Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, дипломная работа
Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.
Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы
Существующие методы определения количественных и качественных характеристик товара, способ их учета, порядок организaции этой процедуры могут служить благоприятными условиями для теневого сектора экономики, основой его расширенного воспроизводства, вовлечения в преступную деятельность новых участников.
Учитывая, что совершенно нереально контролировать экономическую деятельность свободно перемещающихся физических и юридических лиц, следует использовать комплекс экономических мер, направленных против «налоговых гаваней». Законодательные меры такого рода могут носить универсальный характер и включать следующие мероприятия:
- использование метода «переноса цен» (transfer pricing);
- внедрение принципа «сущность важнее формы» (sиbstance-over-form principle);
- отказ от любых соглашений с правительствами «налоговых гаваней» по вопросу о двойном налогообложении.
Метод «переноса цен» предусматривает внимательное изучение налоговым инспектором всех международных денежных переводов между компаниями, подписавшими контракт, чтобы удостовериться, что все операции про водятся между действительно независимыми и принадлежащими разным лицам компаниями. Это один из самых важных фундаментальных принципов работы налоговых органов. Такой подход затрудняет искусственный «перенос дохода» с места финансовой деятельности в «родную» компанию, зарегистрированную в «налоговой гавани».
Законы, касающиеся «переноса дохода», его выявления и нейтрализации, давно разработаны за рубежом и доказали свою эффективность. Идея этих законов проста: оценить все контракты с точки зрения коммерческого, здравого смысла. Такую оценку позволяет сделать постоянно обновляемая (путем обмена информацией между налоговыми органами различных стран) база данных по текущему ценообразованию и торговой практике.
Налоговый инспектор может сравнить цены, предлагаемые за подобные товары и услуги той или иной компанией, с базовыми ценами рынка (сравнительный метод неконтролируемых цен) или может проверить реальность цены продажи путем оценки достаточности и коммерческой приемлемости получаемой прибыли. Внедрение всех этих методов в России потребует большой предварительной работы по созданию баз данных и подготовке специалистов, но любые затраты окупятся в короткий срок, а налоговые поступления резко возрастут.
Когда прибыль специально не распределяется между акционерами (соответственно, не платятся налоги), а перечисляется (и остается) на счетах оффшорных дочерних компаний, базовая стратегия состоит в том, чтобы платить налог со всей суммы полученной прибыли, как будто бы она вся поступила на банковские счета.
Метод «сущность важнее формы» заключается в игнорировании промежуточных переводов средств (трансакций), которые явно сделаны исключительно в целях неуплаты налогов. Большинство развитых стран ввели специальные законы, раскрывающие данную концепцию, а Великобритания предоставила роль арбитра суду.
На протяжении многих лет эти страны публикуют список государств, которые они рассматривают как «налоговые гавани» («черный» список) или как не принадлежащие к ним «белый» список). В «черный» список входят те страны (кроме стран с отсутствием налогообложения), где налоговое бремя составляет менее 3/4, 2/3 или половины совокупных налогов данной страны (например, Кипр, Гонконг, Сингапур, Швейцария). «Потери» денег при прохождении стран «черного» списка игнорируются, а налоги, по существу, взимаются с разницы между странами «белого» списка.
В реальной жизни использование этого метода не очень эффективно по отношению к международным финансовым операциям, так как переводы в «налоговые гавани» могут быть сделаны после многочисленных трансакций между странами «белого» списка, а получение информации о трансакциях, сделанных в другой стране, на практике крайне затруднительно.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, что является главной причиной недопоступления налогов в государственную казну. В результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает 30-40% бюджетных средств.
Главной побуждающей силой, заставляющей предпринимателей уходить в теневой сектор, является стремление максимально уменьшить налоговые отчисления.
По статистическим данным, преступные посягательства на уклонение от уплаты налога на прибыль составляют 43,6% общего числа налоговых преступлений, НДС - 28,4%, налога на доходы физических лиц - 3,7%, акцизов - 1,2%, налога на имущество предприятий - 0,9 %. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные поступления в бюджет. Иные налоги также достаточно часто оказывались неуплаченными в результате преступных действий, однако это происходило преимущественно из-за того, что они имели общий объект налогообложения с вышеуказанными обязательными платежами.
