Понятие налога и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
- защита территории;
- выполнение управляющих и распределительных функций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие налогов 5
2 Функции налогов
2.1 Фискальная функция 7
2.2 Распределительная функция 7
2.3 Стимулирующая функция 7
2.4 Контрольная функция 8
3 Установление и введение налогов
3.1 Виды налогов 9
3.2 Элементы налогов 14
3.2.1 Плательщики 14
3.2.2 Объект налогообложения 15
3.2.3 Налоговая база 18
3.2.4 Налоговый период 19
3.2.5 Налоговая ставка 20
3.2.6 Налоговые льготы 21
3.2.7 Порядок исчисления налога 22
3.2.8 Порядок и сроки уплаты налога 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая понятие налога и его функции.docx

— 98.97 Кб (Скачать документ)

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном  отношении к объекту налога  без учета дифференциации его  величины (например, при обложении  имущества, прибыли юридических  лиц, ряда товаров..).

3. Прогрессивные  - средняя ставка прогрессивного  налога повышается по мере  возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и  большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере  роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную  сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной величины  налога при увеличении доходов.

Например, по Налогу на доходы физических лиц согласно статье 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается  в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов  в отношении следующих доходов:

-стоимости любых  выигрышей и призов, получаемых  в проводимых конкурсах, играх  и других мероприятиях в целях  рекламы товаров, работ и услуг,  в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего  Кодекса;

-процентных  доходов по вкладам в банках  в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Налогового  Кодекса;

-суммы экономии  на процентах при получении  налогоплательщиками заемных (кредитных)  средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов  в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых  налоговая ставка устанавливается  в размере 15 процентов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов  в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими  лицами, являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов  в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным  покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей  доверительного управления ипотечным  покрытием, полученным на основании  приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным  покрытием до 1 января 2007 года. 

3.2.6 Налоговые  льготы

В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным налогоплательщикам и  плательщикам сборов, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия  применения льгот по налогам и  сборам, не могут носить индивидуального  характера.

Налогоплательщик  вправе отказаться от использования налоговых льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

3.2.7 Порядок исчисления налога

Согласно статье 52 Налогового Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия  применения льгот по налогам и  сборам, не могут носить индивидуального  характера.

Налогоплательщик  вправе отказаться от использования  льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  Налоговым Кодексом РФ.

Льготы по федеральным  налогам и сборам устанавливаются  и отменяются Налоговым Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации  о налогах.

Льготы по местным  налогам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

3.2.8 Порядок и сроки уплаты налога

Согласно статье 58 НК РФ уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога либо в  ином порядке, предусмотренном Налоговым  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым  агентом в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым Кодексом может предусматриваться  уплата в течение налогового периода  предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность  по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном  для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние  по сравнению с установленными законодательством  о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых  платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового Кодекса.

Нарушение порядка  исчисления и (или) уплаты авансовых  платежей не может рассматриваться  в качестве основания для привлечения  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Уплата налога производится в наличной или безналичной  форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые  агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу  местной администрации либо через  организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная  администрация и организация  федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно  и своевременно перечислять их в  бюджетную систему Российской Федерации  на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата  за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных  денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при  приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма  квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов;

представлять  в налоговые органы (должностным  лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной  почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных  настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация  федеральной почтовой связи несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер  ответственности не освобождает  местную администрацию и организацию  федеральной почтовой связи от обязанности  перечислить в бюджетную систему  Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых  агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Конкретный порядок  уплаты налога устанавливается в  соответствии со статьей 58 применительно  к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается  Налоговым Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов  устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым Кодексом.

Налогоплательщик  обязан уплатить налог в течение  одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный  период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно статье 57 Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается  только в порядке, предусмотренном  Налоговым Кодексом.

При уплате налога и сбора с нарушением срока  уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке  и на условиях, предусмотренных Налоговым  Кодексом.

Сроки уплаты налогов  и сборов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием  на событие, которое должно наступить  или произойти, либо действие, которое  должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, устанавливаются Налоговым  Кодексом применительно к каждому  такому действию.

В случаях, когда  расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что  взимание налогов древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что платить налоги и умереть должен каждый. Данный принцип заложен и в российском законодательстве.

Каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Статья 57 Конституции  РФ Налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения.

Информация о работе Понятие налога и его функции