Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогового администрирования как правовой категории и рассмотрение основных моментов его организации в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели можно выделить основные задачи исследования, которые помогут точнее уяснить сущность работы, как-то:
1. определение понятия «налоговое администрирование», изучение его со стороны правовой категории через систему принципов;
2. проведение анализа в области налогового планирования и оценка результатов контрольной работы налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование;
3. выявление основных проблем организации налогового администрирования в современных условиях, а также путей его совершенствования.
Введение 3
1 Организация налогового администрирования в Российской Федерации 4
1.1 Налоговое администрирование как правовая категория 4
1.2 Принципы налогового администрирования 7
2 Анализ организации налогового администрировании в Российской Федерации 10
3 Проблемы и перспективы налогового администрирования в России 16
3.1 Актуальные проблемы развития налогового администрирования в Российской Федерации 16
3.2 Создание Общественного научного совета при ФНС России как основной путь решения проблем налогового администрирования 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Кроме приведенных принципов выделяется группа принципов - основных правил административной налоговой деятельности: налоговое администрирование инвестиционной деятельности, развития малого бизнеса и других важных экономических и социальных процессов; особое внимание к администрированию отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками; погашение не начисленных, а не поступивших в бюджет платежей - недоимок.
Каждое из направлений
налогового администрирования
К таким принципам
можно отнести принцип
Второй принцип
- это оптимальное
Третий принцип - результативность совершенствования организации налогового администрирования, предусматривающая оценку ее качества по конечным результатам выполнения поставленных перед ней задач.
И последний
принцип - принцип согласованности
общей концепции
Как ранее было выявлено, ни НК РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не только не раскрывают содержания категории "налоговое администрирование", но и вообще данного термина нигде текстуально не содержат.
Сам термин "налоговое администрирование" стал применяться относительно недавно в основном в публицистических и научных материалах, посвященных налогообложению. Эта понятие стало использоваться и в некоторых подзаконных нормативных актах.
Так, в Приказе МНС РФ от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 понятия "налоговое администрирование" и "налоговый контроль" используются как синонимы. А вот в Приказе ФНС РФ от 24.11.2004 NСАЭ-3-15/135@ понятие "налоговое администрирование" уже фактически противопоставляется понятию "налоговый контроль". В Постановлении Правительства от 27.04.2005 N 133-СФ термин "налоговое администрирование" обозначает понятие, охватывающее всю систему налогообложения России.
Можно было бы предположить, что, посвятив законопроект налоговому администрированию, законодатель, во-первых, должен дать четкое определение налоговому администрированию (например, в ст. 2 НК РФ "Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах" или в ст. 30 НК РФ "Права налоговых органов"); во-вторых, соответствующие поправки в НК РФ должны непосредственно касаться именно налогового администрирования.
Однако ни того, ни другого сделано не было. Поправки коснулись почти всех статей первой части НК РФ и некоторых статей второй части, поэтому создается впечатление, что вся первая часть НК РФ (и немного второй) - это все налоговое администрирование.
Администрирование как таковое понимается как бюрократический метод управления посредством командования. В то же время администрировать означает управлять посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа дела и т.п.
Если исходить
из анализа содержания поправок к
НК РФ в их совокупности, можно предположить,
что отношения в сфере
Если же исходить из научного определения «налогового администрирования», то это, в узком смысле, повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в широком смысле, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики, которая включает в себя текущий и последующий мониторинг, который позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы и налоговых органов как ее части.
Таким образом,
исходя из определения налогового администрирования
в научной литературе, для оценки
эффективности организации
Данные по планируемым
и фактическим налоговым
Таблица 1 - Планируемые
и фактические налоговые
Налоговый показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||||
План |
Факт |
Откл. в % |
План |
Факт |
Откл. в % |
План |
Факт |
Откл. в % | |
налог на прибыль |
444,4 |
481,2 |
8 |
571,0 |
641 |
12 |
539,0 |
551 |
2 |
ЕСН |
310,4 |
325,3 |
4 |
368,8 |
404 |
9 |
422,1 |
441,2 |
4,5 |
НДС |
1534,5 |
1413,8 |
-8 |
2071,8 |
1 390,4 |
-33 |
2168,5 |
1705,2 |
-22 |
акцизы |
107,5 |
105,12 |
3,3 |
126,7 |
108,8 |
-15 |
140,1 |
135 |
-4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1127,7 |
1090,23 |
4,3 |
1037,7 |
1122,9 |
8,1 |
905,4 |
1120,36 |
23 |
Прочие налоговые доходы |
373,1 |
395,6 |
6 |
395,1 |
402,15 |
1,7 |
394,6 |
402,8 |
2 |
Как видно из Таблицы 1, в целом фактические налоговые поступления в федеральный бюджет в 2006-2008 гг. имеют небольшое отклонение от запланированных показателей. Можно отметить положительную тенденцию роста налоговых поступлении. Это, в первую очередь, связано с организацией работы Правительства РФ по совершенствованию налогового администрирования. Так, 27 июля 2006 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Изменения в Налоговый кодекс, внесенные данным законом, вступили в силу 1 января 2007 г., за исключением некоторых положений, срок вступления в силу которых специально указан.
Можно сказать, что закон во многом выполнил свою задачу: устранились многие пробелы и неточности, выявленные практикой применения кодекса, закрепились некоторые необходимые процедуры, устранились старые противоречия между законом и практикой, а также между отдельными положениями налогового законодательства.
Темпы роста налоговых поступлений в 2006-2008 гг. году значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики в целом. В результате работы налоговых органов в 2008 году в бюджетную систему Российской Федерации поступило на 28% больше, чем в 2006 году.
Положительной
тенденции роста налоговых пост
Значительных успехов налоговая служба достигла и в контрольной работе. По данным ФНС России, за четыре последних года количество проверок снизилось в три раза, при этом их эффективность увеличилась в четыре раза. Рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но и о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля.
Большую роль в
формировании доходов консолидированного
бюджета страны играет налог на прибыль,
который также имеет
Однако, как видно из Диаграммы 1, большое отрицательное отклонение от запланированных показателей имеет НДС, особенно в 2007-2008 гг. Именно при администрировании этого основного бюджетообразующего налогового дохода (приблизительно 30% от всех доходов бюджета) возникают наиболее серьезные проблемы. Это, в первую очередь, связано со сложной процедурой возмещения НДС и недостаточно развитой нормативной базой.
Диаграмма 1 – Динамика поступления НДС в 2006-2008 г.
Таким образом, из всего вышенаписанного, можно сделать вывод о том, что в целом система налогового администрирования в Российской Федерации постепенно налаживается, изменения в налоговом законодательстве эффективно реализуются на практике. Об этом свидетельствуют положительные тенденции роста налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и практическое совпадение запланированных показателей с фактическими.
Но перед налоговыми органами поставлены новые задачи, для решения которых необходимо реализовать все возможности и мобилизовать резервы, и постоянно искать новые нестандартные пути
Одно из ключевых направлений налоговой реформы на современном этапе - совершенствование налогового администрирования. Сложная управленческая система налогового администрирования не работает, требуется кардинальная перестройка всех ее элементов. Необходимо выполнить требование президента страны Д.А. Медведева в части устранения имеющихся претензий к работе налоговых органов.
Широкий спектр дискуссий вокруг проблемы налогового администрирования показывает ее комплексный характер. До сих пор не сформулирована ключевая управленческая задача институционального администрирования. Поэтому в современных условиях очень сложно улучшать налоговое администрирование.
Как уже было отмечено выше, в настоящее время существует некоторая неясность в определении понятия "налоговое администрирование". В действующем Налоговом кодексе данный термин фактически отсутствует, а в многочисленных подзаконных актах имеет различное, часто противоречивое значение.
Некоторую определенность вносит Федеральный закон N 137-ФЗ от 27.07.06 г., который фактически содержит целый комплекс мер по совершенствованию налогового контроля. В нем уточнены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, положения, касающиеся порядка и сроков взыскания налогов, пени и санкций. В законе затронуты также вопросы декларирования налогов, их возврата (возмещения) и т.п.
При осуществлении налогового контроля следует обратить внимание на то, что управление налогами может осуществляться как налоговыми органами, так и специалистами по налоговому планированию на уровне фирмы. Во многих компаниях устанавливается так называемая предельная налоговая нагрузка и вырабатываются меры для легального снижения налоговых платежей до величины такой нагрузки (построение соответствующих схем договорных отношений, выбор режимов налогообложения, "удобных" для налогоплательщика положений в учетной политике и прочее). Это является ни чем иным, как администрированием налогов, зачастую основанном не только на налоговом и гражданском праве, но и на внутренних регламентах компании. Однако главная цель, поставленная сегодня перед обществом - совершенствование такого управления именно на государственном уровне, и под налоговым администрированием следует понимать прежде всего совокупность мероприятий по управлению отношениями в сфере налогообложения, осуществляемых уполномоченными на то органами власти (Министерство финансов России и подотчетная ему Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС), органы внутренних дел).