Проведенный комплексный анализ налоговых поступлений в бюджетную систему страны за 2002-2004 г.г. на фоне последних лет обнаружил следующие факты:
- имеет место положительная динамика роста реальных налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны (превышает рост потребительских цен); происходят структурные изменения в пользу территориальных бюджетов (их доля в 2002 году превысила 50%-ный рубеж);
- основная часть доходов консолидированного бюджета страны формируется за счет поступлений пяти видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов, платежей за пользование природными ресурсами и налога на доходы физических лиц);
- в структуре поступления по группам налоговых доходов в консолидированный бюджет страны на долю федеральных налогов приходится до 90% и на долю региональных и местных - чуть более 10% всех налоговых поступлений;
- к числу основных отраслей промышленности, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений, относятся нефтедобывающая, машиностроение и металлообработка, пищевая, электроэнергетика и нефтеперерабатывающая.
2 ПЛАНИРОВАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
2.1 Характеристика федеральных налогов
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ.
В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.
При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.
К федеральным налогам относятся:
НДС регулируется главой 21 НК РФ;
Акцизы регулируются главой 22 НК РФ;
НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ;
ЕСН, с начала 2010 г. отменен, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования;
Налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ;
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 НК РФ;
Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ;
Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ;
Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ.
Общая формула расчета сумм поступлений налоговых доходов бюджета имеет следующий вид
сумма (НПi) m = сумма (НПi) m -1 х Дi х Кс + сумма (НДi) m-1х К1-Л,
где сумма (НПi) m -- прогноз поступлений г-го налога в планируемом году;
сумма (НПi) m -1 -- ожидаемые поступления г-го налога в текущем году;
i -- темп роста показателя, образующего налоговую базу г-го налога, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития;
Di -- индекс-дефлятор, учитывающий прогнозный уровень инфляционного дохода;
Кс (>1) -- коэффициент повышения собираемости налогов;
сумма (НДi) m-1-- ожидаемая сумма недоимок по i-му налогу на конец текущего года;
Кс (<1) -- коэффициент погашения недоимки, сложившейся на начало планируемого года;
Л -- сумма льгот по налогу, вступающих в силу в планируемом финансовом году.
Одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на добавленную стоимость (далее НДС).
НДС - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2010 г. составила около 40%.
Налогоплательщиками являются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров, работ, услуг.
Налогооблагаемая база определяется исходя из расчета суммы реализации товаров, работ, услуг с товарной наценкой, с применением налоговых вычетов т.е. за минусом НДС уплаченного поставщиком в цене товара при его приобретении т.е. это входной НДС. Возмещать из бюджета сумму входного НДС можно только в том случае, если поставщик оформил на товар счет-фактуру и осуществлена полностью поставка товара на склад покупателя, и осуществлена оплата товара поставщику. Для правильного исчисления налогооблагаемой базы по НДС необходимо правильно вести бухгалтерский учет по поступившим суммам НДС и по начисленным при реализации товара.
По общему правилу налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), которые вы реализуете (передаете).Для некоторых операций НК РФ установил особый порядок определения налоговой базы.
Ставки по НДС: 0% по товарам, перемещаемых через территорию РФ; 10% применяется для реализации товаров, которые являются социально-значимыми, товары для детей или продукты питания, строго утвержденные законодательством (мясные, молочные, хлебобулочные изделия, сахар, мука и т.д.)
Все остальные товары, работы, услуги осуществляются по ставке 18%. Также существуют две расчетные ставки: 10/110%, 18/118%.
Для правильного исчисления НДС по ставкам 10% и 18% на предприятии нужно вести аналитический учет.
Налоговый период устанавливался как месяц или квартал. Если в течение квартала ежемесячная выручка от реализации без учета НДС не превышала 2 млн. руб., то налоговый период устанавливался как квартал. Для всех остальных налогоплательщиков (налоговых агентов) налоговый период был равен месяцу (п. 1 ст. 163 НК РФ). Они платили НДС и подавали налоговые декларации ежемесячно.
Расчеты поступлений НДС. Здесь необходимо вспомнить, что добавленная стоимость в экономическом смысле представляет собой сумму, в составе которой:
- прибыль;
- фонд оплаты труда и начисления на него;
- амортизационные отчисления;
- прочие элементы добавленной стоимости.
Информация о работе Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет