Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:10, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, как определенного института, являющегося одной из мер государственного регулирования экономики через налоговое администрирование деятельности хозяйствующих субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. разобрать основные этапы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. рассмотреть порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков;
3. рассмотреть особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций
Заявление о постановке на учет подается в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
В случае если несколько
обособленных подразделений организации
находятся в одном
В случае принятия организацией
решения о прекращении
О постановке на учет (снятии с учета) организации по месту нахождения обособленного подразделения выдается соответствующее уведомление.
В обязательном порядке подлежат
постановке на учет налоговых инспекциях
не только организации и ИП, но и
физические лица, не являющиеся ИП (частные
нотариусы, адвокаты). Они ставятся
на учет в налоговых органах по
месту жительства физические лица на
основе информации, предоставляемой
в налоговую инспекцию
- для нотариусов - от органов
юстиции, выдающих лицензии на
право нотариальной
- для адвокатов - от адвокатских палат субъектов РФ о внесении сведений в реестр адвокатов субъектов РФ,
либо на основе заявления физические лица.
Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяются по месту их пребывания, вправе обратится в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговом органе.
Изменения в сведениях
об организациях или индивидуальных
предпринимателях подлежат учету налоговым
органом по месту нахождения организации
или по месту жительства индивидуального
предпринимателя на основании сведений,
содержащихся соответственно в едином
государственном реестре
Снятие налогоплательщика с учета также подтверждается документом, форма которого устанавливается ФНС России.
Если организация или
индивидуальный предприниматель изменили
место нахождения или место жительства,
снятие с учета налогоплательщика
осуществляется налоговым органом,
в котором налогоплательщик состоял
на учете на основании сведений,
содержащихся соответственно в Едином
государственном реестре
Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика. Таким налогоплательщикам свидетельство о постановке на учет выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В случае ликвидации или
реорганизации организации, прекращения
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя снятие их с учета
в налоговом органе осуществляется
на основании сведений, содержащихся
соответственно в Едином государственном
реестре юридических лиц, Едином
государственном реестре
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
- фамилия, имя, отчество; дата и место рождения;
- место жительства; данные
паспорта или иного
- данные о гражданстве.
Особенности порядка постановки
на учет иностранных организаций
в зависимости от видов получения
доходов устанавливаются
Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.
3. Особенности постановки
на налоговый учет крупнейших
налогоплательщиков и
Особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков определены в Министерством финансов в Федеральном Законе от 29 июня 2004 года №58-ФЗ. В Налоговом кодексе несколько раз можно встретить понятие «крупнейшие налогоплательщики». НК РФ не просто упоминает таких налогоплательщиков, но еще и устанавливает для них дополнительные обязанности. Например, с 1 января 2008 года все налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны подавать налоговые декларации в электронном виде.
Самое интересное, что НК РФ не определяет, какие конкретно налогоплательщики и при каких условиях подпадают под категорию крупнейших. Такие критерии установлены Приказом ФНС России от 16.05.2007 г.:
- суммарный объем начислений
федеральных налогов и сборов
согласно данным налоговой
- суммарный объем выручки
(дохода) от продажи товаров, продукции,
- активы находятся в пределах от 1 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно;
- взаимозависимость между
организациями (организация
Постановка на учет в одном
налоговом органе группы взаимозависимых
лиц, входящих в структуру холдингов,
вертикально-интегрированных
Традиционно принятые способы
налоговых проверок дополняются
методами сравнительного анализа близких
по своим производственным и финансовым
показателям организаций, входящих
в разные финансово-промышленные группы.
К обычному на практике налоговых
органов изучению финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков добавляется
анализ их основных производственных
и технико-экономических
Сосредоточение в одной инспекции сотрудников, специализирующихся на организациях отдельно взятой отрасли, умноженное на возможности межведомственного сотрудничества, позволяет осуществлять единый методологический подход к налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. К тому же концентрация в специализированной инспекции материалов судебно-арбитражной практики дает возможность ее анализа и последующего эффективного применения по аналогичным судебным делам.
При этом согласно п. 7 названных Критериев организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Главная особенность постановки
на учет крупнейшего налогоплательщика
заключается в том, что такой
налогоплательщик подлежит постановке
на учет в межрегиональной (межрайонной)
инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
В настоящее время уже
Приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций.
В соответствии с Методическими
указаниями ФНС России ежегодно формирует
список организаций - крупнейших налогоплательщиков
по финансово-экономическим
Постановка на учет таких организаций в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется согласно утвержденному графику, который рассылается по подведомственным налоговым инспекциям.
При этом п. 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Итак, рассмотрим процедуру постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с п. 2 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.
Положениями п. 3 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлено, что инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.
Согласно Особенностям постановки на учет крупнейших налогоплательщиков налоговый орган направляет крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика. При этом установлен 5-дневный срок в течение которого межрайонная ФНС должна уведомить данную организацию.
Таким образом, отнесение налогоплательщика к категории крупнейших подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.
После чего сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
При постановке на учет крупнейшего
налогоплательщика в
Чем было обусловлено выделение каких-то налогоплательщиков в особую группу? Налоги, уплачиваемые крупнейшими налогоплательщиками, составляют существенную часть доходов бюджетов разных уровней. В то же время администрировать (то есть контролировать, проверять) уплату ими налогов достаточно сложно. Нужны, возможно, даже более квалифицированные налоговые инспекторы.
Однако такое выделение в особую группу может навести на мысль о дискриминации - можно ли устанавливать какие-то особые требования для какой-то категории налогоплательщиков? Этот вопрос рассматривал Конституционный Суд РФ. Он пришел к выводу, что все дополнительные материальные издержки, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с отнесением их к категории крупнейших, являются «адекватными социально необходимому результату при условии их обоснованности и соразмерности имущественному положению налогоплательщика». Правда, Конституционный Суд РФ указал, что при осуществлении контроля за уплатой крупнейшими налогоплательщиками налогов должна быть исключена возможность проведения контрольных процедур двумя налоговыми органами.