Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогового администрирования как правовой категории и рассмотрение основных моментов его организации в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели можно выделить основные задачи исследования, которые помогут точнее уяснить сущность работы, как-то:
1. определение понятия «налоговое администрирование», изучение его со стороны правовой категории через систему принципов;
2. проведение анализа в области налогового планирования и оценка результатов контрольной работы налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование;
3. выявление основных проблем организации налогового администрирования в современных условиях, а также путей его совершенствования.
Введение 3
1 Организация налогового администрирования в Российской Федерации 4
1.1 Налоговое администрирование как правовая категория 4
1.2 Принципы налогового администрирования 7
2 Анализ организации налогового администрировании в Российской Федерации 10
3 Проблемы и перспективы налогового администрирования в России 16
3.1 Актуальные проблемы развития налогового администрирования в Российской Федерации 16
3.2 Создание Общественного научного совета при ФНС России как основной путь решения проблем налогового администрирования 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
финансово-экономический факультет
кафедра налогов и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:
ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Тема данной
курсовой работы « Налоговое администрирование»
Одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста является достижение высокой эффективности государственного управления в сфере налогообложения, успешность проведения научно обоснованной административной реформы. Именно налоговое администрирование призвано навести порядок в налоговых отношениях государства и налогоплательщиков. Однако, несмотря на возросший интерес в научной и практической литературе к вопросам налоговой деятельности государства, исследование вопросов налогового администрирования в правовой науке находится на начальной стадии. А ведь одной из главных составляющих надежной системы сбора и перераспределения налогов является налоговое администрирование. В современных условиях экономического кризиса вопрос налогового администрирования принимает особую актуальность, ведь для проведения эффективной финансово-экономической политики государству необходимо иметь такую систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Целью данной работы является изучение налогового администрирования как правовой категории и рассмотрение основных моментов его организации в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели можно выделить основные задачи исследования, которые помогут точнее уяснить сущность работы, как-то:
При написании данной курсовой работы были использованы законодательный материал, а также учебные пособия и различные научные статьи, относящиеся к налоговой тематике.
Одной из основных задач налоговой политики является формирование такой модели правового воздействия на отношения, возникающие в процессе установления, исчисления и уплаты налогов (налоговые отношения), которая позволяла бы сбалансировать публичные и частные интересы различных участников экономических отношений, обеспечивая выполнение органами публичной власти своих законодательно определенных функций наиболее эффективным и минимально затратным образом, при этом по возможности минимальным образом вторгаясь в право частной собственности и негативно воздействуя на развитие экономических отношений.
Администрирование как основная функция управления, в соответствии с классической теорией управления, включает: планирование - постановку целей, задач (заданий); организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.
Несмотря на возросший интерес в научной и практической литературе к вопросам налоговой деятельности государства, исследование вопросов налогового администрирования в правовой науке находится на начальной стадии. В современных официальных документах определение термину "налоговое администрирование" не дается. Сам термин "налоговое администрирование" зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения. При этом следует отметить, что среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. В юридической литературе не дается определения понятия налогового администрирования. Экономистами и юристами оно в основном определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их правами и обязанностями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. Однако при таком определении налогового администрирования происходит замена термина "налоговый контроль" другим термином - "налоговое администрирование"
По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Как считает Л.И. Гончаренко, налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы и налоговых органов как ее части.
Более широкое
определение налогового администрирования
следующее: это приведение процесса
взимания налогов и возникающих
отношений и связей между представителями
налоговых органов и
Таким образом,
налоговое администрирование
Налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговое администрирование является частью налоговой деятельности, которая представляет собой подотраслевое проявление (разновидность) государственной и, соответственно, юридической деятельности. Следует отметить, что деятельность в широком понимании этого термина складывается из самой деятельности, предмета деятельности и средств деятельности, в узком смысле слова деятельность обозначает лишь саму деятельность, т.е. процесс. При этом деятельность в узком понимании представляет собой элемент деятельности в широком аспекте. Процессуальная форма является главным систематизирующим фактором деятельности, поскольку упорядочивает все элементы содержания, обусловливает их организацию и взаимодействие, создает необходимый правовой режим для продуктивного ее осуществления
Правовая форма налоговой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Данная деятельность осуществляется государством охранительными и регулятивными способами. Механизм регулятивного способа обеспечивается регулятивными нормами, к которым относятся нормы, непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Это основная масса налогово-правовых норм, поскольку цель налогового права заключается в том, чтобы отрегулировать отношения в этой сфере, установив субъектов этих отношений, их обязанности и права, порядок реализации и т.д.
