Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги".
Различают фактическую и номинальную НН. Номин. НН— доля обязат. платежей в ВВП, кот. налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налог. закон-ва. Разница между номин. и факт. нагрузкой харак-ет степень уклонения от налогов. Чем выше ном. нагрузка — тем выше уклонение. При превышении ном. нагрузки опред. уровня уклонение становится массовым и факт. нагрузка снижается. Точка, в которой факт. нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что ном. НН д. б.несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать нал. закон-во.
Расчёт НН :
-на макроуровне: НН=сумма н-гов и сборов/ВВП
-на микроуровне:
НН=сумма н-гов и сборов/валов.
10. Налоговая политика РБ и ее особенности на современном этапе и на перспективу.
Осн. Целью РБ на период 2006-2010г. Предусмотрено снижение налоговой нагрузки до ур-ня 39%. С этой целью были отменены след налоги и сб.: чрезвычайный Н.,отчисл. В фонд содействия занятости, с/х налог, налог с продаж авт-го топлива; некот. Местные налоги: налог на рекламу, сбор с пользователей налог на приобретение бензина и дизельного топлива и др. Снижены нал. ст-ки: отчисл в ФСЗН с 36% до 35%, налог на прибыль с 30% для банков и страх-х компаний до 24%, налог на услуги с 10 до 5%.Введены особые режимы НО.
Кроме этого для упрощения нал. сис-мы объединены некот. Нал. плетежи (Экологич. Н).Срок уплаты налогов с месячной отчетноси перевели на поквартальную отч.. Переходим на электронное декларирование.РБ постепенно переходит на исчисление косв. Налогов по принципу страны назначения продукции. С целью упрощения удобства, с целью обеспечения постоянства НС с 1 янв. 2010г. Была введена особенная част НК.
11.
Типы налоговой политики в
различных экономических
В науч-х трудах экон-ов рассм-ся 3 типа нал-й пол-и в зависимости от величины налогового бремени:
1) пол-ка максимальных налогов - рост налогового бремени как поср-вом введения новых налогов, так и путем увел-я ставок и облаг-й базы действ-х налогов. Приводит к снижению V пр-ва, применению лег-х и нелег-х путей ухода от налогообл-я. Как следствие, сниж-е нал. пост-ий в бюдж-ы разл. уровней и внебюдж-е фонды. Этот тип нал-й пол-ки учитывает временные потр-ти гос-ва в ден-х рес-х, но не будет способств. эк-у росту страны в теч-е длит-о пер-да.
2) пол-ка разумных налогов — макс. учит-ся не только фиск-е интересы гос-ва, но и налогоплат-ков. В рез-те реализации этой политики экономика разв-ся быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благопр. нал-й и инв-ый климат. Нал. бремя на хоз. субъекты снижено, величина прибыли, ост-ся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возм-ть расш-ть про-во и увел-ть выплаты раб-м. Но нал. поступл. в бюджет сниж-я, поэтому из-за недостат-ти фин-х рес-в может происходить срыв или неполное выполнение гос-х соц-х программ.
3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите — юр. и физ. лица несут высокое нал. бремя. Однако нал. платежи поступают в бюджет гос-ва в больших V, что позволяет ему пров-ть эффект. соц. защиту насел. и реал-ть множ-во гос-х программ, напр. на разв. эк-го потенциала страны.
Тип нал. пол-ки зависит от эк-ой и соц-ой пол-ки, проводимой государством.
13.Проблема эф-ти и справ-ти в теории нал-ия. Принцип эк. эф-ти налогообл. реализ-ся посредством снижения налогового бремени в целях обесп-ия эк. роста и устранения нал. протекционизма (нал. льгот). Нал. система д. б. способной реагировать на изменения эк. ситуации в стране без использования зак-ых мер и без создания препятствий для эк. роста. Известно, что автоматически адаптируются к изм-ям в эк. косв. налоги: НДС, акцизы, а также прямые налоги: налог на дох. Физ. Л. и налог на прибыль хоз. субъектов. В то время как не реагируют на изм-ия эк. ситуации в стране нал. на им-во.
В эк. плане принцип справ-ти означ., что гос. нал. и расх. д. влиять на распр-ие дох., возлагая бремя на одних людей и предост. привилегии другим. Методолог. основой принципа справ-ти выступ. Прогресс-ое и шедулярное нал-ние. Согласно клас. определению, нал.сист. явл. прогрес-ой, если после выплаты налогов неравенство в эк. положении плат-ов сокращ.. Фактически это дост-тся посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообл., но повыш. ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превыш. предельный ур-нь. Т.о., при пропорц-ом облож. более состоятельный плат-ик платит в кач-ве налогов большую долю своих дох., чем менее состоятельный плат-ик.
Щедулярное (классификационного, парциального) налогообл., то эта методика подразд-т облагаемые объекты, как правило, доходы, в завис. от источника их поступ-ия на различ. гр. - шедулы. К каждой шедуле примен-ся свои правила и размеры налогообл.. Шедулярная методика позвол. каждый вид дох. облагать диф-нно, эта система исп-ся во многих гос-ах мира.
Осн. признак справедливой нал. сист.- наличие льгот. Льготы, предст-ие собой опред-ые преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т. д.) при исчислении и уплате нал. платежей, явл. необход. элементами любой нал. сист.. Кроме того, посредством нал. льгот осущ. гос. рег-ие эк. страны.
Справедливая сист. налогообл. - идеальная мечта любого гос-ва и общества, кот. пока не достигла ни одна страна мира.
14. Структура и составные части налогового механизма(НМ)
НМ – сов-ть организ.-правов.норм,методов
и форм госупр-я налогооблож-м ч-з с-му
разл.надстроечн. инстр-в(нал.ставки,нал.льготы,
Гос-во
реал-т нал.политику ч-з НМ,его рычаги,звенья,эл-ты. Создание НМ вкл.стадии:
- разраб.НМ(опр-е нал.отн-й), - практ.примен-е
НМ, - проверка соблюд-я устан.форм,метод.нал.отн-й,
Элем-ты НМ,имеющ.колич.парам-ры: размеры ставок, Vналог.льгот,доля изъятия части ВВП поср-вом налогов в б-т… - чаще всего подверг-ся корректировке. Эл-ты НМ,имеющ.качеств.пар-ры:эфф-ть налог.регул-я,влияние налогов на эк.развит.общ-ва,на првед.инвест.полит…
Вся сфера отн-й,склад-ся
в проц.форм-я и функц-яНМ
В функц-м отн-и д-е эл-в НМ разгранич.по 2-ум подсист-м:фискальн.и регулир-й. Все звенья разгранич.условно.
15.Налоговое регулирование(НР)
НР-меры косвенного возд-вия на экономику,эк. и соц. процессы путем изменения вида налогов,налог. ставок,устан-ния налоговых льгот,понижения или повышения общего уровня налогообложения,отчислений в бюджет.
НР является одним из структурных звеньев налогового мех-зма.НР осуществл-ся ч/з сис-му налог. льгот,ч/з бюджетно-налоговое балансирование,ч/з сис-му мер админ. ответств-сти и штрафов.
1.Налог. льгота-преимущество одних плат-ков над другими.Предоставл-ся в виде:*снижения налог. ставки;*освобождения от уплаты налогов(бюджетная орг-ция освобождается от уплаты налога на недвиж-сть,землю);*предост-ние отсрочки,рассрочки,налог. каникул;*изъятие из-под объекта обложения опр-ных оборотов и предост-ние налог. вычетов(оборот лекарств-ных ср-в освобожд-ся от НДС).Льготы м. предост-ть:местные органы власти,имеющие право предост-ть льготы в отношении местН и С;республ-кие налоги-местные органы власти не имеют право устан-ть доп. льготы,за исключ-ем налога на землю,Н на недвиж-сть,подох. налогу,по которым местные органы власти м. вводить повышающий/пониж-щий коэфф-нт,но не более 2.
2.Бюджетно-налоговое балансир-ние-проявл-ся ч/з сис-му регулирующих налогов.
16. Налог. планир-е (НП) в деят-ти субъектов хоз-я (СХ).
НП СХ – П произв-ой, коммерч. деят-ти ЮЛ с целью min-ции налог. платежей. Цель НП – избрать такой путь достиж-я целей ЮЛ, при кот. налог. платежи min-ны. Поскольку налог. платежи явл. одной из статей расходов СХ, то П налогов явл. составным элементом общей стратегии оптимиз-ции расходов. Налоги предст-ют собой простой вычет из доходов предпр-ля, кот-го он желает избежать. Это м. достичь путями:
1. использ-ть все легальн. возм-ти сниж-я налог. плат-й и перестраивать свою деят-ть таким обр-ом, чтобы возник-щие налог. обяз-ва были min-ны – избежание налогов
2. скрывать свою
деят-ть и доходы от налог.
служб, не останавливаясь
Необх-ть НП заложена в соврем. налог. законод-ве, кот. предусм-ет разные налог. режимы для возм-х ситуаций, допускает варианты методов для исч-я налог. базы и предлаг-т плат-ам разл. налог. льготы, если они будут действ-ть в желат-х для гос-ва напр-ях и одобр-ми им методами.
