Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, дипломная работа
Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.
Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Введение
Проведение эффективной налоговой политики — одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных инвестиций. Нормальное функционирование любых хозяйствующих субъектов, в том числе и государственных органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного процесса формирования доходов бюджетной системы в части налогов и сборов и их интерпретация проводятся при анализе поступлений и налогов, и сборов. Прогнозирование становится неотъемлемым элементом изучения и использования всей системы общественных отношений, начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальный бюджеты) и основывается на социально- экономическом прогнозировании развития РФ в целом ее субъектов. Налоговое планирование — процесс расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и перспективу государством и хозяйствующим субъектом. С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микроуровнях.
Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.
Вследствие этого, тема моей дипломной работы « Прогнозирование и планирование бюджетных доходов на основании федеральных налогов»
Целью является изучить прогнозирование и планирование бюджетных доходов на основании федеральных налогов.
Задачи:
определить аспекты планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет;
рассмотреть виды и характеристики федеральных налогов;
проанализировать состав поступлений федеральных налогов в бюджет РФ, в частности на примере НДС и налога на прибыль;
рассмотреть совершенствование системы планирования и прогнозирования.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
1.1 Становление налоговой системы РФ и проблемы мобилизации налоговых поступлений
Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ, была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям. Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям института собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивший в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов. Анализ нормативной базы, действовавшей в период с 1991 по 2000 гг., показывает, что на протяжении всего этого времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов. Сравнение доли прямых и косвенных налогов в сумме налоговых поступлений с мировыми тенденциями показывает, что в отличие от ведущих стран мира налоговые поступления определяются преимущественно косвенными налогами, и эта тенденция устойчиво сохранилась в период с 1995 до 2000 гг.
Доля косвенных налогов в отношении к ВВП устойчиво преобладает над прямыми налогами, причем наблюдается тенденция снижения доли прямых налогов, что не соответствует мировым налоговым тенденциям. Доля подоходного налога с физических лиц мала, но прослеживается тенденция к увеличению этой доли, что связано с введением налоговой декларации и улучшением учета доходов физических лиц, связанным с присвоением ИНН налогоплательщикам – физическим лицам. Структура налогов – это лишь одна из характеристик налоговой системы их сбора. Недостаточное внимание к этому компоненту за весь период реформ привело к тому, что не был создан налоговый институт, адекватный стоящим перед страной налоговым проблемам. Количество нормативно-законодательных актов, посвященных вопросам организации функционирования налоговых органов, в несколько раз меньше, чем актов, определяющих налоговую структуру. Основные проблемы функционирования налоговых органов в масштабах страны в основном связаны с недвижимостью оперативно перестраивать организационную структуру в соответствии с меняющимся налоговым законодательством и организовывать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров. Однако не только перечисленные выше причины определяют проблемы функционирования налогового института. Снижение налоговых ставок (НДС в 1993 г., налога на прибыль в 1994 г.) и введение налоговых льгот не привело к увеличению объема инвестиций, росту экономической активности и снижению уклонения от налогов. Введение единой ставки подоходного налога имеет целью увеличить базу налогообложения, используя опыт, накопленный в ходе реформирования американской налоговой системы в 1986 г. ярко выраженный социальный аспект проводимой в России налоговой реформы, которая помимо снижения налоговых ставок предусматривает различные льготы по налогообложению для средств, направляемых на медицинские расходы и образование, предполагает уменьшение уклонения от налогообложения физических лиц.
Повышение эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему страны зависит от формирования и применения на практике гибкой стратегии налоговых органов по мобилизации налоговых поступлений, основанной на качественном анализе и планировании заданий поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны.
С 1991 года налоговая система РФ развивалась с учетом отечественного опыта 1920-х годов и практики функционирования налоговых систем зарубежных стран с рыночной экономикой. Стало очевидной необходимость срочных и решительных действий в налоговой сфере, так как обострилась проблема мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны.
До 1999 года, т.е. до принятия Налогового кодекса РФ (далее НК), вопросы многочисленными указами Президента РФ и правительственными постановлениями, но и инструкциями, письмами и разъяснениями Минфина России и МНС России.
С 1 января 1999г. НК РФ определяет общие принципы налогообложения в России, закрытый перечень федеральных, региональных, местных налогов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; сопряжения РФ и местных налогов и сборов; сопряжения российского и международного налоговых законодательств.
Анализируя изменения в налоговом законодательстве после принятия НК РФ, следует выделить четыре этапа проведения налоговой реформы.
Первый этап (до 2001 года). Это снижение предельной ставки подоходного налога. Расширение его налоговой базы, повышение нейтральностей по отношению к действиям экономических агентов и обеспечение горизонтальной справедливости налога; реформа социальных платежей и установление ЕСН; реформа системы взимания НДС, приближающая ее к принятым в мировой практике стандартам; реформа акцизов по введению индексации ставок на алкогольную продукцию и раздельной уплате между поизводителями и оптовиками, введению акциза на дизельное топливо и моторные масла.
Второй этап (2001 год). Реформа налога на прибыль по снижению его ставки до 24% и разрешение принимать к вычету из налогооблогаемой базы все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Благодаря реформе доходы и расходы устанавливались по методу начисления, определения принципов налогового учета, устранения двойного налогообложения дивидендов. На этом этапе были введены главы НК РФ «Налог на прибыль организаций» «Налог на добычу полезных ископаемых», и раздел «Специальные налоговые режимы» главы, которого заменяли уплату нескольких налогов на один. С 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели попали в категорию плательщиков по налогу на добавленную стоимость.
С 1 января 2002 г. налоговая база по единому социальному налогу с доходов от предпринимательской деятельности была поставлена в зависимость от объема дохода, а не от стоимости патента. Одним из недостатков старого законодательства являлось то, что его нормы не могли охватить все многообразие операций, которые проводили хозяйствующие субъекты. В результате на практике возникало множество неразрешимых вопросов связанных с налоговыми обязательствами. Так как старый закон отнюдь не способствовал развитию малого бизнеса, сфера его применения была достаточно узка. К тому же закон регулировал налогообложение тех хозяйствующих субъектов, у которых цена решения налоговых вопросов относительно невысока. Эти обстоятельства создавали благоприятную основу для произвола со стороны чиновников.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Третий этап (2002 год). Введена упрощенная система налогообложения по замене уплаты налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей налога на доходы физических лиц), НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. С введением единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.
Четвертый этап (2003-2005гг). Этот этап включает в себя широкий объем преобразований, снижающих налоговое бремя: упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, ориентацию на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказа от теневой экономической деятельности; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов; улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровне собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдение законодательств о налогах и сборах.
Создание справедливой налоговой системы государства- это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики. Эта общая схема совершенствования и деятельности налоговых органов по обеспечению поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны, основанная на планировании и прогнозировании налоговых поступлений.
Информация о работе Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет