Реформирование системы налогобложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение реформирования налоговой системы Республики Казахстан.
Исходя из заданной цели, решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение реформирования налоговой системы;
дан анализ реформирования налоговой системы в Республике Казахстан
определены основные направления усовершенствования налоговой системы РК..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Налоговая реформа и ее закономерности 5
1.2 Сущность и элементы налоговой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования налоговых систем 9
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 12
2.1 Анализ этапов налоговых реформ 12
2.2 Анализ стратегии и тактики налоговых реформ 14
2.3 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет
в 2007-2009 гг. 19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
3.1 Совершенствование налогового администрирования в условиях
кризиса 25
3.2 Приоритеты модернизации налоговой системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

2030 - реформирование системы налогобложения.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)
 

      Налоговые поступления в местный бюджет по состоянию на 01.01.2009 год увеличились  по сравнению с планом на 3,6%. 

      Таблица 8 - Налоговые поступления в государственный бюджет  

Наименование Государственный бюджет
платежа план факт % испол
Доходы, всего 31086036 33272807 105,0
В том числе      
Налоговые поступления 30013475 31111996 103,7
КПП 1631349 1742652 106,8
ИЛИ 3085759 3275560 106,2
СН 5684232 5768199 101,5
Налоги  на собственность 1242038 1300631 104,7
НДс 11392977 12565386 110,3
Акцизы 2576426 1705108 66,2
Поступления за использование      
природных и других ресурсов 624707 656842 105,1
Сборы 139903 161937 115,7
Налоги  на международную      
торговлю  и внешние операции 3360973 3608960 107,4
Прочие  налоги 664 567 85,4
Обязательные  платежи 274447 326156 118,8
 

      Из  данных таблицы 8 видно, что поступление государственных доходов в государственный бюджет в разрезе налогов и платежей по СКО по состоянию на 01.01.2009 год составило фактически 31111,996 тыс. тенге, по плану 30013, 475 тыс. тенге, что превысило исполнение налоговых обязательств на 3,7%., в т.ч. в республиканский бюджет на 3,7 %, в местный бюджет - на 3,6%.

      Итак, рост поступлений относительно соответствующего периода прошлого года на одну треть обеспечен ростом цены и на две трети – за счет улучшения финансово-экономических показателей развития экономики и налогового администрирования, в том числе за счет поступления сумм, доначисленных по результатам контрольных мероприятий по ряду крупнейших налогоплательщиков.

 

       3 Пути совершенствования реформирования налоговой системы республики казахстан

       3.1 Основные направления налоговой политики

 

     Основные  направления налоговой политики позволяют участникам налоговых  отношений определить ориентиры  в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Республики Казахстан. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития Республики Казахстан в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости казахстанской экономики.

     В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  приоритеты Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

     Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

     Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Республики Казахстан и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

     Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, казахстанской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

     В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2010 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

     Предполагается  реформирование по следующим направлениям:

     1. Совершенствование налога на  прибыль организаций;

     2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость;

     3. Индексация ставок акцизов;

     4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц;

     5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц;

     6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых;

     7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых режимов;

     8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

     3.2 Приоритеты модернизации  налоговой системы

 

     Налоговая система государства должна основываться на экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога, ликвидации барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, на простоте и ясности норм налогового законодательства, а также на дальнейшем повышении налоговой культуры.

     В рамках реализации задач фискальной политики налоговая система должна быть ориентирована не только на пополнение государственной казны, но и выступать мощным инструментом управления экономикой.

     В среднесрочном периоде основными  направлениями совершенствования  налогового законодательства должны стать: 

  1. налоговое стимулирование высокотехнологичных и экспорто- ориентированных  производств;
  2. применение мер для усиления привлекательности инвестиционного климата в несырьевом секторе экономики, включая возможность расширения формы предоставления инвестиционных налоговых преференций.

     Особым  направлением в государственной  политике в области налогообложения  должно стать дальнейшее улучшение  взаимоотношений государства с  налогоплательщиками, которое должно строиться на тесном взаимодействии между двумя сторонами, взаимном понимании всей важности происходящих процессов.

     В результате проводимой политики будут  созданы оптимальные условия  для достижения однозначного понимания  налогоплательщиками норм налогового законодательства, повышения уровня соблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины, с одной стороны, обеспечения транспарентности налоговой системы, ее справедливости, стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков – с другой, что, в конечном итоге, позволит обеспечить экономическую и политическую стабильность государства.

     Налоговая политика основана на оценке относительной  эффективности участия государства  в различных отраслях экономики  и направлена на сокращение расходования бюджетных средств по тем направлениям, где участие государства несвойственно или нецелесообразно. При этом важным моментом является концентрация бюджетных ресурсов на комплексном решении ключевых стратегических задач при одновременном  выполнении текущих обязательств.

     В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства  необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное  и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Неотъемлемым элементом этой работы будут являться оптимизация и унификация программных документов, установление четкой взаимосвязи их мероприятий с расходами бюджета.

     В целях дальнейшего совершенствования  программно – целевого метода планирования будет разработана методика оценки эффективности реализации государственных, отраслевых (секторальных) программ, их влияния на социально-экономическое  развитие республики. Это позволит значительно повысить эффективность использования бюджетных средств. 

 

       Заключение

 

       Действующая налоговая политика в ее основных–экономическом и правовом аспектах подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя  для предприятий – основной экономический порок казахстанской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

       Правовая  форма  налогообложения также  весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов.

       В настоящее время во всем мире наблюдается  тенденция к упрощению налоговой системы.  Это и понятно.  Чем  проще  налоговая система, тем,   проще определять экономический результат,  меньше забот при составлении отчетных  документов и  тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того,  как снизить себестоимость продукции,  а не  на то,  как снизить налоги.  Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

       Такая тенденция подтверждается тем,  что  в некоторых странах вообще существует  один единственный налог на добавленную стоимость.

       В нашей же стране система налогов  имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к  томy,  что  бухгалтерия предприятий очень  часто  ошибается при отчислениях налогов,  в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

      Основная  масса доходов бюджета была обеспечена поступлениями НДС (44,6%), налога на добычу полезных ископаемых (27,3%), налога на прибыль (13,2%), единого социального налога (9,7%) и акцизов (3,8%).

Информация о работе Реформирование системы налогобложения