Таким образом, налоговое администрирование - это управление налоговыми правоотношениями с помощью определенной государственной финансово-экономической политики, с учетом ответственности за выполнение порученных задач, при непосредственном участии специальных государственных органов. Механизм налогового администрирования состоит из свода законодательных, подзаконных и инструктивных правил поведения в обозначенной сфере государственного управления, возлагаемых на каждого участника правоотношений.
Соотношение налоговой политики и налогового администрирования выражается в их тесной взаимосвязи. Однако определяющим в этой связке является налоговая политика. Налоговое администрирование является средством проведения политических государственных решений в налоговой сфере.
Налоговая политика - это система мер по налоговому регулированию, планированию и контролю. В политике преобладает и обосновывается идейная сторона принятия мер, решений по курсу действий, а в администрировании - их организационно-исполнительская сторона. Что касается содержательной сущности того и другого, то она одинакова, поэтому администрирование можно принять за механизм реализации налоговой политики, а механизмом реализации самого администрирования считать процедуры или реальные мероприятия. Налоговая политика, таким образом, формирует организационный механизм налоговой системы и определяет содержание администрирования налоговой системой.
Налоговое администрирование
как часть функционирующей
Общая теория права определяет принципы как основные, исходные положения какой-либо теории, учения, мировоззрения. Установление перечня принципов налогового администрирования является одним из основных вопросов, по которым определяются критерии эффективности налогового администрирования. Известно два возможных пути управления - прогрессивный и экстенсивный.
Анализируя процесс налогового администрирования в России, можно выделить несколько групп принципов, на основе которых строится процесс налогового администрирования. Необходимо отметить, что существуют принципы устойчивые, являющиеся сущностью администрирования. Есть принципы, которые определяют методологию, т.е. совокупность способов, приемов эффективного и оптимального достижения целей налогового администрирования.
Отдельные ученые выделяют помимо сущностных и методологических принципов еще и принципы как основные правила административной налоговой деятельности. В основу налогового администрирования положены цель и задачи функционирования налоговой системы, меры налоговой политики государства и его субъектов, положения налогового законодательства, концепции и научные прогнозы. Изложенное является одним из основных сущностных принципов налогового администрирования, поскольку само по себе администрирование не может существовать отдельно от объекта управления - налоговой системы со всеми входящими в нее компонентами.
Следующим сущностным
принципом является соответствие налогового
администрирования
Немаловажным аспектом при определении принципов налогового администрирования является максимальный учет налоговых потенциалов и уровней налогового бремени по отраслям хозяйствования, по регионам, по категориям налогоплательщиков. Осуществление налогового администрирования должно проводиться с учетом, например, налоговых возможностей конкретных территорий. За регионами в последние 3-4 года наблюдается закрепление регионального права осуществлять налоговое администрирование. И этот процесс продолжается. В компетенцию регионов включены законодательные функции по подготовке и принятию налоговых законов, перечень которых установлен НК РФ.
К иным принципам налогового администрирования могут быть отнесены целевые установки налогового администрирования в регионах и задействованных в нем органов власти, включая учет региональной специфики как в общегосударственном, так и в собственно региональном администрировании; разумное, обоснованное использование зарубежного опыта; паритет федерального и регионального администрирования. К методологическим принципам следует отнести скоординированные совместные действия, сотрудничество и контакты представителей государственных органов власти и налоговых служб; приоритет контрольно-экономической работы налоговых органов, дифференциация подходов к контрольным проверкам налогоплательщиков; поиск и реализация новых методов администрирования (идей и методического обеспечения).