Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение сущности прямого налогообложения и доходов бюджетной системы, анализ динамики бюджетных доходов, рассмотрение возможных путей совершенствования налоговой системы РФ .
Основные задачи исследования:
изучить сущность прямого налогообложения в Российской Федерации, а также характеристика основных прямых налогов, поступающих в федеральный бюджета России;
раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
анализ структуры и динамики бюджетных доходов;
определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.
Объектом данной курсовой работы является бюджетная система, налоговая система Российской Федерации, а предметом исследования – налоги и доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1.3.
Доходы бюджетной
системы и их
формирование.
Доходами
бюджета принято считать
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
В настоящее время правовую базу формирования доходов бюджетов Российской Федерации составляют:
1.
бюджетное законодательство, которое
состоит из Бюджетного кодекса
РФ (БК РФ) и принятых в соответствии
с ним законов о федеральном
бюджете на соответствующий
2. законодательство о налогах и сборах, которое в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ состоит из:
а) Налогового кодекса РФ (НК РФ) и федеральных законов РФ о налогах и сборах;
б) законодательства субъектов РФ о налогах и сборах;
в) нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Согласно Закону РФ “Об основах бюджетных прав…”, доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.1
В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.
Особенностью заемных средств как источника бюджетных доходов является условие их возвратности.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.
Основным порядком в распределении доходов между бюджетами является закрепление доходов за бюджетами. Доходы могут быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При
закреплении тех или иных доходов
за бюджетами учитывается принцип
территориальности. Согласно этому
принципу в бюджет определенной территории
отчисляются средства предприятий,
находящихся на этой территории, независимо
от их подчиненности. Порядок распределения
доходов дан в ст. 13 Закона “Об
основах бюджетных прав…”. Состав
доходов бюджетов субъектов РФ, включая
бюджеты городов федерального подчинения,
зачисляются: подоходный налог с
предприятий и организаций (полностью
или частично); подоходный налог
с физических лиц (полностью или
частично);часть платежей за землю;
50% налога на имущество предприятий;
налоги и другие платежи за пользование
недрами; налоги и другие платежи, закрепленные
полностью или частично за соответствующими
бюджетами; часть доходов от государственных
займов и государственной денежно-
Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В бюджеты этих уровней зачисляются еще местные налоги и сборы.
Более ограниченный перечень закрепленных доходов определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и сельских бюджетов.
Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов.
Глава 2. Анализ бюджетных доходов
2.1. Анализ доходов консолидированного бюджета РФ за 2009год
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 г., состав его показателей характеризуют данные таблице 1.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ, млрд. руб.
Виды доходов | Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млн. руб. | Федеральный бюджет, млн. руб. | Конс. бюджеты субъектов РФ, млн. руб. | Бюджеты ГВБФ, млн. руб. | Бюджеты терр. ГВБФ, млн. руб. |
Всего доходов | 13 599,7 | 7 337,7 | 5 926,6 | 3 789,2 | 551,5 |
Налог на прибыль организаций | 1 264,6 | 195,4 | 1 069,2 | ||
Налог на доходы физических лиц | 1 665,8 | 1 665,8 | |||
Единый социальный налог | 975,9 | 509,7 | 0,2 | 312,8 | 153,0 |
Страховые взносы | 1 324,5 | 0,0 | 1 324,2 | 0,5 | |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1 176,9 | 1 176,6 | 0,3 | ||
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 327,4 | 81,7 | 245,7 | ||
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 873,3 | 873,3 | |||
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 175,5 | 151,6 | 15,1 | 8,8 | |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 569,6 | 569,6 | |||
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 053,8 | 981,5 | 72,3 | ||
Таможенные пошлины | 2 509,4 | 2 509,4 | |||
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 0,00 | 5,8 | 1 487,4 | 2 132,7 | 376,6 |
Прочие | 1 682,5 | 1 004,1 | 664,2 | 4,3 | 12,4 |
Дефицит | 2448,6 |
Источник: info.minfin.ru
Дефицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов внебюджетных государственных фондов по состоянию на 1 января 2010 года составил 2448,6 млрд рублей против профицита в размере 2012,1 млрд. руб. на 1 января 2009 года. При этом дефицит за последний месяц 2009 года вырос в 2,1 раза, что было
определено
традиционным ростом расходов консолидированного
бюджета в декабре. Консолидированные
доходы за прошлый год составили 13599,7 млрд.
рублей против 16169,1 млрд. в 2008 году. В т. ч.,
доходы федерального бюджета составили
7337,7 млрд. рублей, бюджеты госфондов —
3789,2 млрд., консолидированные доходы субъектов
РФ — 5926,6 млрд., бюджеты территориальных
внебюджетных фондов — 551,5 млрд. рублей.
Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.) представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
2005 | 631,5 | 458,9 | 625,9 | 623,7 | 567,4 | 606,4 | 632,9 | 654,7 | 622,8 | 715,6 | 692,8 | 1747,1 |
2006 | 579,8 | 571,5 | 838,3 | 704,4 | 866,3 | 1824,3 | 333,4 | 997,4 | 896,9 | 901,2 | 953,0 | 1159,5 |
2007 | 700,4 | 745,2 | 1084,6 | 914,0 | 1081,8 | 1168,1 | 1142,5 | 1087,6 | 979,1 | 1611,7 | 1142,4 | 1710,7 |
2008 | 1015,5 | 1051,5 | 1267,3 | 1820,6 | 1255,9 | 1132,9 | 2156,4 | 1239,6 | 1239,2 | 1606,4 | 958,0 | 1425,9 |
2009 | 1059,9 | 829,7 | 1143,9 | 1122,8 | 891,9 | 994,4 | 1311,0 | 1294,8 | 906,5 | 1230,8 | 1085,9 | 1728,1 |
2010 | 972,7 | 1028,8 | 1461,7 | 1535,7 | 1183,9 | 1420,7 | 1407,0 | 1225,7 | 1183,3 | 1346,7 | 0,0 | 0,0 |
Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы