовой  продукции и т.п. При этом определенные экономические действия могут оформляться  самыми разными способами. То есть экономические  действия имеют свое содержание в  виде совокупности денежных и материальных потоков, определенных действий и форму - внешнее документальное оформление. Налогообложение же большей частью зависит именно от выбранной формы.

      Одним и тем же экономическим действиям  при различном их оформлении соответствует  и различная величина налогообложения. В связи с этим можно говорить, что экономические действия могут  иметь как обычные (нормальные) налоговые  последствия, так и благоприятные  для налогоплательщика. Фактически бизнес без налогового планирования имеет обычный налоговый режим, а при налоговом планировании может получить благоприятный (в смысле уменьшения платежей) налоговый режим.

      Налоговые режимы серьезно различаются по видам  деятельности организации, ее величине, наличию иностранных инвестиций, месту регистрации и т.д. Реализовать  в рамках одной организации несколько  благоприятных налоговых режимов  для основных налогов невозможно.  Поэтому для комплексного налогового планирования создаются несколько организаций с различными налоговыми режимами.

      Вместе  с тем зачастую налоговое планирование решает задачи и в иной плоскости. В рамках инвестиционной деятельности и оформления крупных сделок налоговое  планирование направлено не на уменьшение налогов, а на то, чтобы в результате каких-либо сделок, проведенных не вполне корректно, не возникли излишнее налогообложение  и штрафные санкции. В подобной ситуации налоговый результат заключается  в отсутствии негативных налоговых  последствий.

      Можно рекомендовать следующий порядок  налогового планирования:

1. Анализ  хозяйственной деятельности.

2. Вычленение  основных налоговых проблем.

3. Разработка  и планирование налоговых схем.

4. Подготовка  и реализация налоговых схем.

5. Включение  результатов в отчетность и  ожидание реакции контрольных  органов.

Информация о работе Оптимизационное налоговое планирование