Оптимизация налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, принципы и цели оптимизации налогообложения
2. Факторы, оказывающие влияние на оптимизацию налоговых платежей
3. Способы оптимизации налогообложения
4. Проблемы оптимизации налоговых платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

     На  практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные  единицы, участвующие в общей  цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут  руководствоваться только определенными  инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.п.).

     4. Принцип подконтрольности. «Достижение желаемых результатов от использования методов оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей на всех этапах».

     Соблюдение  принципа конфиденциальности таит в  себе возможность утраты полного  контроля над всеми звеньями, участвующими в системе. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через "доверенное" лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих "кровных". Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.

     Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса, а также прав и обязанностей, появляющихся в связи с договоренностью с внешними контрагентами.

     Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации  договорных отношений, возникающих де-факто, с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.

     Наиболее  сложным остается момент рационального  соотношения в использовании  принципов конфиденциальности и  подконтрольности. Данные принципы, хотя и действуют в противоположных  направлениях, не являются взаимоисключающими. Напротив, их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

     5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания. «Если действительность приукрашивается, то делать это желательно без элементов абсурдизма».

     Известны  случаи, когда организации, не имеющие  на балансе или в аренде никаких  основных фондов и содержащие в штате  только директора, умудрялись оказывать  и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует порядок расчетов и прочие условия.

     Синхронизация юридических и фактических действий не только важна для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но и имеет огромное значение для отражения возможных подозрений со стороны проверяющих.

     Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе РФ таких  понятий, как "недействительная сделка", "притворная сделка", "мнимая сделка", "недееспособный гражданин" и т.д., а также с наличием в Уголовном кодексе РФ статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т.п.

     6. Принцип нейтралитета. «Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов».

     Данный  принцип называют также принципом  взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи напоминают сообщающиеся сосуды: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого, и наоборот (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

     Один  из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний  день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность  не зачислять данную оплату на счет в тот же день (например, "подвешивает" деньги на счет "до выяснения" и т. п.). В такой ситуации поставщик на основании Закона "Об НДС" имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть "ошибочно" перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых "проблем" происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.

     Следует помнить, что оптимизация налогов - это не улица с односторонним  движением. Чем лучше вы будете представлять себе особенности налогообложения своих партнеров по бизнесу, тем больше у вас шансов решить свои проблемы на взаимовыгодных условиях.

     7. Принцип диверсификации. «Не следует хранить все яйца в одной корзине». Оптимизация бюджетных отчислений может быть подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера: постоянные изменения в законодательстве, просчеты первоначальных планов, форс-мажорные обстоятельства.

     При этом следует иметь в виду: в  связи с изменениями в уголовном  законодательстве юридические последствия развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

     8. Принцип автономности. «Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников».

     Как утверждал один из классиков марксизма-ленинизма, В.И.Ленин: "…жить в обществе и  быть свободным от общества - невозможно". Однако стремление к данному "идеалу" вполне оправдано. Поэтому и процесс  оптимизации налоговых платежей, как один из значимых элементов освобождения от общественной "нагрузки", должен руководствоваться достижением максимальной автономности.

     Принципы  конфиденциальности и подконтрольности во многом являются производными от данного  принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов4.

     Из  вышесказанного следует, что налоговая оптимизация представляет собой мероприятия, направленные на увеличение денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей. Оптимизацию налогообложения следует проводить до начала проверки, а максимальные результаты она приносит в момент создания фирмы. Как и любая другая система, оптимизация налогообложения основывается на определенных принципах. К ним относят: принцип адекватности затрат, принцип юридического соответствия, принцип конфиденциальности, принцип подконтрольности, принцип допустимого сочетания формы и содержания, принцип нейтралитета, принцип диверсификации и принцип автономности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Факторы, оказывающие влияние  на оптимизацию налоговых платежей

     Налоговое планирование - это допустимые законом  средства, приемы и способы для  максимального сокращения налоговых  обязательств, планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

     Под налоговым планированием так  же понимают выбор хозяйствующим  субъектом вариантов различных  правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и  др.) с целью снижения налоговой нагрузки.

     Дистанция между существующей и критической  налоговой нагрузкой вынуждает  налогоплательщиков анализировать  действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым  планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания инструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

     Категория «налоговая нагрузка» по-разному  трактуется представителями экономической мысли. Так, под налоговой нагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Налоговая нагрузка так же понимается как «обобщенная количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков».

     Совокупная  налоговая нагрузка предприятия - это  отношение всех начисленных налоговых  платежей к выручке от продажи  товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.

 

      ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, где: 

     ННорн - налоговая нагрузка на Предприятие  при применении общего режима налогообложения;

     НП  – общая сумма всех начисленных  налогов;

     В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

     ВД  – внереализационные доходы.

     В целом все методики определения  налоговой нагрузки на налогоплательщиков различаются использованием того или  иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, который берется за основу при соотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своей целью предложить универсальный показатель налоговой нагрузки, позволяющий сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, видах деятельности.

     При расчете чистой налоговой нагрузки, необходимо учитывать только налог  на прибыль и сверхлимитные обязательные платежи, которые, в соответствии с  действующим законодательством, уплачиваются за счет чистой прибыли.

     Несмотря  на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки по своему уникальна, консультанты считают возможным перечислить  основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:

     - элементы договорной и учетной  политики для целей налогообложения;

     - льготы и освобождения;

     - основные направления развития  бюджетной, налоговой и инвестиционной  политики государства, влияющие  напрямую на элементы налогов;

     - получение бюджетных ссуд, инвестиционного  налогового кредита, налогового  кредита, рассрочек и отсрочек  по налогам и сборам;

     - размещение бизнеса и органов  управления хозяйствующих субъектов  в оффшорах, в том числе в  свободных экономических зонах,  действующих на территории Российской Федерации.

     Факторы, влияющие на сумму НДС, на сумму налога на прибыль.

     В промышленно развитых странах ставка налога на прибыль ориентирована, прежде всего, на развитие производства. Отсутствуют  стимулы для активизации предпринимательских усилий. В то же время решение проблемы экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтому, какой бы чрезвычайный характер не носила сегодня проблема поиска источников доходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль следует уменьшать. В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемами продаж и прибыли компенсирует снижение ставок.

     Расчет  налога на прибыль производится по следующей формуле: 

     ТНП (ТНУ) = УД (УР) - ПНО + ОНА - ОНО, где: 

     ТНП (ТНУ) - текущий налог на прибыль (текущий  налоговый убыток);

     УД (УР) - условный доход (условных расход);

     ПНО - постоянное налоговое обязательство;

     ОНА - отложенный налоговый актив;

     ОНО - отложенное налоговое обязательство.

Информация о работе Оптимизация налогообложения