Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!! макроэкономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать документ)

Немаловажное значение имеет  расширение самостоятельности организаций  в области определения норм амортизации  и стоимостной оценки основных фондов, а также обеспечение целевого использования начисляемой амортизации  путем ее исключения из себестоимости  в случае отвлечения амортизационных  средств от решения задачи обновления производства.

Необходимо также расширить  сферу применения ускоренной амортизации. Помимо потенциального увеличения финансирования расходов в целях качественного  обновления основных фондов и повышения  технико-технологического уровня производства к достоинствам метода ускоренной амортизации  относится и возможность компенсации  более высоких затрат на проведение ремонтных работ пониженными  амортизационными отчислениями.

Применение ускоренной амортизации  с отнесением на реальные финансовые результаты деятельности с уменьшением  налогооблагаемой прибыли необходимо компаниям с недостаточным финансированием  инвестиционных процессов. Политика ускоренной амортизации создает компаниям  условия для замены еще физически  работоспособного, но морально устаревшего  оборудования. Кроме быстрого накопления средств для обновления основного капитала механизм ускоренной амортизации позволит предприятиям получать определенные налоговые преимущества.

С 1 января 2008 г. введен дополнительный повышающий коэффициент (не более 3) в  отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической  деятельности. Сохранена возможность  применения ускоренной амортизации  с коэффициентом, равным 2, который  применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для  работы в условиях агрессивной среды  и повышенной сменности (ст. 266,259 НК РФ).

Целесообразно разрешить  применение коэффициента 3 для предприятий, реализующих инновационные проекты.

Также можно отметить введение с 1 января 2006 г. «инвестиционные премии» (возможности отнесения на расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере  до 10%). Расходы в виде капитальных  вложений признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации ( дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых  были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, разработки новых видов сырья или материалов, не увенчавшихся положительным результатом, также подлежат включению с 1 января 2007г. в состав прочих расходов равномерно в течение одного года (ст. 262 НК РФ).

Вместе с тем следует  отметить, что введение «инвестиционной  премии» всего лишь предполагает использование дополнительных финансовых ресурсов на инвестиции в основной капитал т.к. отсутствует обязательность направления этих средств на инвестиционные цели.

Для субъектов хозяйствования необходимо создать такие условия, при которых целевое аккумулирование амортизационных отчислений и расходов на капитальные вложения на длительный срок было бы экономически выгодным и вместе с тем не оказывало бы негативного влияния на доходы бюджетной системы РФ.

Для активизации процесса формирования инвестиционных ресурсов за счет накопленной амортизации  и расходов на капитальные вложения может быть предоставлена налоговая  преференция в части налогообложения  доходов, полученных от размещения этих средств в кредитных организациях. При этом налоговая преференция  должны иметь строго целевой характер использования.

 Другое направление  заключается в возможности возмещения  предприятию части уплаченного  налога на прирост прибыли,  полученный за счет роста эффективности  производства. Указанный механизм  означает использование регрессивной  шкалы налогообложения текущих  доходов эффективно работающих  субъектов рынка. С одной стороны,  он создает дополнительные стимулы  оживления их инвестиционной активности, а с другой – способствует запуску механизма «инвестиционного мультипликатора» за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. В данном случае речь идет о предоставлении льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от налогообложения части прибыли, которая была использована предприятием на инвестиции.

Поощрением инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного налогообложения их имущества в целях стимулирования улучшения технологической структуры основных фондов. Применяются пониженные ставки налогообложения в отношении активной части основных фондов, находящихся в эксплуатации; и , наоборот, используются повышенные ставки налога в отношении находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов, что поощряет их списание.

Важным  направлением стимулирования инвестиционной активности является и  расширение сферы применения инвестиционных налоговых кредитов.

Необходимо отметить, что  действующим налоговым законодательством  установлены определенные стимулы  для его получателей:

    • предусмотрен практически заявительный характер его получения;
    • установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов ( не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России).

Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью  налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных  вложений. Так, по состоянию на 1 января 2008 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 229,5 млн. руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключается в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.

В получении инвестиционного  налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику.

Фактически инвестор может  получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до 5 лет слишком мал: за подобны  период капитальные затрат подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

В связи с эти целесообразно  пересмотреть цели кредита, условия  его предоставления. Кроме того, желательно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.

Одновременно следовало  бы расширить и перечень федеральных  налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый  кредит.

Также отдельной проблемой  в действующем налоговом законодательстве остается проблема двойного налогообложения прибыли предприятий: сначала она облагается в размере 20%, а потом выплачиваемые из оставшейся части дивиденды облагаются еще 9 и 15% соответственно.

 По моему мнению, данная проблема двойного налогообложения может быть решена путем установления такой системы налогообложения прибыли, при которой налог с прибыли взимался бы только после выплаты дивидендов (т.е. необходимо предусмотреть раздельное налогообложение прибыли, полученной от основной деятельности, и налогообложение дивидендов). Такой вариант налогообложения применяется на сегодняшний день в Австрии.

Кроме того, систему налогообложения  предприятий реального сектора  экономики необходимо рассматривать  и выстраивать без отрыва от налогообложения финансового сектора экономики, который в свою очередь, служит источником свободных финансовых ресурсов в экономику.

Таким образом, система налогообложения  должна одновременно стимулировать  процессы накопления долгосрочных финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены не только на расширение производства, но и на вложения в финансовый сектор экономики, что, в свою очередь, увеличит долгосрочные финансовые ресурсы последнего и при соответствующей системе  налогообложения направит их на финансирование реальной экономики.

Главным направлением дальнейшего  развития налоговой системы в  РФ является ее превращение в комплексный  рычаг формирования эффективной  рыночной экономики, способный решать весь комплекс как текущих, так и  перспективных социально-экономических  задач.

 

2.5. Пути усиления стимулирующей функции налог на прибыль.

Налог на прибыль относится  к федеральным налогам и является прямым личным и регулирующим налогом, взимается с юридических лиц. Данный налог действует в РФ с 1992г. Он был введен Законом от 27 деабря 1991г. РФ №2116-1. Федеральным законом  от 6 августа 2001г. №110-ФЗ Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1999г., был дополнен гл.25 «Налог на прибыль  организаций». Эта глава начала действовать  с 1 января 2002г. С этого момента  признано утратившим силу все прежнее  законодательство по налогу на прибыль, а вместе с этим произошла отмена большего количества льгот, в том  числе и инвестиционных.

Исследовать влияние налога на прибыль организаций на развитие экономики страны можно лишь путем  проведения анализа изменений, внесенных  в законодательство по налогу на прибыль  организаций.

Данные о доходах консолидированного бюджета РФ за 200-2007 гг. свидетельствуют  о том, что на протяжении последних  лет структура поступления налога на прибыль организаций была неоднозначной, что отражено в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1.

Структура поступлений  налога на прибыль в консолидированный  бюджет РФ в 2000-2007 гг.

Показатель, годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Ставка  налога на прибыль (в%)

30/38

35/45

24

24

24

24

24

24

Поступление в консолидированный бюджет РФ (млрд.руб.)

398,80

513,80

463,30

527,32

867,56

1353,78

1670,50

2172,20

Поступление в консолидированный бюджет РФ (в % к предыдущему году)

180,45

128,84

90,17

113,82

164,52

156,04

123,40

130,03


 

В первый год действия гл. 25 Налогового кодекса РФ (2002г.) поступления налога на прибыль в составе налоговых доходов консолидированного бюджета РФ снизились и составили 15,26%, что на 6,65 процентных пункта ниже, чем в 2001г., когда ставка налога на прибыль была 35%. Такое снижение уровня поступления налога на прибыль обусловлено не только изменениями в законодательстве, но и общим снижением сальдированного финансового результат в экономике. Далее наблюдается рост поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ. В 2004г. произошло резкое его увеличение (с 17,37% в 2003г. до 23,19% в 2004г.). В 2005г. этот показатель составил соответственно 27,65%, в 2006г.-29,06%, в 2007г.-29,51%.

Налог на прибыль как инструмент воздействия государства на развитие экономики играет важнейшую роль. Поэтому задача повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость выработки эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования.

С начала экономических преобразований в нашей стране одним из таких  инструментов являлись налоговые льготы и преференция. Сформированная на рубеже 80-90-х годов налоговая система  России впитала в себя весь накопленный  западными налоговыми системами  опыт налогового регулирования и  стимулирования, но с началом налоговой  реформы многие налоговые регуляторы были ликвидированы. Одной из важнейших  причин этого явилась их недостаточная  экономическая эффективность. Между  тем, как показывает анализ, большинство  из отмененных налоговых льгот и  преференций не являлись неэффективными сами по себе, это было связано с  недостаточной продуманностью условий  и нечеткой обоснованностью целей  их предоставления.

Однако вместо того, чтобы  укрепить целевое предназначение налоговых  льгот и на этой основе изменить условия их предоставления, было принято наиболее легкое решение об их отмене или существенном снижении их стимулирующей роли.

Особенно ярко это  проявилось в части налогового стимулирования малого бизнеса, инвестиционной льготы по налогу на прибыль, а также при принятии решений о сокращении прав региональных и местных органов области предоставления льгот по налогам, зачисляемым в соответствующие бюджеты.

Между тем мировой опыт показывает, что решение проблемы существенного роста инвестиций в развитии экономики невозможно без укрепления прав о ответственности региональных и сетных органов власти, в т.ч. и в налоговой области.

Налоговым кодексов РФ установлено, что ставка налога на прибыль, подлежащего  зачислению в бюджеты субъектов  РФ, законами субъектов РФ может  быть понижена для отдельных категорий  налогоплательщиков на 4%. Максимально  возможная сумма льготирования  налога на прибыль составляет в этих условиях около300 млрд.руб., или чуть более 4% уплачиваемых налогоплательщиками  налогов в бюджетную систему  страны.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики