Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение экономической необходимости водного налога, порядка его исчисления и уплаты, выявление существующих на сегодняшний день проблем в практике применения водного налога.

В соответствии с заданной целью в данной курсовой работе по проблеме исследования водного налога, порядка его начисления и уплаты ставятся следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты водопользования в Российской Федерации, законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования водных отношений;

2) изучить налогообложение потребления воды на территории Российской Федерации: порядок исчисления водного налога на примере конкретной организации, порядок и сроки уплаты налога;

3) детально рассмотреть составление и подачу отчетности по водному налогу на примере конкретной организации;

4) выявить исходя из информации, содержащейся в периодических изданиях проблемы практики применения водного налога и рассмотреть возможные пути их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНОГО НАЛОГА 8

1. 1 Жизнеобеспечивающая и экономическая роль воды 8

1.2 Введение водного налога в налоговую систему Российской Федерации, его экономическая необходимость 9

1.3 Основные положения по водному налогу. Водный кодекс 12

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ И СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ 20

2.1 Оценка водных ресурсов 20

2.2 Порядок исчисления водного налога на примере ЗАО «Домстрой» 24

2.3 Порядок и сроки уплаты водного налога 31

2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению 31

2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Домстрой» 34

3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43

3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет 43

3.2 Пути устранения проблем практики применения водного налога 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

Работа состоит из  3 файла

Порядок исчисления и уплаты водного налога.docx

— 103.89 Кб (Скачать документ)

     Плательщиками платы за пользование водными  объектами были признаны не только промышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде.

     Федеральный закон «О плате за пользование  водными объектами» первоначально не распространялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор вышеуказанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

     С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обложения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась (и облагается) налогом на добычу полезных ископаемых.

     Конкретные  ставки платы по категориям плательщиков, видам водопользования и с  учетом местных условий устанавливают законодательные органы субъектов Российской Федерации в пределах минимальных и максимальных ставок, определенных непосредственно Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» и уточненных Правительством РФ по экономическим районам и водным бассейнам.

     Определен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном или пятикратном размере.

     Федеральный закон «О плате за пользование  водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в  Российской Федерации вводится водный налог, предусмотренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и меняющий отдельные положения действующей платы.

     Экономическая необходимость введения водного  налога объясняется его функциями. Прежде всего, необходимо выделить его стимулирующую функцию. Именно необходимость уплаты налогов, а, следовательно, и расходование имеющихся средств, побуждает водопользователей более бережно и рационально использовать водные ресурсы, не выходить за пределы установленных ограничений в объемах их потребления. Ведь сверхлимитный расход воды влечет за собой обязанность по уплате налога с учетом повышенной ставки.

     Фискальная  функция водного налога заключается  в аккумулировании поступивших  средств в бюджете федерального либо местного уровня. Стоит отметить, что лишь максимально полное направление  денежных сумм, поступивших в результате уплаты водного налога, на целевое  финансирование  мероприятий, связанных  с модернизацией системы водного  хозяйства, позволит добиться оптимизации  процессов водопользования. [11]

     Поступления денежных средств от уплаты водного  налога учитываются в составе  налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. В федеральный бюджет Российской федерации данная категория платежей обеспечила поступление в 2008 году 1 637,5 млрд. руб., в 2009 году 1 006,3 млрд. руб., в 2010 году − 1408,3 млрд. руб.

     По  данным Отчета о начислении и поступлении  налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему  Российской Федерации по состоянию  на 01.04.2011 года из бюджета Республики Башкортостан поступило в федеральный  бюджет  27 805 тыс. руб. 2

     1.3 Основные положения  по водному налогу. Водный кодекс

     Согласно статье 2 Водного Кодекса РФ Водное законодательство состоит из Водного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

     Новый Водный кодекс РФ введен в действие с 1 января 2007 года. Со дня его введения в действие утратил силу Водный кодекс, принятый в 1995 году, со всеми внесенными в него изменениями. С этого же времени признаются не действующими на территории России и законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулировавшие до настоящего времени водные отношения.

     При введении нового Водного кодекса  использование водных объектов предусмотрено  осуществлять на следующих принципах:

     - значимость водных объектов в  качестве основы жизни и деятельности  человека,

     - приоритет охраны водных объектов  перед их использованием,

     - сохранение особо охраняемых  водных объектов, ограничение или  запрет использования которых  устанавливается федеральными законами,

     - приоритет использования водных  объектов для целей питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения  перед иными целями,

     - участие граждан, общественных  объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные  объекты, а также их обязанностей  по охране водных объектов,

     - равный доступ физических и  юридических лиц к приобретению  права пользования водными объектами,  за исключением случаев, предусмотренных  водным законодательством,

     - регулирование водных отношений  в зависимости от особенностей  режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей, исходя из взаимосвязи водных  объектов и гидротехнических  сооружений, образующих водохозяйственную  систему,

     - гласность осуществления водопользования,

     - платность использования водных  объектов,

     - использование водных объектов  в местах традиционного проживания  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  для осуществления традиционного  природопользования.

     Нормы нового Водного кодекса имеют  приоритет по отношению к другим нормативно-правовым актам, регулирующим отношения по использованию и  охране водных объектов. [17]

     Нормы, регулирующие отношения по использованию  и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных  законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному Кодексу.

     Водные  отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Водному Кодексу, другим федеральным законам.

     Правительство Российской Федерации издает нормативные  правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных Водным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

     Уполномоченные  Правительством Российской Федерации  федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Водным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

     На  основании и во исполнение Водного Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

     Согласно статье 4 Водного Кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным Кодексом.

     Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

     От  имени Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных  нормативными правовыми актами. [1]

    Характерной особенностью водных отношений является то, что согласно статьи 8 части второй Водного Кодекса Российской федерации  водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, когда объектом водных налоговых отношений являются пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, тогда эти объекты находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

    Для регулирования водных отношений  между исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления и другой стороной составляется договор водопользования, который признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре, за ведение которого ответственно Федеральное агентство водных ресурсов. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. [1]

     Договор водопользования должен содержать:

     1) сведения о водном объекте,  в том числе описание границ  водного объекта, его части,  в пределах которых предполагается  осуществлять водопользование;

     2) цель, виды и условия использования  водного объекта или его части  (в том числе объем допустимого  забора (изъятия) водных ресурсов)

     3) срок действия договора водопользования;

     4) размер платы за пользование  водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной  платы;

     5) порядок прекращения пользования  водным объектом или его частью;

     6) ответственность сторон договора  водопользования за нарушение  его условий.

     2. Договор водопользования наряду  с условиями, указанными в части  1 настоящей статьи, может содержать  иные условия по соглашению  сторон этого договора.

     3. К договору водопользования прилагаются  материалы в графической форме  (в том числе схемы размещения  гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте,  а также зон с особыми условиями  их использования) и пояснительная  записка к ним.

     Предельный  срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

     Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании  решений Правительства РФ или  решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  либо лицензий на водопользование и  договоров пользования водными  объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют  права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами  на основании лицензий на водопользование  и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

     Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Налогового Кодекса.

     Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров  водопользования или решений  о предоставлении водных объектов в  пользование, соответственно заключенных  и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения