Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение экономической необходимости водного налога, порядка его исчисления и уплаты, выявление существующих на сегодняшний день проблем в практике применения водного налога.

В соответствии с заданной целью в данной курсовой работе по проблеме исследования водного налога, порядка его начисления и уплаты ставятся следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты водопользования в Российской Федерации, законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования водных отношений;

2) изучить налогообложение потребления воды на территории Российской Федерации: порядок исчисления водного налога на примере конкретной организации, порядок и сроки уплаты налога;

3) детально рассмотреть составление и подачу отчетности по водному налогу на примере конкретной организации;

4) выявить исходя из информации, содержащейся в периодических изданиях проблемы практики применения водного налога и рассмотреть возможные пути их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНОГО НАЛОГА 8

1. 1 Жизнеобеспечивающая и экономическая роль воды 8

1.2 Введение водного налога в налоговую систему Российской Федерации, его экономическая необходимость 9

1.3 Основные положения по водному налогу. Водный кодекс 12

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ И СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ 20

2.1 Оценка водных ресурсов 20

2.2 Порядок исчисления водного налога на примере ЗАО «Домстрой» 24

2.3 Порядок и сроки уплаты водного налога 31

2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению 31

2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Домстрой» 34

3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43

3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет 43

3.2 Пути устранения проблем практики применения водного налога 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

Работа состоит из  3 файла

Порядок исчисления и уплаты водного налога.docx

— 103.89 Кб (Скачать документ)

     2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению

     В состав декларации входит:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)»;
  • раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога». Этот раздел в свою очередь состоит из четырех разделов:
  • раздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;
  • раздел 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях»;
  • раздел 2.3 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта без забора воды для целей гидроэнергетики»;
  • раздел 2.4 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях».

     Все налогоплательщики представляют титульный  лист, разделы 1 и 2. Причем раздел 2 может включать лишь некоторые из разделов 2.1—2.4 (в зависимости от видов водопользования, которые осуществляет налогоплательщик).

     Общие требования к оформлению декларации по водному налогу такие же, как и при заполнении любой другой налоговой декларации. Однако есть и некоторые особенности. Так, налоговая база и налоговая ставка указываются как в виде целого числа, так и в виде десятичной дроби. При этом если названные показатели представлены в виде десятичной дроби, целую и дробную части числа должна разделять точка.

     Суммы налога в декларации указываются в целых рублях.

     Налоговая декларация представляется на бумажном носителе и заполняется шариковой  или перьевой ручкой, черным либо синим  цветом. Возможно заполнение формы  налоговой декларации на пишущей  машинке или распечатка налоговой  декларации на принтере. Налоговая  декларация может быть представлена в электронном виде, в соответствии с порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 16 мая 2002 года, регистрационный номер 3437) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 27 мая 2002 г.

     Показатели, характеризующие налоговую базу и налоговую ставку, указываются  как в виде целого числа, так и  в виде числа с включением десятичной точки («.»), отделяющей дробную часть значения показателя от целого числа.

     В соответствующих ячейках каждой строки должно указываться только одно значение (печатная буква, цифра, десятичная точка, запятая и другие знаки). В  случае отсутствия каких-либо значений, предусмотренных налоговой декларацией, в соответствующей ячейке или  строке проставляется прочерк или  ноль.

     Числовое  значение показателя суммы налога указывается  в рублях в виде целого числа.

     Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать  правильное значение и проставить подписи  лиц, подписавших налоговую декларацию, заверив их печатью (штампом) организации  или подписью физического лица с  указанием даты исправления. Не допускается  исправление ошибок с помощью  корректирующего или иного аналогичного средства.

     В верхней части каждой страницы налоговой  декларации указывается идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН) и  код причины постановки на учет (КПП) организации или идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН) физического  лица. [5]

     2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Домстрой»

     Декларация  подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные организации и физические лица обязаны также подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

     Организации, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации в налоговый  орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

     Декларация  может быть представлена в налоговый орган лично, через представителя либо по почте. Налогоплательщики, среднесписочная численность которых за 2008 год превышает 100 человек, представляют декларации в электронном виде.

     Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н (в редакции приказа Минфина России от 12.02.2007 № 15н).

     Рассмотрим  порядок заполнения декларации по исчисленной в пункте 2.2 сумме налога к уплате предприятия ЗАО «Домстрой».

     В разделе 1 приводятся общие суммы налога, подлежащие уплате по местонахождению объектов налогообложения. Они характеризуются принадлежностью к территории отдельных объектов административно-территориального деления с соответствующим кодом по ОКАТО. Этот раздел заполняется на основании данных, указанных в разделах 2.1—2.4 декларации. Он является сводным.

     В строку 010 этого раздела вписывается наименование соглашения о разделе продукции (для участков недр, предоставленных в пользование на условиях такого соглашения). Если водопользование производится вне рамок соглашения о разделе продукции, то по строке 010 ставится прочерк.

     В строке 020 проставляется код бюджетной классификации (КБК), который утвержден приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» — 182 1 07 03000 01 1000 110.

     В строке 030 проставляется код ОКАТО объекта административно-территориального деления (по местонахождению объекта налогообложения), на территории которого уплачивается в бюджет соответствующая сумма налога.

     По  строке 040 отражается общая сумма  налога по всем видам водопользования  и водным объектам. Она подлежит уплате по местонахождению объектов налогообложения, относящихся к территории объекта административно-территориального деления с кодом ОКАТО, указанным по соответствующей строке 030 данного листа раздела 1.

     Сумма налога, указанная по строке 040, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных  по всем видам водопользования в разделах 2.1—2.4 декларации с соответствующим кодом ОКАТО.

     Если  в разделе 1 декларации недостаточно строк для отражения сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения (это строки 030 и 040), то в налоговой декларации заполняется необходимое количество дополнительных листов раздела 1.

     Раздел 2.1 заполняют налогоплательщики, осуществляющие забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) с учетом целевого использования забранной воды.

     При заборе воды для водоснабжения населения  или для технологических нужд из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов (в связи с эксплуатацией объектов теплоэнергетики и атомной энергетики), а также для других целей установлены различные налоговые ставки. Поэтому раздел 2.1 заполняется в нескольких экземплярах. При этом количество экземпляров соответствует количеству расчетов налога по разным налоговым ставкам (отдельно по каждой налоговой ставке).

     В строке 010 указывается КБК по водному налогу.

     В строке 020 проставляется код ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения.

     По  строке 025 указывается наименование водного объекта (река, озеро, водохранилище  и т. д.). При заборе воды из подземных водных объектов в данную строку вписывается регистрационный номер артезианской скважины (например, артезианская скважина № 12898743).

     По  строке 030 приводятся данные об имеющейся  у налогоплательщика лицензии на водопользование. А именно серия, номер и вид лицензии, которые при заполнении разделяются знаком «;» (точка с запятой).

     В строку 040 вписывается код водопользования. Эти коды перечислены в приложении № 3 «Коды водопользования» к порядку заполнения декларации по водному налогу (код водопользования указывается при любом значении показателя строки 050).

     В строке 050 указывается код цели забора воды. Он определяется согласно приложению № 4 «Коды целей забора вод» порядка заполнения декларации.

     По  строке 060 отражается лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный для данного водного объекта и данной цели водопользования.

     Если  квартальные лимиты налогоплательщику  не утверждены, то для целей исчисления налога они определяются расчетным путем как одна четвертая часть утвержденного годового лимита.

     В строку 070 вписывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, который относится к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды. По этой строке ставится весь объем фактически забранной воды независимо от того, как производилось водопользование: в пределах утвержденных лимитов или сверхлимитное.

     По  строке 080 показывается фактический  объем воды, забранной из водного  объекта за налоговый период в пределах установленного лимита.

     В строке 090 проставляется фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита. Значение данного показателя определяется как разность значений строк 070 и 080.

     В строках 100 и 110 указывается налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов, либо за 1 тыс. куб. м забранной морской воды. Причем в строке 100 приводится налоговая ставка, соответствующая забору воды в пределах установленного лимита, а по строке 110  — сверх установленного лимита.

     По  строке 120 отражается сумма налога, подлежащая уплате. Налог исчисляется  за фактический объем забранной  воды (включая объем забранной  воды в пределах установленного лимита и сверх установленного лимита) по конкретному водному объекту, конкретной лицензии (при ее наличии) и конкретной цели использования забранной воды, по которой установлена отдельная ставка налога. Показатель строки 120 определяется так:

      строка 120 = строка 080 ∙ строка 100 + строка 090 ∙ строка 110.

     Раздел 2.2 заполняют налогоплательщики, осуществляющие использование акватории водного объекта, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях. По каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземпляр данного раздела.

     По  строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются данные, аналогичные тем, которые указываются при заполнении раздела 2.1. А именно: КБК по водному налогу, код ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения, наименование водного объекта, данные, относящиеся к лицензии, и код водопользования соответственно.

     По  строке 031 приводятся сведения о договоре на водопользование, заключенном налогоплательщиком с органом (органами) исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации. Этот договор, в частности, устанавливает площадь водного пространства, предоставленного в пользование.

     В строке 050 указывается площадь предоставленного водного пространства (в кв. км), являющаяся объектом налогообложения.

     В строку 060 вписывается налоговая ставка в рублях за 1 кв. км используемой акватории в расчете на год (подп. 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).

     По  строке 070 отражается сумма налога, подлежащая уплате (исчисленная за площадь водного пространства, предоставленного по конкретному водному объекту  и конкретной лицензии). Значение показателя определяется так:

     строка 070 = строка 050 ∙ строка 060 : 4.

     Раздел 2.3 заполняют налогоплательщики, осуществляющие использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. По каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземпляр этого раздела.

     По  строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются данные, аналогичные указываемым при заполнении разделов 2.1 и 2.2. Это КБК по водному налогу, код ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения, наименование водного объекта, данные, относящиеся к лицензии, и код водопользования соответственно.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения