Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование диплом.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

— ошибок в используемой для анализа экономической отчетности;

— неверного выбора моделей для прогнозирования;

— непредвиденных изменений в законодательстве;

— факторов, изменивших поведение налогоплательщиков или работу на­логовой системы;

— изменений в системе налогового администрирования и степени соблю­дения налогоплательщиками законодательства.

Определение меры соблюдения налогового законодательства представляет, возможно, самую большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты пользуются несколькими методами. Первый состоит в проведении косвенных оценок. Например, для того чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать инфор­мацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данны­ми об объемах продаж. Так же можно использовать показатели, характеризующие функционирование национальной экономики (например, ВВП, национальный доход и т.д.). В этом случае эксперты берут эти значения с поправкой, чтобы привести их как можно ближе к налоговой базе, а затем уже ими пользуются для того, чтобы оценить, какая сумма в виде налогов должна быть уплачена, и сравнивают их с фактическим объемом налоговых поступлений.

Второй метод заключается в сборе подробной информации о конкретной категории налогоплательщиков, которую можно использовать для того, что­бы, во-первых, выразить в количественном отношении достоверность как дек­ларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов, и, во-вторых, выявить сделки, на которые отсутствует документация. Для этого проводят специаль­ные проверки налогоплательщиков и их контрагентов и обобщают результаты до степени экономических показателей на уровне государства. Наконец, существует ряд других способов, также используемых для оценки степени соблюдения налоговых законов в более общем виде. К ним относятся опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных с изученными и контрольными группами, анализ результатов до и после нало­говой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций и анализ отчетности налоговых органов. Таким образом, налоговое планирование как один из этапов бюджетного процесса представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений на основе федеральных налогов  бюджета на основе учета и оценки ре­альной налоговой базы территории. В настоящее время в России окончательно не сформировались как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и база данных, необходимая для достоверного моделирования воздействия различных факторов на объем бюджетных поступлений. Для точной оценки размеров бюджетных поступлений от федеральных налогов на предстоящий период, обеспечения своевременного и качественного составления бюджетов всех уровней необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития. Создание достоверной методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета.

 

3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ

 

Налоги — один из главных инструментов государства в осуществлении экономической и социальной политики. Решение этих задач прямо зависит от объемов поступлений налогов.

Анализ поступлений  федеральных налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих её элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства. Потребность в налоговом планировании посткплений федералдьных налогов диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные и принятые в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов.

Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет выполняет самостоятельную роль, выступая в качестве инструмента познания и предвидения объективных и субъективных факторов, влияющих на объемы поступлений налогов в их конкретной, количественно определенной форме. Планирование поступлений налогов, в особенности федеральных, создающих основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов.

Прогнозирование и планирование поступлений федеральных налогов в бюджет является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Объективная необходимость планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет обусловлена:

- деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

- сложностью межотраслевых и региональных связей;

- необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

 

 

3.1        Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ

 

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.

В федеральный бюджет за январь-ноябрь 2011 года поступило администрируемых ФНС России доходов, без учёта платежей в пенсионный фонд, зачисляемого в федеральный бюджет 23654 млн. руб., или 93,7% к соответствующему периоду прошлого года, что можно увидеть на рисунке 1.

 


Рисунок 1

 

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за январь-ноябрь 2011 года составили 12848 млн. руб. и по сравнению с январем-ноябрем 2010 года уменьшились на 1477,9 млн. руб., или на 10,3%, что обусловлено существенным ростом возмещения налога в 1,6 раза (на 2,5 млрд. руб.), в том числе в заявительном порядке в 6 раз (на 1,7 млрд. руб.).

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из республики Беларусь и Казахстан в январе-ноябре 2011 года поступило 274,5 млн. руб., что на 38,8% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан и увеличением объема ввозимых товаров.
Поступления акцизов по сводной группе подакцизных товаров составили 5505,7 млн. рублей и снизились относительно января-ноября 2010 года на 1126,2 млн. руб., или на 17%. Из них поступления акцизов на табачную продукцию снизились на 3185,6 млн. руб. (на 48%), на нефтепродукты увеличились на 2059,4 млн. руб. Рост акцизного сбора на нефтепродукты обусловлен изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты (в 2009-2010 гг. полностью зачислялся в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, с 2011 года - 30% зачисляется в федеральный бюджет, 70% - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации). Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет за январь-ноябрь 2011 года составили 901,8 млн. руб. По сравнению с соответствующим периодом 2010 года они увеличились на 343,7 млн. руб., или на 61,6%.

Поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований в январе-ноябре составили 6736 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 10,2%, или на 623 млн. руб.

Бюджетное устройство России предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17%.

Поступления налога на доходы физических лиц в доход областного бюджета в анализируемом периоде составили 10179,7 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 10,9%, или на 997,7 млн. руб. Налога на прибыль поступило 13289,8 млн. руб., рост составил 30,4%, или 3098 млн. руб. Объем налоговых поступлений по сводной группе акцизов за январь-ноябрь 2011 года составил 4996,2 млн. руб. и возрос по сравнению с январем-ноябрем 2010 года на 34,5%, или на 1280,7 млн. руб. за счет акцизов на нефтепродукты на 1275,6 млн. руб. (36,1%).Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов.О сновная доля доходов бюджетов муниципальных образований формируется за счёт платежей по налогу на доходы физических лиц – 66,3%

В сложившихся условиях необходимым условием функционирования налоговой системы выступает эффективная система налогового администрирования. Значимость налогового администрирования вытекает из того, что оно является составной частью процесса управления. Управление постоянный и мониторинг налоговых поступлений напрямую влияет на величину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Рост валового объема НДПИ по сравнению с январем-ноябрем 2010 года составил 46,5 процента, тогда как поступления НДС на товары, реализуемые внутри страны выросли на 29,4 процента, а на товары, ввозимые в Россию - на 70 процентов.

 

 

3.2        Прогнозирование налоговых поступлений по отдельным видам налогов

 

Доходы федерального бюджета от поступлений налога на прибыль организаций.

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2012 год прогнозируется в сумме 371 906,9 млн. рублей (0,63% к ВВП).

В основу расчета поступления налога на прибыль организаций принят прогнозируемый на 2012 год объем прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой службы о налоговой базе за 2010 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2011 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Общий объем прибыли для целей налогообложения на 2012 год прогнозируется в сумме 13 254 400,0 млн. рублей (22,59% к ВВП). При определении налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 2%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 2 518 627,9 млн. рублей, в том числе за счет:

- прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, – на 1 831 858,2 млн. рублей;

- полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, - на686 577,9 млн. рублей;

- сумм льгот, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", - на 191,8 млн. рублей;

- одновременно с этим налогооблагаемая прибыль увеличена на сумму доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, в размере 341 325,0 млн. рублей.

Таким образом, налоговая база для расчета налога на прибыль организаций составит 11 077 097,1 млн. рублей.

Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 2%, прогнозируется в размере 221 541,9 млн. рублей.

Поступление налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20%, 15% и 9%, прогнозируется на 2012 год в сумме 129 597,2 млн. рублей. Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленных, произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В результате сумма налога на прибыль организаций с учетом уровня собираемости (95,5%) и дополнительного поступления налога по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2011 год, планируется в размере 351 900,5 млн. рублей.

Информация о работе Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет