Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение экономической необходимости водного налога, порядка его исчисления и уплаты, выявление существующих на сегодняшний день проблем в практике применения водного налога.

В соответствии с заданной целью в данной курсовой работе по проблеме исследования водного налога, порядка его начисления и уплаты ставятся следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты водопользования в Российской Федерации, законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования водных отношений;

2) изучить налогообложение потребления воды на территории Российской Федерации: порядок исчисления водного налога на примере конкретной организации, порядок и сроки уплаты налога;

3) детально рассмотреть составление и подачу отчетности по водному налогу на примере конкретной организации;

4) выявить исходя из информации, содержащейся в периодических изданиях проблемы практики применения водного налога и рассмотреть возможные пути их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНОГО НАЛОГА 8

1. 1 Жизнеобеспечивающая и экономическая роль воды 8

1.2 Введение водного налога в налоговую систему Российской Федерации, его экономическая необходимость 9

1.3 Основные положения по водному налогу. Водный кодекс 12

2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ И СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ 20

2.1 Оценка водных ресурсов 20

2.2 Порядок исчисления водного налога на примере ЗАО «Домстрой» 24

2.3 Порядок и сроки уплаты водного налога 31

2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению 31

2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Домстрой» 34

3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43

3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет 43

3.2 Пути устранения проблем практики применения водного налога 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

Работа состоит из  3 файла

Порядок исчисления и уплаты водного налога.docx

— 103.89 Кб (Скачать документ)

     Объектами налогообложения водным налогом  признаются следующие виды пользования  водными объектами (виды водопользования):

     1) забор воды из водных объектов;

     2) использование акватории водных  объектов, за исключением лесосплава  в плотах и кошелях;

     3) использование водных объектов  без забора воды для целей  гидроэнергетики;

     4) использование водных объектов  для целей сплава древесины  в плотах и кошелях.

     Не  признаются объектами налогообложения:

     1) забор из подземных водных  объектов воды, содержащей полезные  ископаемые и (или) природные  лечебные ресурсы, а также термальных  вод;

     2) забор воды из водных объектов  для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных  бедствий и последствий аварий;

     3) забор воды из водных объектов  для санитарных, экологических и  судоходных попусков;

     4) забор морскими судами, судами  внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных  объектов для обеспечения работы  технологического оборудования;

     5) забор воды из водных объектов  и использование акватории водных  объектов для рыбоводства и  воспроизводства водных биологических  ресурсов;

     6) использование акватории водных  объектов для плавания на судах,  в том числе на маломерных  плавательных средствах, а также  для разовых посадок (взлетов)  воздушных судов;

     7) использование акватории водных  объектов для размещения и  стоянки плавательных средств,  размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биологических  ресурсов, защитой окружающей среды  от вредного воздействия вод,  а также осуществление такой  деятельности на водных объектах;

     8) использование акватории водных  объектов для проведения государственного  мониторинга водных объектов  и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических,  гидрографических и поисково-съемочных  работ;

     9) использование акватории водных  объектов для размещения и  строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

     10) использование акватории водных  объектов для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

     11) использование водных объектов  для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

     12) особое пользование водными объектами  для обеспечения нужд обороны  страны и безопасности государства;

     13) забор воды из водных объектов  для орошения земель сельскохозяйственного  назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных  участков личных подсобных хозяйств  граждан, для водопоя и обслуживания  скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных  организаций и граждан;

     14) забор из подземных водных  объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных  вод;

     15) использование акватории водных  объектов для рыболовства и  охоты.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Налогообложение потребления воды, Составление и сдача отчетности по водному налогу

     2.1 Оценка водных ресурсов

     Особенность оценки водных ресурсов заключается  в многообразии их роли и областей использования (в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве, гидроэнергетике, судоходстве, сплаве древесины, рекреации и т.д.) как с изъятием, так и без изъятия воды из водного объекта.

     Экономическая оценка водных ресурсов предполагает разработку комплекса показателей, разносторонне характеризующих водные ресурсы региона:

    • как основное средство производства;
    • как источник доходов региона и других собственников;
    • как важнейшее организующее начало природной среды, обязательное условие существования всех других природных ресурсов биосферы, самого человека и хозяйственной деятельности как таковой.

     Экономическая оценка интегрального водного потенциала на основе кадастрового подхода включает два типа оценок: удельные экономические  оценки частных водных потенциалов  и общие экономические оценки частных водных потенциалов.

     Удельные  экономические оценки частных водных потенциалов представлены следующей  совокупностью, включающей:

    • стоимость забора воды из водного источника (руб./м3);
    • стоимость пользования водным объектом гидроэнергетики (коп 
      кВт.∙ч);
    • стоимость пользования ассимиляционным потенциалом водного объекта (руб./м3);
    • стоимость пользования водного объекта речным транспортом и лесосплавом (руб./т.км);
    • стоимость пользования 1 км2 водной поверхности (тыс. руб./год);
    • стоимость пользования водным объектом в целях рекреации (при организованном отдыхе) (руб./чел.-день).

     Общие экономические оценки частных водных потенциалов (тыс. руб.) рассчитываются для показателей фактического использования  водных ресурсов района и рационально  доступного и экономически эффективного использования водных ресурсов района.

     Для прогноза перспектив освоения водных ресурсов и оценки социально-экономических  последствий по различным вариантам  экономическая оценка водных ресурсов может быть представлена состоящей  из двух частей – рентной и затратной. Исчисление рентной части оценки в отношении водных ресурсов в  настоящее время неосуществимо, однако представляется возможной ее замена оценкой воды, превращенной из природного ресурса в располагаемый. [12, c. 31]

     Принципы  экономической оценки водных ресурсов

     Для этой цели И.М. Мамед-заде и Ф. С. Оруджалиевым сформулированы основные принципы экономической  оценки водных ресурсов, которые должны комплексно отвечать проблеме рационального  и элективного их использования, а именно:

    • все воды (водные ресурсы) Российской Федерации в ее границах (поверхностные и подземные), являясь общенародной собственностью, находятся  в ведении государства в лице его специальных ведомств и их органов на местах, и предоставляются предприятиям только в пользование;
    • водные ресурсы, используемые без специальных затрат, должны оцениваться с учетом соответствующей компенсации для последующего развития водопотребления в данном районе (очистка, строительство водохранилищ, переброска воды из других бассейнов и т.д.);
    • водные ресурсы, используемые на основе затрат по забору воды из источника (подпор, подъем). Транспортировке ее по трубам или каналам и другие мероприятия, связанные с какими-либо материальными затратами, должны оцениваться в размерах, компенсирующих затраты и создающих необходимые накопления.

     Однако  в предложенном подходе к оценке водных ресурсов не учтена необходимость  обоснованного установления зон  с выявлением в каждой из них потребителей воды, являющихся ведущими по степени  своей экономической эффективности  и масштабам требуемого водообеспечения.

     Основной  признак, по которому нами предлагается такое районирование, − природная влагообеспеченность, характеризующая в то же время степень обеспеченности района водой. Именно это и определяет характер требований к воде как к ресурсу, создающему возможность развития производительных сил, основанного в свою очередь на использовании других природных ресурсов: земельных, лесных, полезных ископаемых, энергетических и т.д.

     Без информационного банка данных по экономической оценке водных ресурсов нет возможности оптимально использовать действующие основные производственные фонды водохозяйственного назначения, объективно определять экономическую  эффективность капитальных вложений при планировании развития производства и при проектировании отдельных  промышленных, энергетических и сельскохозяйственных объектов. Экономическая оценка водных ресурсов должна исходить из полной компенсации  всех существующих затрат на эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений, включая плату за фонды водохозяйственного назначения и обеспечивать накопления, достаточные для расширенного воспроизводства отрасли и соответствующих отчислений на общенародные нужды.

     Территориальный подход к экономической оценке водных ресурсов предполагает дифференциацию по регионам (районам) в зависимости  от степени обеспеченности водными  ресурсами, а цены – по соответствующим  видам пользования воды.

     Экономическая оценка водных ресурсов должна быть обоснована на принципе полной компенсации всех существующих затрат на эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений, включая плату за фонды водохозяйственного назначения, и обеспечивать накопления, достаточные для расширенного воспроизводства  отрасли и соответствующих отчислений на общенародные нужды.

     Для целей налогообложения применяется  полная экономическая оценка водообеспечения.

     Методика  экономической оценки воды как природного ресурса основывается на том, что  каждая из подотраслей водного хозяйства  имеет свои специфические особенности  как по технике и технологии использования  водных ресурсов, так и по обеспечивающему  материальному эффекту. В то же время  имеются общее для всех этих видов  водопотребление и водоведение, мерой которых служит,  с одной  стороны, количество воды, с другой – достигнутый при этом экономический  эффект. Отношение величины денежной оценки экономического эффекта к нужному для его получения количеству использованной воды определит удельную величину экономической оценки воды как природного ресурса.

     Таким образом, полная экономическая оценка водообеспечения должна складываться из двух составляющих: оценки воды как природного ресурса и комплекса затрат, направляемых на капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию и текущий ремонт водохозяйственных объектов.

     Если  вода оценивается по приведенным  затратам:

                                                   З=С+Енорм * К,                                             (1)

где  С – эксплуатационные расходы (себестоимость);

     К – капитальные вложения;

     Енорм – нормальный коэффициент эффективности, то фактические (или проектируемые) затраты по водообеспечению выражаются следующим образом:

                                                    Звод= Звнвх,                                                  (2)

где  Звн – зартаты по так называемому внешнему водообеспечению, то есть вся сумма затрат, производимых до (или от) места вывода воды (или сбора внутриплощадочных сборов) потребителю (промышленная площадка, город, участок ношения и т.д.);

     Звх – затраты, связанные с распределением воды и отведением сбросов внутри границ участка водопотребления.

     В свою очередь:

                                                 Звх = Звсн + Зотв,                                           (3)

где  Звсн – затраты по водоснабжению;

     Зотв – затраты по вододоведению.

     Расчеты по данной формуле необходимы для  оценки и принятия к учету водных ресурсов, а в дальнейшем – для  целей налогообложения. [12, c. 32-34]

     2.2 Порядок исчисления  водного налога на примере ЗАО «Домстрой»

     В настоящее время организации вносят в бюджет плату за воду независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других предприятий или предприятий коммунального хозяйства. Тарифы за воду устанавливаются на один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов платы за воду основывается на затратном методе.

     Система платежей за водные ресурсы определена в ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации и включает:

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты водного налога: проблемы практики, пути их устранения