Необх-ть НП в решающей мере зависит от тяжести налогового бремени для СХ. Если оно не превышает 10-15% ВНП, или ЧД к отд-му СХ, то потр-ть в НП min-на. За налог. платежами м. следить глав.бух. 20-30% - желательно иметь спец-го раб-ка или группу раб-ов, заним-хся исключительно вопросами контроля за налог. обяз-ми предпр-я. 40-50% и более – НП становится важнейшим элементом финн-хоз. работы на всех предпр-ях. Надзор за налог. плат-ми д. осущ-ся на уровне высшего рук-ва фирмы.
Виды НП:
- корпорат (НП предпр-й). Цель – обеспечить выживание предпр-й. В основном касается налогов, уплач. из прибыли, и на имущ-во предпр-я;
- семейное/личное (НП для
ФЛ). Цель – сохранить состояние
граждан. Особое внимание
Вместе с тем, целый ряд налогов (на недв-ть, тамож. пошлины и т.д.) попадает в сферу действия того или др. вида НП.
Методы НП:
17. Льготное налогообл-е и его правов база.
Акциз. Не явл подакцизн прод-ей:1)спиртосодерж лекарст ср-ва, кот разрешены к промышл произ-ву 2)изготавлив по индивид заказам в аптеках 3)спиртосод ср-ва и препараты ветеринарн назнач-я 4)спиртосод парф-косметич ср-ва 5)коньячный и плодовый спирт 6)виноматериалы 7)т-ры бытовой химии 8)табак, использ в кач сырья для пр-ва табачных изделий 9)легковые авто, предназнач для реабилит-ии инвалидов. Акциз не уплач по экспортным опер-ям.
Н-г на недвиж. Бюджетн орг-ии освобожд от уплаты н-га, за исключ зданий и сооруж, перед-х в аренду. В дан случае н-г уплач пропорц-но уд весу зданий и сооруж, перед-х в аренду. Льгота бюдж-м орг-ям сохр-ся при условии, что здания и сооруж перед-ся бюдж орг-ям, орг-ям, осущ-щим соц-культ мероприятия, орг-ям и ИП для орг-ии питания детям, студентам в учр-ях образ-ния, НБРБ и его структур подраздел.
НДС. Льготами НДС могут польз-ся: -общественные орг-ии инвалидов (не менее 80% членов кот-х - инвалиды и их законные представители),- учреждения, единственным собственником имущ-ва кот-х явл общественная некоммерч-я орг-я инвалидов,- религиозные некоммерч орг-ии (при реализации предметов религ назначения и религ литературы).
Н-г на прибыль. Н-гом не облаг-ся:- вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерч-их партнерствах, общественных некоммерч орг-ях, ассоциациях,- паевые вклады в потребительских кооп-вах,- пожертвования, вносимые в некомм орг-ии,- имущество, наследуемое некомм организациям по завещанию,- суммы из гос бюджета, выделяемые на осущ-е благотворит д-ти,- ср-ва и иное имущ-во, которые получены некомм орг-ями на осуществление благотворит д-ти.
Объектом облож явл вал прибыль. К льготир прибыли относ: 1)прибыль, но не более 5% вал прибыли, направл-ой на финансир-е бюдж орг-ций, 2)приб, направл-я на капит вложения производст-го назнач-я при наличии ср-в амортиз фонда на 1-ое число месс, в кот прибыль направл-сь на кап вложения , и полного использования ср-в амортиз фонда(льготир-ся за минусом амортиз фонда).
Н-г на доходы иностр орг-ций, не осущ д-ть ч-з постоян предст-во. Нал база – доходы от оказания разл видов услуг за минусом документально подтвержденных расходов.
Подоход н-г. Нал база – доход, начисленный раб-ку(получ ИП) за минусом льготир-го доходо и налог вычетов. Налог вычеты: стандартные, имущественные, соц-е, професс-ые.
19.Права и обязанности Нплательщиков
Плательщик имеет право:- получ. от налоговых органов(НО) по месту постановки на учет бесплатную инфо о действующих Н,С(пошлинах), актах Н зак-ва, а также о правах и обязанностях плательщиков, Н органов и их должностных лиц;--получ. от НО и др. уполномоч. госорганов письмен. разъяснения по вопросам примен. актов Н зак-ва;-- представлять свои интересы в НО самостоят. или через своего представителя;-- использ. Н льготы при наличии оснований и в порядке, установлен. Кодексом и иными актами Н зак-ва;--- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм Н, С (П), пеней;-присутствовать при проведен. проверки,давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;--получ. акт или справку проверки; представлять в НО и их должност. лицам пояснения по исчислению и уплате Н,С(П), а также возражен. по акту или справке проверки;-- требовать от должност. лиц НО соблюдения актов Н зак-ва при совершении ими действий в отношен. плат-ков;-- требовать соблюдения Н тайны;--обжаловать решения НО, действия (бездейст.) их должностн. лиц;--на возмещ убытков, причиненных незаконными решениями НО, неправомерными действиями(бездейств.) их должност. лиц, в порядке, установ. зак-вом.