Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги и налогообложение".
1. Понятия налога и сбора, сходства и отличия.
Налог
– одно из основных понятий финансов.
Его следует рассматривать
2. Функции налогов.
Ф-ции
налога – это проявление его сущности
в действии и способ выражения его св-в.
Выделяют след. ф-ции налога: 1)
фискальная – главная ф-ция налогов.
Означает изъятие в казну. Отражает сущность
налога как особого централизованного
звена эк. отношений. Характерна для всех
гос-в во все периоды их существования
и развития. Посредством фиск. ф-ции реализуется
главное общественное назначение налогов
– формирование финансовых ресурсов гос-ва.
2) регулирующая – налоги представляют
собой механизм влияния на эк. и соц. процессы,
происходящие в гос-ве. Данный механизм
позволяет формировать необходимые характеристики
этих процессов. Сущность данной ф-ции
закл. в регулирующем влиянии налогов
на различные стороны деятельности налогопл-ка.
Данная ф-ция носит объективный характер,
т.е. гос-во может эффективно использовать
налоги с целью регулирования опред. процессов
в соц.-эк. жизни общества. 3)
стимулирующая – налоги непосредственно
влияют на усиление или ослабевание накопления
капитала; на увеличение или уменьшение
платежеспособного спроса, а также на
др. эк. процессы. Данная ф-ция означает
использование налогов для стимулирующего
воздействия на эк-ку, прежде всего, через
перераспределение нац. дохода. 4)
распределительная – с помощью налогов
гос-во через бюджеты и фонды перераспределяет
финансовые ресурсы: а) из производственной
сферы в социальную, б) между территориями,
в) между отраслями, г) между секторами
эк-ки, д) между отдельными гражданами.
5) контрольная – проявляется в: а) проверке
эффективности функционирования эк-ки,
б) контроле за проводимой эк. политикой
гос-ва. Все ф-ции налогов находятся в тесной
взаимосвязи.
3. Общие принципы налогообложения.
Общие
принцпы налогообл-я можно сформулировать
след. образом: 1) принцип
справедливости – налоговая система
должна обеспечивать единство подхода
к налогопл-кам, общность налогообл-я и
пропорциональность распределения налогового
бремени относительно доходов налогопл-ков.
Данный принцип исключает возможность
предоставления отдельным налогопл-кам
индивидуальных налоговых льгот. 2)
принцип определенности – сумма, способ
и место платежа д.б. заранее известны
налогопл-ку и любому др. лицу. Недопустима
неясность и расплывчатость налоговых
законов. Данный принцип подразумевает
также возможность простоты и оперативности
процедуры обращения налогопл-ка в налоговые
органы с целью получить разъяснения по
спорным вопросам. Налог д.б. стабилен
и являться предсказуемым элементом при
разработке хоз. субъектом стратегии своего
развития. По российскому законодательству
все неопределенности НК трактуются в
пользу налогопл-ка. 3)
принцип удобства – налог должен взиматься
в такое время и таким способом, который
наиболее удобен для налогопл-ка. Данный
принцип подразумевает также необходимость
создания более удобных условий для подачи
налоговых отчетов и деклараций, что затрагивает
вопросы организации работы налоговых
служб. 4) принцип дешевизны – вкл.
в себя несколько аспектов: а) сокращение
издержек взимания налогов, б) отмену налогов,
доходы по которым не окупают затрат на
их сбор, в) научный подход к определению
оптимальных ставок и штрафных санкций
за налоговые нарушения. 5)
принцип однократности
налогообл-я – один и то же объект налогообл-я
может облагаться налогом одного вида
только единожды. 6)
принцип гибкости налогов
– при изменении эк. ситуации в обществе
и потребностей гос-ва в налоговых поступлениях
налоги могут пересматриваться. 7)
принцип политич. ответ-ти – налоговая
система д.б. построена для убеждения налогопл-ков
в том, что они платят налоги для своего
же блага, т.е. чтобы политич. система была
в состоянии более точно отражать их предпочтения
(т.к. налогопл-ки не чувствуют опред. косвенных
возмещений за уплату налогов, то они стремятся
уклониться от их уплаты).
4. Классификация налогов.
Существует
несколько критериев
5. Элементы налога.
В
соответствии с НК РФ налог считается
установленным лишь в том случае,
если определены налогопл-ки и эл-ты налогообл-я.
Налогопл-ками и плательщиками
сборов признаются организации и физ.
лица, на которых в соответствии с НК возложена
обязанность уплачивать соответствующие
налоги и сборы. К эл-там налогообл-я относятся:
1) объект налогообл-я – это юр. действия
или различные факты, которые обуславливают
обязанность налогопл-ка заплатить налог
(например, владение имуществом); 2)
налоговая база – стоимостная, физическая
или иная характеристика объекта налогообл-я;
3) налоговый период – период времени,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, при этом
налоговый период может состоять из одного
или нескольких отчетных периодов; 4)
налоговая ставка – величина налоговых
отчислений на единицу измерения налоговой
базы; 5) порядок исчисления
налога – последовательность действий
по определению суммы налога, подлежащей
уплате, порядок исчисления налога устанавливается
законодательно применительно к каждому
налогу; 6) порядок
и сроки уплаты налога – последовательность
действий с привязкой ко времени по уплате
налогов.
6. Способы уплаты налога.
