Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью работы является изучение и раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность транспортного налога;
проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую исчисление и уплату транспортного налога;
исследовать основные элементы транспортного налога;
определить место транспортного налога в формировании доходной части бюджета
выявить основные проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога, и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….…6
1.1. Понятие и сущность транспортного налога...........................................................6
1.2. Элементы транспортного налога.............................................................................7
1.3. Зарубежный опыт исчисления транспортного налога..........................................9
2 МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА........................14
2.1. Механизм исчисления налога................................................................................14
2.2. Порядок исчисления налога...................................................................................18
2.3. Отчетность по транспортному налогу………………………………..……..….19
3 РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА………......22
3.1. Проблемы транспортного налога..........................................................................22
3.2. Минимизация транспортного налога....................................................................25
3.3. Перспективы развития транспортного налога.....................................................26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.........................................................................................33
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.
2.3 Отчетность по транспортному налогу
Организация, на балансе которой имеются транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы, самолеты, катера и т. д.), в соответствии с главой 28 "Транспортный налог" НК РФ признается налогоплательщиком по транспортному налогу, а сами транспортные средства - объектом налогообложения транспортным налогом.
Как налогоплательщик транспортного налога, организация обязана:
самостоятельно исчислять
уплачивать налог и авансовые платежи по налогу по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные статьей 363 НК РФ;
представлять в налоговый
По окончании каждого
Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены не более чем в 10 лет. Указанное ограничение размера налоговых ставок законами субъектов Р.Ф не преминяются в отношении автомобилей легковых с мощностью до 150 л.с включительно.
Допускается установление деференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а так же с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налоговая декларация налогоплатильщика является организацию представляют налоговую декларацию по формам утверждения Министерства Финансов.
Налогоплатильщики организации уплачивающие в течении налогового периода авансовые платежи по исчислении каждого отчетного периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Налоговый расчет и по авансовым
платежам предоставляют в течении
налогового периода не позднее последнего
числа, месяца следующего за истечением
налоговым периодом. Налоговые платильщики
являются физическими лицами уплачивают
налог в срок не позднее 5 ноября следующим
за истечением налоговым периодом.
3 РАЗВИТИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
3.1 Проблемы транспортного налога
Налоговики подвели предварительные итоги введения транспортного налога. Автовладельцам, не успевшим вовремя заплатить, начисляются пени. А тех, кто вообще платить не собирается, ждет судебное разбирательство.
Транспортный налог был введен на территории РФ с 1 января 2003 года. Он заменил налог с владельцев транспортных средств. Объектом налогообложения является мощность двигателя автомобиля, исчисляемая в лошадиных силах. Согласно Налоговому кодексу, каждый субъект федерации вправе сам определить ставку налога на своей территории. Однако существующие федеральные ставки налога не должны быть увеличены или уменьшены более чем в пять раз. А налогоплательщиками выступают физические или юридические лица, на которых оформлено автотранспортное средство.
Однако на первых же стадиях действия налога появились проблемы. В ряде регионов, в том числе в Тюменской и Белгородской областях, Ханты-Мансийском АО и в Башкирии, местные власти ввели максимальные ставки по налогу, что сразу же вызвало волну недовольства местных автовладельцев. Действительно, ситуация получилась непонятная. За одинаковые автомобили с идентичными двигателями и примерно равной стоимостью, к примеру, в Ханты-Мансийском АО приходилось платить налог в пять раз больше, чем в Орловской области. Где-то – наоборот, на машины с такой мощностью вводились льготные ставки. Уже тогда раздались первые предложения о доработке закона. «Можно смело сказать, что транспортный налог страшно несовершенный. Мы видим резкое несоответствие в налоговых ставках в разных субъектах федерации, поскольку в определении ставки налога региональные органы получили очень большие полномочия.
В настоящее время в России происходят изменения в области экономики, стремительно трансформируются взаимоотношения между хозяйственными субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом. Процесс перехода российской экономики в мировую требует от государства проведения реальной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы. Поэтому тема транспортного налога является актуальной на сегодняшний день, так как транспортный налог является относительно новым для налогообложения.
В соответствии с Законом РФ дорожные фонды в основном пополнялись за счет налога на пользователей автомобильных дорог. Плательщиками его выступали «предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятий с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет»
Таким образом, налог платили все предприятия, независимо от наличия у них транспортных средств. При этом, чем больше у организации выручка, тем большими суммами она обязана была поддерживать транспортные фонды. Теперь плательщиками налога становятся только владельцы транспортных средств. То есть в общем смысле обязанность формировать дорожные фонды возлагается на лица, которые извлекают прибыль от использования транспортных средств.
Величина налога, порядок и срок его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным Законодательством. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто их организаций обходится без транспорта, то данный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспорта нет, и они пользуются им по доверенности.
Так как транспортный налог является региональным право его установления и введения на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов РФ. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон о введении в действие этого налога, в отличие от налога с владельцев транспортных средств, имевшего сугубо целевое назначение и служившего главным источником формирования доходов территориальных дорожных фондов, транспортный налог поставляет средства, используемое по общему назначению.
