Понятие налога и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
- защита территории;
- выполнение управляющих и распределительных функций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие налогов 5
2 Функции налогов
2.1 Фискальная функция 7
2.2 Распределительная функция 7
2.3 Стимулирующая функция 7
2.4 Контрольная функция 8
3 Установление и введение налогов
3.1 Виды налогов 9
3.2 Элементы налогов 14
3.2.1 Плательщики 14
3.2.2 Объект налогообложения 15
3.2.3 Налоговая база 18
3.2.4 Налоговый период 19
3.2.5 Налоговая ставка 20
3.2.6 Налоговые льготы 21
3.2.7 Порядок исчисления налога 22
3.2.8 Порядок и сроки уплаты налога 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая понятие налога и его функции.docx

— 98.97 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие налогов   5

2 Функции налогов 

2.1 Фискальная  функция 7

2.2 Распределительная  функция 7

2.3 Стимулирующая  функция 7

2.4 Контрольная  функция 8

3 Установление  и введение налогов

3.1 Виды налогов 9

3.2 Элементы налогов 14

3.2.1 Плательщики 14

3.2.2 Объект налогообложения 15

3.2.3 Налоговая  база 18

3.2.4 Налоговый  период 19

3.2.5 Налоговая  ставка  20

3.2.6 Налоговые  льготы 21

3.2.7 Порядок исчисления  налога 22

3.2.8 Порядок и  сроки уплаты налога 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27


 

ВВЕДЕНИЕ

        Налоги  известны с глубокой древности. Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли  ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых  ей для собственного потребления  и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

        По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным  примером может служить то, что  в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

        Налоги  – основной источник формирования доходов государства, важнейший  элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет  особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        В Конституции Российской Федерации  определено, что каждый обязан законно  платить установленные налоги и  сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

        В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  находится установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации.

        Основным  законодательным документом по налогам  и сборам в Российской Федерации  является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Выполнение его  требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений  указанных в Налоговом кодексе  Российской Федерации есть серьезное  противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном  порядке. Существует также целый  перечень документов по налогам и  сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести  Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

1 Понятие налога

        Налоги  – это обязательные платежи, взимаемые государством с организаций и физических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без  налогов существовать не может, поскольку  они – главный метод мобилизации  доходов в условиях частной собственности  и рыночных отношений.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

        Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из главных условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, организациями местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Принципы налогообложения:

1.Принцип законности  налогообложения – этот принцип  опирается на статью 55 К РФ. Эта статья говорит о том, что все ограничения должны быть подкреплены ФЗ. Уплата налогов это плата за оказанные государством услуги.

2.Принцип всеобщности  и равенства налогообложения.  В соответствии с законодательством  все налогоплательщики должны  находиться в равных условиях  и нести равные обязанности по уплате законно установленных налогов.

3. Принцип справедливости налогообложения. Это фактическая способность к уплате налогов, то есть налоги должны быть справедливыми.

4.Принцип публичности  налогообложения. Это поиск баланса  интересов отдельных лиц, налогоплательщиков  и общества в целом.

5.Принцип установления  налогов и сборов в должной  правовой процедуре. Принцип установлен  конституцией и суть его в запрете на установление налогов иначе как законом.

6.Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны иметь экономическое обоснование, то есть могут быть произвольными.

7.Принцип презумпции. Толкование в пользу налогоплательщика  всех неустранимых сомнений, противоречий  и неясностей актов законодательства.

8.Принцип определенности  налоговой обязанности. Законодательство  должно быть сформулировано таким  образом, чтобы каждый налогоплательщик  знал, какие налоги он должен  уплачивать, когда, в каком порядке.

9.Принцип единства  экономического пространства РФ  и единства налоговой политики. Статья 8 К РФ. Не допускается устанавливать налоги нарушающие единое пространство РФ. Прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, работ и услуг, финансовых средств.

10.Принцип единства  системы налогов и сборов. Закрепленный  налоговым кодексом перечень  федеральных, региональных и местных  налогов носит закрытый характер, то есть других налогов вводить  нельзя.

 2 Функции налогов

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

2.1 Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция)

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

2.2 Распределительная  (социальная) функция

Социальная или  распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

2.3 Стимулирующая функция

С помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

2. 4 Контрольная  функция

Через налоги государство  осуществляет контроль за финансово  – хозяйственной деятельностью  предприятия, а также за источниками  доходов и расходов, путем денежной оценки сумм налогов сопоставляют показатели доходов с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Через контрольную  функцию государство выявляет необходимость  внесения изменений в налоговую  систему.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

3 Установление и введение налогов 

3.1 Виды налогов

На сегодняшний  день налоги весьма разнообразны и  образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить  их количество видов пока не имели  успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого  налога взимать множество не столь  больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.

Разделение всех видов на группы осуществляется в  соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают  различия налогов в зависимости  особенностей их исчисления, уплаты, отнесения  на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).

Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными  самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства  и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира.

Состав налогов  отечественной налоговой системы  можно классифицировать, объединив  группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и другие признаки классификации:

- по субъекту  уплаты:

1. физические  лица;

2. юридические  лица.

В налоговом  законодательстве термин «физическое  лицо» объединяет следующие категории  налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных  граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения  человека (гражданина) как участника  правоотношений.

Информация о работе Понятие налога и его функции