Существует
4 способа уплаты налогов: 1)
уплата по декларации: декларациия –
это документ, в котором налогопл-к приводит
расчет налоговой базы соответствующего
ей налога. Характерная черта - то, что
выплата налога производится после получения
дохода лицом, получающим доход (пример:
налог на прибыль организаций). 2)
кадастровый: кадастровый налог (от
слова кадастр – таблица, справочник)
взимается, когда объект налогообл-я дифференцирован
на группы по опред. признаку. Перечень
этих групп и их признаков заносятся в
специальные справочники. Для каждой группы
устанавливается индивидуальная ставка
налога. Характерная особенность – то,
что величина налога не зависит от доходности
объекта (пример: транспортный налог, который
взимается по установленной ставке, связанной
с мощностью трансп. ср-ва, и не зависит
от того, используется это трансп. ср-во
или простаивает). 3)
уплата налогов от источника: налог
от источника вносится лицом, выплачивающим
доход, поэтому выплата налога производится
до получения дохода, причем чаще всего
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога (пример: НДФЛ). Этот налог
выплачивается предприятием или организацией,
на которую работает физ. лицо, т.е. до выплаты
з/п из нее вычитается сумма налога и перечисляется
в бюджет, а остальная сумма в кач-ве дохода
выплачивается работникам. 4)
уплата налога в момент
расходования – такой способ характерен
для косвенного налогообл-я, когда налог
входит в цену товара (пример: НДС).
7. Виды налогов в зависимости от уровня установления
Федеральные
- устанавливаются федеральным законодательством
и обязательны к уплате не всей территории
РФ. Формируют основу доходной части фед.
бюджета. За их счет поддерживается стабильность
фед. бюджета, а также региональных и местных
за счет межб. трансфертов. ИХ 8:НДС, акцизы
( косвенные), Налог на прибыль организаций,
НФДЛ, Водный налог, Таможенные пошлины,
Налог на добычу полезных ископаемых,
сборы за пользование объектами животного
мира. Региональные - устанавливаются
фед. законодательством с участием региональных
органов власти и обязательны к уплате
на территории соответствующего субъекта
РФ. Это: налог на игорный бизнес, транспортный
налог, налог на имущество организаций.
Местные - устанавливаются федеральным
законодательством и участием местных
органов власти и обязательны к уплате
на территории муниципального образования
- налог на имущество физических лиц + земельный
налог.
8. Характеристика налоговой политики
- деятельность
органов гос.власти и местного самоуправления
в области налогообложения, отражающая
общественный строй и экономическую структуры
страны, часть социально-экономической
и финансовой политики. Цель - создание
благоприятных условий для повышения
эффективности экономики страны и укрепления
доходно части бюджета через формирование
стабильной и ясной налоговой системы.
Основные наприваления: 1. Упрощение налоговой
системы с одновременным возрастанием
собираемости налогов. 2. Достижение стабильности
и определенности налоговой системы. 3
активизация стимулирующей функции налогообложения.
Для этого в бюджетном послании президента
предусмотрены след. меры : введение налога
на недвижимость, отмена налога на прибыль
для предприятий, занимающихся инновационной
деятельностью, более грамотное администрирование
налогов .
9. Налоговая система РФ.
НС
- основанная на определенных принципах
система общественных отношений, регулированных
нормами права, складывающаяся в сфере
налогообложения. Особенности налоговой
системы РФ: 3 вида налогов по уровню установления
( Федеральные/региональные/
10. Налоговый механизм и налоговое регулирование.
Механизм
- совокупность способов, средств, технических
приемов, методов и методик с помощью
которых налогоплательщик исполняет свою
обязанность по исчислению и/или уплате
налогов и сборов. Вкл: исчисление налога,
выбор ставки налога, применение налоговых
льгот, расчет суммы налога, порядок уплаты
налога. Элементы : исчисление налогов,
уплата, информационное обеспечение и
документированое исполнение налогового
обязательства. Регулирование - деятельность
государства по установлению, изменению,
отмене налогов и сборов, а также корректировке
существующих условий налогообложения.
Включает след. приемы и способы : установление
специальных учетных налоговых показателей,
определение метода формирования налоговой
базы, определение налогового периода,
введение спец. налоговой документации.
11.
Налоговый кодекс
Российской Федерации — кодифицированный законодательный
акт, устанавливающий
систему налогов и сборов в Российской
Федерации. Состоит
из двух частей: часть первая (общая часть),
которой установлены общие принципы налогообложения,
и часть вторая (специальная или особенная
часть), которой установлен порядок обложения
каждым из установленных в стране налогов
(сборов). Основной элемент системы налогового
законодательства. часть первая оапределяет
такие положения, как: общие положения,
налогоплательщики и плательщики наогов
и сборов, налоговые агенты, налоговые
органы, таможенные и финансовые органы,
общие правила исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов, налоговые
декларации и налоговый контроль, налоговые
правонарушения и ответственность за
их совершение. Вторая часть конкретизирует
информацию о субъектах, объектах, ставках,
налоговых льготах для каждого налога
в отдельности. Включит разделы по федеральным
налогам, спец. налоговым режимам, региональным
и местным налогам.
12. Экономические показатели:
1. Налоговое бремя - отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Показывает какая часть произведенного обществом продукта распределяется посредством бюджета, в РФ на уровне 30%
2. Полная
ставка налогообложения - отношение
общей суммы налогов и сборов
к величине добавленной
Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"