Организация и методика проведения налоговых проверок. Налоговое администрирование: принципы и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогового администрирования как правовой категории и рассмотрение основных моментов его организации в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели можно выделить основные задачи исследования, которые помогут точнее уяснить сущность работы, как-то:
1. определение понятия «налоговое администрирование», изучение его со стороны правовой категории через систему принципов;
2. проведение анализа в области налогового планирования и оценка результатов контрольной работы налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование;
3. выявление основных проблем организации налогового администрирования в современных условиях, а также путей его совершенствования.

Содержание

Введение 3
1 Организация налогового администрирования в Российской Федерации 4
1.1 Налоговое администрирование как правовая категория 4
1.2 Принципы налогового администрирования 7
2 Анализ организации налогового администрировании в Российской Федерации 10
3 Проблемы и перспективы налогового администрирования в России 16
3.1 Актуальные проблемы развития налогового администрирования в Российской Федерации 16
3.2 Создание Общественного научного совета при ФНС России как основной путь решения проблем налогового администрирования 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

нал админ.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Кроме приведенных  принципов выделяется группа принципов - основных правил административной налоговой деятельности: налоговое администрирование инвестиционной деятельности, развития малого бизнеса и других важных экономических и социальных процессов; особое внимание к администрированию отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками; погашение не начисленных, а не поступивших в бюджет платежей - недоимок.

Каждое из направлений  налогового администрирования взаимосвязано  друг с другом. Их существование  и развитие строится в соответствии как с общими принципами налогообложения, такими как справедливость, определенность, удобство, эффективность, так и принципами, свойственными исключительно налоговому администрированию.

К таким принципам  можно отнести принцип комплексности, который предусматривает осуществление администрирования во взаимосвязи с оптимизацией всех элементов системы управления налогами, в том числе: целей, функций, технологии принятия и реализации управленческих решений, численности и квалификации кадров, организации их рабочих мест, механизмов и технического обеспечения управления.

Второй принцип - это оптимальное структурирование организации налогового администрирования, которое требует обязательного  соблюдения следующих основополагающих условий при ее формировании:

    1. приоритет на всех стадиях объекта управления, т.е. совершенствование собственно системы налогов и соответствующего ей механизма налогообложения, что должно, в свою очередь, определять рациональность построения структуры самих налоговых органов;
    2. строгая вертикаль единоначалия всех налоговых органов сверху донизу. Такой подход обеспечивает персонификацию ответственности руководителей всех уровней, исключающую игнорирование либо дублирование решений (функций);
    3. гармонизация структурных элементов организации налогового администрирования, которая предусматривает соответствие структуры и количества управляющих органов на каждом уровне иерархии (т.е. по горизонтали) структурным особенностям по вертикали (количеству и специфике этих уровней) ее самой;
    4. сбалансированность и в то же время разделение обязанностей, прав и ответственности каждого органа управления и каждого в них работника в целях создания условий для эффективности их совместного функционирования.

Третий принцип - результативность совершенствования  организации налогового администрирования, предусматривающая оценку ее качества по конечным результатам выполнения поставленных перед ней задач.

И последний  принцип - принцип согласованности  общей концепции совершенствования  организации налогового администрирования  с организационной основой ее реализации и наличием необходимых для этого ресурсов. Несоблюдение указанного принципа может привести, например, к такой ситуации, когда причиной прекращения выполнения намеченной налоговой администрацией программы сплошной компьютеризации налоговых органов и автоматизации обработки отчетной документации может стать отсутствие у нее средств для приобретения достаточного количества компьютерной техники и оснащения ею своих подразделений.

 

 

 

 

 

2 Анализ организации налогового администрировании в Российской Федерации

Как ранее было выявлено, ни НК РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не только не раскрывают содержания категории "налоговое администрирование", но и вообще данного термина нигде текстуально не содержат.

Сам термин "налоговое администрирование" стал применяться относительно недавно в основном в публицистических и научных материалах, посвященных налогообложению. Эта понятие стало использоваться и в некоторых подзаконных нормативных актах.

Так, в Приказе  МНС РФ от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 понятия "налоговое администрирование" и "налоговый контроль" используются как синонимы. А вот в Приказе ФНС РФ от 24.11.2004 NСАЭ-3-15/135@ понятие "налоговое администрирование" уже фактически противопоставляется понятию "налоговый контроль". В Постановлении Правительства от 27.04.2005 N 133-СФ термин "налоговое администрирование" обозначает понятие, охватывающее всю систему налогообложения России.

Можно было бы предположить, что, посвятив законопроект налоговому администрированию, законодатель, во-первых, должен дать четкое определение налоговому администрированию (например, в ст. 2 НК РФ "Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах" или в ст. 30 НК РФ "Права налоговых органов"); во-вторых, соответствующие поправки в НК РФ должны непосредственно касаться именно налогового администрирования.

Однако ни того, ни другого сделано не было. Поправки коснулись почти всех статей первой части НК РФ и некоторых статей второй части, поэтому создается  впечатление, что вся первая часть  НК РФ (и немного второй) - это все налоговое администрирование.

Администрирование как таковое понимается как бюрократический метод управления посредством командования. В то же время администрировать означает управлять посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа дела и т.п.

Если исходить из анализа содержания поправок к  НК РФ в их совокупности, можно предположить, что отношения в сфере налогового администрирования - это любые отношения, связанные с прямым или косвенным взаимодействием фискальных (в первую очередь налоговых) органов с обязанными лицами - налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, банками и др., причем это взаимодействие в первую очередь касается процедурных и процессуальных аспектов: последовательности действий, сроков их совершения, порядка оформления и обязательных реквизитов соответствующих документов и т.д.

Если же исходить из научного определения «налогового  администрирования», то это, в узком  смысле, повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в широком смысле, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики, которая включает в себя текущий и последующий мониторинг, который позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы и налоговых органов как ее части.

Таким образом, исходя из определения налогового администрирования  в научной литературе, для оценки эффективности организации налогового администрирования в Российской Федерации, необходимо провести анализ контрольной работы налоговых органов по организация сбора налогов в бюджетную систему Российской Федерации и сравнить ее показатели с запланированными.

Данные по планируемым  и фактическим налоговым поступлениям в федеральный бюджет за 2006-2008 гг. представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Планируемые  и фактические налоговые поступления  в федеральный бюджет за 2006-2008 гг. (млрд. руб.)

Налоговый показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

План

Факт

Откл. в %

План

Факт

Откл. в %

План

Факт

Откл. в %

налог на прибыль

444,4

481,2

8

571,0

 

641

12

539,0

551

2

ЕСН

310,4

325,3

4

368,8

 

404

9

422,1

441,2

4,5

НДС

1534,5

1413,8

-8

2071,8

 

1 390,4

-33

2168,5

1705,2

-22

акцизы

107,5

105,12

3,3

126,7

 

108,8

-15

140,1

135

-4

Налог на добычу полезных ископаемых

1127,7

1090,23

4,3

1037,7

1122,9

8,1

905,4

1120,36

23

Прочие налоговые доходы

373,1

395,6

6

395,1

402,15

1,7

394,6

402,8

2


 

Как видно из Таблицы 1, в целом фактические налоговые поступления в федеральный бюджет в 2006-2008 гг. имеют небольшое отклонение от запланированных показателей. Можно отметить положительную тенденцию роста налоговых поступлении. Это, в первую очередь, связано с организацией работы Правительства РФ по совершенствованию налогового администрирования. Так, 27 июля 2006 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Изменения в Налоговый кодекс, внесенные данным законом, вступили в силу 1 января 2007 г., за исключением некоторых положений, срок вступления в силу которых специально указан.

Можно сказать, что закон во многом выполнил свою задачу: устранились многие пробелы и неточности, выявленные практикой применения кодекса, закрепились некоторые необходимые процедуры, устранились старые противоречия между законом и практикой, а также между отдельными положениями налогового законодательства.

Темпы роста налоговых поступлений в 2006-2008 гг. году значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики в целом. В результате работы налоговых органов в 2008 году в бюджетную систему Российской Федерации поступило на 28% больше, чем в 2006 году.

Положительной тенденции роста налоговых поступлений способствует и такой аспект работы налоговых органов, как досудебное урегулирование налоговых споров.

Значительных  успехов налоговая служба достигла и в контрольной работе. По данным ФНС России, за четыре последних  года количество проверок снизилось в три раза, при этом их эффективность увеличилась в четыре раза. Рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но и о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля.

Большую роль в  формировании доходов консолидированного бюджета страны играет налог на прибыль, который также имеет положительную  динамику. Также в 2006-2008 гг. улучшилось администрирование зарплатных налогов, росту поступлений которых во многом способствовала работа комиссии по легализации налоговой базы. Прирост поступлений по НДПИ: в 2008 г. в основном связан с тем, что в начале года сохранялись высокими цены на нефть на мировом и внутреннем рынках.

Однако, как видно из Диаграммы 1, большое отрицательное отклонение от запланированных показателей имеет НДС, особенно в 2007-2008 гг. Именно при администрировании этого основного бюджетообразующего налогового дохода (приблизительно 30% от всех доходов бюджета) возникают наиболее серьезные проблемы. Это, в первую очередь, связано со сложной процедурой  возмещения НДС и недостаточно развитой нормативной базой.

Диаграмма 1 –  Динамика поступления НДС в 2006-2008 г.

 

Таким образом, из всего вышенаписанного, можно сделать вывод о том, что в целом система налогового администрирования в Российской Федерации  постепенно налаживается, изменения в налоговом законодательстве эффективно реализуются на практике. Об этом свидетельствуют положительные тенденции роста налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и практическое совпадение запланированных показателей с фактическими.

Но перед налоговыми органами поставлены новые задачи, для решения  которых необходимо реализовать  все возможности и мобилизовать резервы, и постоянно искать новые нестандартные пути

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы налогового администрирования в России

3.1 Актуальные проблемы развития  налогового администрирования в Российской Федерации

Одно из ключевых направлений налоговой реформы на современном этапе - совершенствование налогового администрирования. Сложная управленческая система налогового администрирования не работает, требуется кардинальная перестройка всех ее элементов. Необходимо выполнить требование президента страны Д.А. Медведева в части устранения имеющихся претензий к работе налоговых органов.

Широкий спектр дискуссий вокруг проблемы налогового администрирования показывает ее комплексный  характер. До сих пор не сформулирована ключевая управленческая задача институционального администрирования. Поэтому в современных условиях очень сложно улучшать налоговое администрирование.

Как уже было отмечено выше, в настоящее время существует некоторая неясность в определении понятия "налоговое администрирование". В действующем Налоговом кодексе данный термин фактически отсутствует, а в многочисленных подзаконных актах имеет различное, часто противоречивое значение.

Некоторую определенность вносит Федеральный закон N 137-ФЗ от 27.07.06 г., который фактически содержит целый  комплекс мер по совершенствованию налогового контроля. В нем уточнены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, положения, касающиеся порядка и сроков взыскания налогов, пени и санкций. В законе затронуты также вопросы декларирования налогов, их возврата (возмещения) и т.п.

При осуществлении налогового контроля следует обратить внимание на то, что управление налогами может осуществляться как налоговыми органами, так и специалистами по налоговому планированию на уровне фирмы. Во многих компаниях устанавливается так называемая предельная налоговая нагрузка и вырабатываются меры для легального снижения налоговых платежей до величины такой нагрузки (построение соответствующих схем договорных отношений, выбор режимов налогообложения, "удобных" для налогоплательщика положений в учетной политике и прочее). Это является ни чем иным, как администрированием налогов, зачастую основанном не только на налоговом и гражданском праве, но и на внутренних регламентах компании. Однако главная цель, поставленная сегодня перед обществом - совершенствование такого управления именно на государственном уровне, и под налоговым администрированием следует понимать прежде всего совокупность мероприятий по управлению отношениями в сфере налогообложения, осуществляемых уполномоченными на то органами власти (Министерство финансов России и подотчетная ему Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС), органы внутренних дел).

Информация о работе Организация и методика проведения налоговых проверок. Налоговое администрирование: принципы и организация