Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и методологических аспектов налога на прибыль организации, а также порядок исчисления и уплаты налога в бюджет и пути его совершенствования, а также анализ практики формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации ЗАО «Изоплит».
Введение
С 1 января 2002 г. в связи
с вступлением в действие главы
25 «Налог на прибыль организаций» Налогового
кодекса Российской Федерации произошли
коренные перемены в исчислении прибыли
организаций для целей
Целью работы является изучение теоретических и методологических аспектов налога на прибыль организации, а также порядок исчисления и уплаты налога в бюджет и пути его совершенствования, а также анализ практики формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации ЗАО «Изоплит».
Для решения поставленных целей в курсовой работе формируются следующие задачи:
- дать характеристику
налога на прибыль организаций,
-рассмотреть порядок
определения налоговой базы, коснуться
порядка исчисления налога и
авансовых платежей, а также сроков
и порядка уплаты налога и
налога в виде авансовых
- изучить особенности налогообложения по налогу на прибыль ЗАО «Изоплит».
Объектом исследования данной курсовой является процесс налогообложения прибыли организации, а предметом– экономическая природа, роль и функции, порядок исчисления и уплаты, а также характеристика налога на добавленную стоимость.
Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
Налог на прибыль — прямой
налог, взимаемый с прибыли
Налог на прибыль организации
является одним из видов прямых налогов.
Он относится к числу федеральных
налогов. «Основным нормативным
актом, обеспечивающим правовое регулирование
уплаты налога на прибыль организации,
с января 2002 года является часть
вторая Налогового Кодекса РФ (раздел
8 «Федеральные налоги» глава 25 «Налог
на прибыль организации»). Федеральным
Законом от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ были внесены
существенные изменения в часть
вторую Налогового Кодекса РФ, где
большая часть изменений
Так как этот налог относится
к федеральным, то его законодательное
и нормативное регулирование
осуществляется федеральными органами
законодательной и
Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.
Налог на прибыль организаций
является важнейшим федеральным
налогом РФ. Он поступает в федеральный
бюджет и региональные бюджеты РФ.
С точки зрения микроэкономики налог
на прибыль организаций
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Налог на прибыль организации является прямым, общим, регулирующим (условно).
Налогоплательщиками налога
на прибыль организаций
- российские организации;
- иностранные организации,
осуществляющие свою
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признается:
- для российских организаций
- полученные доходы, уменьшенные
на величину произведенных
- для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в
Российской федерации через
- для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Для различных категорий налогоплательщиков налоговая база начисляется по-разному:
- для российских организаций – это доходы за минусом расходов;
- для иностранной организации
с представительством – это
прибыль, полученная этим
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета.
Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Из этого правила существует ряд исключений. Отчетными периодами по налогу на
Общая налоговая ставка, начиная с 1 января 2009 года, устанавливается в размере 20% от налоговой базы, из которой 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% - в бюджет субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.[13, c.27]
В последние несколько лет, до 2009 года, структура налоговых поступлений в бюджет субъектов РФ изменялась в пользу налога на прибыль.[2]
Из таблицы 1 можно проследить поступления налогов в доходную часть федерального бюджета за предыдущие три года.
Таблица 1- Поступление налогов в доходную часть федерального бюджета за 2008-2010 г.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | |||||
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
отклонение |
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
отклонение | |
Всего доходов |
9 275 931 310,1 |
100% |
7337750521,60 |
100% |
0,79 |
8305414366,80 |
100% |
1,13 |
Всего налогов |
4671405769 |
50% |
3885979903,10 |
52,96% |
0,83 |
4401861321,40 |
53,00% |
1,13 |
Налог на прибыль организаций |
761129058,2 |
16,3% |
505419818,40 |
13,01% |
0,66 |
658320613,70 |
14,96% |
1,30 |
| ||||||||
НДС |
2132202955 |
45,6% |
2249963223,80 |
57,905 |
1,06 |
2461477083,00 |
55,92% |
1,09 |
Акцизы |
125235839 |
2,7% |
93234037,70 |
2,40% |
0,74 |
108843958,00 |
2,47% |
1,17 |
НДПИ |
1604650149 |
34,4% |
991529406,50 |
25,52% |
0,62 |
1122907464,00 |
25,51% |
1,13 |
Другие налоги |
48187767,8 |
1,0% |
45833416,70 |
1,185 |
0,95 |
50312202,70 |
1,14% |
1,10 |
Всего в 2010 году вфедеральный бюджет поступило 4401861321,40 тыс. рублей администрируемых доходов, что на 13 % больше, чем в 2009 году.[17]
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010 году составили 658320613,70 тыс. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления выросли на 152900795,30 тыс. рублей, или на 3%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) в 2010 году составили 2461477083,00 тыс. рублей и по сравнению с 2009 годом снизились на 9%.
Поступленияпо сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2010 году 108843958,00 тыс.рублей и выросли относительно 2009 года на 17%.
В 2010 году налог на добычу полезныхископаемых (НДПИ)поступил в федеральный бюджет в размере 1122907464,00 тыс. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 13%.
Поступления других налогов в федеральный бюджет составили в 2010 году 50312202,70 тыс. рублей и по сравнению с 2009 годом снизились на 10%.
Всего в 2009 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3885979903,10 тыс. рублей администрируемых доходов, что на 27% меньше, чем в 2008 году.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009 году составили 505419818,40 тыс. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 255709239,80 тыс. рублей, или на 34%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)в 2009 году составили 2249963223,80 тыс.рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 6%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 93234037,70 тыс. рублей и уменьшились относительно 2008 года на 26%.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет991529406,50 тыс. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ уменьшились на 38 %.
Поступления других налогов
в федеральный бюджет
В таблице 2 отображены поступления налогов в доходы регионального бюджета Курской области.
Таблица 2- Доходы регионального бюджета Курской области на 2008-2010 гг.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 | |||||
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
отклонение, |
Сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
отклонение | |
Всего доходов |
13828938 |
100% |
18616721 |
100% |
1,35 |
19938076 |
100% |
1,08 |
Всего налогов в том числе федеральных, из них: |
8278515 |
59,86% |
11138396 |
59,83% |
1,35 |
8822828 |
44,25% |
0,79 |
Налог на прибыль организаций |
4 346 519 |
52,50% |
5 821 621 |
52,27% |
1,34 |
3 176 801 |
36,01% |
0,55 |
НДФЛ |
2861148 |
34,56% |
4 040 937 |
36,28% |
1,41 |
4 075 274 |
46,19% |
1,01 |
Акцизы |
955227 |
11,54% |
1 097 629 |
9,85% |
1,15 |
1 448 683 |
16,42% |
1,32 |
НДПИ |
115 317 |
1,39% |
177 901 |
1,59% |
1,54 |
121 762 |
1.38% |
0,68 |
Другие налоги |
304 |
0,01% |
308 |
0,003% |
1,01 |
308 |
0,004% |
1 |
Всего налогов в том числе региональных, из них: |
1649729 |
12% |
15885536 |
85,33% |
9,63 |
1870792 |
9,38% |
0,12 |
Продолжение таблицы 2 | ||||||||
Налог на имущество организаций |
1 263 694 |
76,60% |
15577633 |
98,06% |
12,33 |
1598771 |
85,46% |
0,10 |
Транспортный налог |
238 916 |
14,48% |
257047 |
1,62% |
1,08 |
264009 |
14,11% |
1,03 |
Налог на игорный бизнес |
147 119 |
8,92% |
50856 |
0,32% |
0,35 |
8012 |
0,004% |
0,16 |