Кроме всего вышеперечисленного, существует ряд проблем, которые возникли с введением транспортного налога. Основными из них являются:
Для решения данных проблем можно применить ряд действий. Например, чтобы решить проблему собираемости нужно установить сроки уплаты транспортного налога в течении налогового периода для физических лиц. Для решения второй проблемы нужно обеспечить поступления для финансирования дорожного хозяйства, так как налоги, установленные законодательством РФ для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети, в соответствии со степенью воздействия автотранспортных средств на неё, чтобы возместить ущерб, который наносится окружающей среде, нужно взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей и почти освободить от него малые. Это решение также можно отнести и к третьей проблеме.
Таким образом, можно сказать, что распределение транспортного налога на сегодняшний день несовершенно. Так как сами факты на лицо, а именно ряд проблем которые выше перечислены. Возможно, вопросы, которые возникают с распределением средств, поступающих от транспортного налога, можно избежать, к примеру, чтобы органы исполнительной власти субъектов РФ определили, куда и в каких целях будут направляться средства. Если налог так и останется нецелевым, то полученные средства не будут приносить пользу состоянию дорог, экологии в целом.
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщику должно быть заблаговременно прислано уведомление об уплате налога. Здесь возникает третья проблема. Это связано с тем, что зачастую не обладает достоверной информацией о владельцах транспортных средств, которые предоставляются из базы данных Госавтоинспекции. В частности, по словам замминистра, указанный адрес владельца транспортного средства не всегда совпадает с адресом его реального проживания.
Напомним, что в каждом субъекте федерации определяется свой срок оплаты налога. В Москве Салават Аминев заверил, что за оставшиеся два с половиной месяца все автовладельцы получат уведомления.
Если вы, получив уведомление, расписались в его получении, но вовремя не заплатили, то начинают начисляться пени. Если же по каким-то причинам вы вообще не хотите платить транспортный налог, то деньги с вас все равно взыщут, правда, уже через суд.
Как выяснилось, прибегать к помощи служителей фемиды налоговикам не впервой. Налоговый год еще не закончился, а уже подало в суд 134 тыс. исков против автовладельцев, не желающих платить. Как пояснил Аминев, речь идет в основном о тех людях, которые продали свои автомобили по генеральной доверенности. Машина уже давно им не принадлежит, а уведомления об оплате приходят. В Налоговом кодексе написано, что если владелец продал машину по доверенности до вступления в силу Закона о транспортном налоге, то есть до 1 января, налог придется платить именно ему, а не доверенному лицу. Вот и получилась ситуация, когда автовладельцу приходится платить за то, что ему уже не принадлежит.
В течение этого года законопроекты об увеличении ставок транспортного налога рассматривались в Воронежской, Московской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях и во многих других субъектах РФ. Причем зачастую эти законопроекты были отправлены на доработку. Намерение увеличить ставки власти обосновывали рядом причин. Главной среди них можно считать увеличение заработной платы по стране. По расчетам экономистов средняя заработная плата населения за 2006-2007 годы выросла в 1,5 раза. Поэтому и предлагается проиндексировать ставки транспортного налога с учетом роста заработной платы. То есть, их увеличение в 1,5 раза, по мнению властей, никак не должно сказаться на автовладельцах.
3.3 Перспективы развития транспортного налога
Согласно Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, ФНС устанавливает в целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов, принят Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, начиная с 2010 года, средние ставки транспортного налога, установленные Кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в пять раз в сторону увеличения или уменьшения. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, 17.11.2010 г., Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, снижающий транспортный налог в два раза. При этом регионам разрешат уменьшить налоговую ставку вплоть до нуля рублей для автомобилей, оснащенных двигателем мощностью до 150 лошадиных сил.
Согласно законопроекту, налоговая ставка для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил включительно составит 2,5 рубля за одну лошадиную силу (вместо нынешних 5 рублей). Для машин мощностью от 100 до 150 лошадиных сил транспортный налог снизится с 7 до 3,5 рубля, от 150 до 200 - с 10 до 5 рублей, от 200 до 250 - с 15 до 7,5 рубля. Для автомобилей мощностью более 250 лошадиных сил базовая ставка будет уменьшена с 30 до 15 рублей.
В мае 2010 года с предложением полностью отменить транспортный налог выступил Минтранс в рамках законопроекта о создании дорожных фондов. По задумке ведомства, эту налоговую нагрузку можно компенсировать за счет дополнительных акцизов на бензин. Его ставка составит 1 руб./л с 1 января 2011 года с дальнейшим повышением. Собранные средства будут направлены в Дорожный фонд.
Депутаты Госдумы отклонили в первом чтении законопроект об изменении способа взимания транспортного налога. Напомним, планировалось, что платить налог будут не автовладельцы, а компании и предприниматели, которые реализуют бензин и дизтопливо.
По мнению депутатов, авторы законопроекта упустили из вида тот факт, что, помимо автовладельцев, бензином и дизельным топливом пользуются граждане, которые не являются собственниками автомобилей (например, для отопления загородных домов). Кроме того, в законопроекте не учтено, что некоторые водные и воздушные транспортные средства используют альтернативные виды топлива. Поэтому, в случае, если закон будет принят, эти транспортные средства будут освобождены от уплаты транспортного налога.
Информация о работе Порядок исчисления и уплаты по транспортному налогу