Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение реформирования налоговой системы Республики Казахстан.
Исходя из заданной цели, решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение реформирования налоговой системы;
дан анализ реформирования налоговой системы в Республике Казахстан
определены основные направления усовершенствования налоговой системы РК..
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Налоговая реформа и ее закономерности 5
1.2 Сущность и элементы налоговой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования налоговых систем 9
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 12
2.1 Анализ этапов налоговых реформ 12
2.2 Анализ стратегии и тактики налоговых реформ 14
2.3 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет
в 2007-2009 гг. 19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
3.1 Совершенствование налогового администрирования в условиях
кризиса 25
3.2 Приоритеты модернизации налоговой системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание
Актуальность темы обусловлена постоянным реформированием системы налогообложения в Казахстане. Одним из основных элементов социально-экономической политики является налоговая политика, которая проводится государством.
Особое внимание к налогам как к основному источнику доходов государства, можно считать в историческом плане извечным. Неизменно актуальными для большинства стран мира остаются проблемы совершенствования и всемерного повышения эффективности принятых ими систем налогообложения. Отражая диалектику рынка, специфику местных условий и современных требований, сегодня они становятся все сложней и острей, все больше сталкиваются с решением принципиально новых, нередко прямо противоположных, задач.
Объект исследования – система налогообложения Республики Казахстан.
Предмет – реформирование системы налогообложения Республики Казахстан.
Целью данной работы является изучение реформирования налоговой системы Республики Казахстан.
Исходя из заданной цели, решены следующие задачи:
Работа написана на основе материалов учебных пособий, публикаций периодической печати, материалов статистического управления и других источников.
Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ - сложно организованная таксономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся её подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов (таксонов) - этапов. В норме таких стадий в общей сложности три (подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и заключительная), этапов пять. Последовательность и таксономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляют в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим [3, с. 31].
Глубокое знание и понимание таксономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами, им управлять [6, с. 76].
Тщательное изучение определяющих понятие «налоговая реформа» разнообразных факторов, обобщение объективно существующих между ними взаимозависимостей и других причинно-следственных (корреляционных) связей дают возможность построить «универсальную таксономическую модель» этой реформы, представляющую собой схематичное изображение «дерева целей», на разных ярусах («уровнях иерархии») которого расположены, так называемые, «регулируемые таксономические категории», или «атрибуты», создающие в совокупности по вертикали отдельные, автономно функционирующие подсистемы - «зоны корреляции». Так, занимающий в «дереве целей» верхнюю ступень и регулирующий все последующие уровни атрибут первого уровня иерархии - «реформирование налоговой системы», в свою очередь, характеризуется тремя соподчиненными ему таксономическими категориями - атрибутами второго уровня:
- широтой реформы;
-
порядком и сроками её
- целевой направленностью реформы [5, с. 71].
При подготовке и проведении любой налоговой реформы заложенная в её основе идеология акцизного обложения, во избежание возможных социальных конфликтов и злоупотреблений со стороны товаропроизводителей, должна быть, как показывает весь многовековой мировой опыт, в обязательном порядке приведена в соответствие с международной практикой, исключающей отнесение к подакцизным товарам предметов первой необходимости и в то же время предусматривающей строго индивидуальный подход к составлению перечня предметов роскоши, который бы учитывал специфику конкретных условий данной страны, общий жизненный уровень и менталитет её населения.
По разному относятся участвующие в процессу налогообложения стороны и к таким распространенных таксономическим его категориям как налоговые льготы и налоговые стимулы.
Таким образом, то, что привлекательно для налогоплательщика, не всегда привлекательно для правительства и, в свою очередь, не адекватно доверию к его налоговой политике со стороны самого налогоплательщика. Это особенно наглядно на примере известного отношения к стимулам, которые сводятся к налоговым льготам. Так, любой, инициируемый государством, стимул для налогоплательщика выглядит льготой. Но государство, будучи в определенных случаях в известной мере заинтересованным в налоговом стимулировании, как правило, объективно выступает против налоговых льгот [11, с. 43].
Налоговая система реализуется в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах и т.д. Все параметры налоговой системы в обязательном порядке должны быть закреплены в принятых от имени государства нормативных актах.
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.
Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:
По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К
прямым относятся налоги, которые
устанавливаются
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.
В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.
Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству [12, с. 21].
По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).
В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.
По
экономическим признакам
Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту.
Налоговая
стратегия - долговременный курс налоговой
политики, рассчитанный на длительную
перспективу и
Изучим опыт построения налоговой системы Дании, Канады и Украины.
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985-1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
Основную
долю поступлений дают подоходный налог
с населения и косвенные
В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение - прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта - налог на прибыль [13, с. 21].
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).
Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер налоговой ответственности зависит от статуса налогоплательщика (резидента или нерезидента) и от источника получения дохода. Кроме граждан, проживающих постоянно на территории Дании, к резидентам относятся физические лица, находящиеся на территории страны в течение полных шести месяцев, даже если они не имеют постоянного жилья. Резиденты выплачивают налог со всего дохода, полученного как в стране, так и за ее пределами, нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Дании. Различные виды доходов облагаются по разным ставкам. Для целей налогообложения доходы дифференцируются по следующим группам: личные доходы, доходы от капитала, налогооблагаемого простого дохода и дохода от акций.