Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Таблица №1 - Минимальный размер оплаты труда3 (на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)
1993 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Минимальный размер оплаты труда |
4,3 |
63,3 |
83,5 |
83,5 |
83,5 |
83,5 |
200,0 |
300,0 |
450,0 |
600,0 |
720,0 |
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) |
4,5 |
80,0 |
80,0 |
90,0 |
90,0 |
110,0 |
200,0 |
450,0 |
450,0 |
600,0 |
720,0 |
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы.
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:
- в качестве базы
для адресной социальной
- в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;
- для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
- в качестве одного
из критериев
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.
Таблица №24 - Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.
(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс. руб.)
Годы |
Все население |
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
Соотношение среднедушевых доходов
населения с величиной |
1992 |
1,9 |
2,1 |
1,3 |
1,8 |
210 |
1993 |
20,6 |
23,1 |
14,4 |
20,7 |
220 |
1994 |
86,6 |
97,4 |
61,0 |
87,4 |
238 |
1995 |
264,1 |
297,2 |
186,2 |
268,6 |
195 |
1996 |
369,4 |
415,6 |
260,5 |
373,2 |
208 |
1997 |
411,2 |
462,4 |
289,9 |
415,1 |
229 |
1998 |
493,3 |
554,7 |
347,9 |
498,2 |
204 |
1999 |
907,8 |
1002,8 |
639,9 |
901,7 |
180 |
Таблица №35 - Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Все |
в том числе по социально-демографическим |
Соотношение | |||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети | |||
2000 |
1210 |
1320 |
909 |
1208 |
188,5 |
I квартал |
1138 |
1232 |
851 |
1161 |
162,7 |
II квартал |
1185 |
1290 |
894 |
1182 |
182,9 |
III квартал |
1234 |
1350 |
930 |
1218 |
189,7 |
IV квартал |
1285 |
1406 |
962 |
1272 |
216,1 |
2001 |
1500 |
1629 |
1144 |
1499 |
204,1 |
I квартал |
1396 |
1513 |
1064 |
1405 |
178,1 |
II квартал |
1507 |
1635 |
1153 |
1507 |
195,8 |
III квартал |
1524 |
1658 |
1163 |
1514 |
209,5 |
IV квартал |
1574 |
1711 |
1197 |
1570 |
231,9 |
2002 |
1808 |
1968 |
1379 |
1799 |
218,3 |
I квартал |
1719 |
1865 |
1313 |
1722 |
187,3 |
II квартал |
1804 |
1960 |
1383 |
1795 |
207,1 |
III квартал |
1817 |
1980 |
1387 |
1799 |
220,8 |
IV квартал |
1893 |
2065 |
1432 |
1880 |
252,8 |
2003 |
2112 |
2304 |
1605 |
2090 |
244,8 |
I квартал |
2047 |
2228 |
1554 |
2039 |
212,7 |
II квартал |
2137 |
2328 |
1629 |
2119 |
230,1 |
III квартал |
2121 |
2318 |
1612 |
2089 |
242,7 |
IV квартал |
2143 |
2341 |
1625 |
2113 |
289,6 |
2004 |
2376 |
2602 |
1801 |
2326 |
266,9 |
I квартал |
2293 |
2502 |
1747 |
2259 |
239,5 |
II квартал |
2363 |
2588 |
1793 |
2313 |
250,6 |
III квартал |
2396 |
2629 |
1816 |
2336 |
263,3 |
IV квартал |
2451 |
2690 |
1849 |
2394 |
309,2 |
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.
Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.
Таблица №46 - Численность экономически активного населения
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Тысяч человек | ||||||||
Экономически активное население - всего |
75060 |
70740 |
72332 |
71411 |
72421 |
72835 |
72909 |
73811 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
71171 |
64055 |
65273 |
65124 |
66266 |
67152 |
67134 |
68603 |
безработные |
3889 |
6684 |
7059 |
6288 |
6155 |
5683 |
5775 |
5208 |
Мужчины |
39197 |
37338 |
37499 |
36905 |
36997 |
37206 |
37079 |
37511 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
37161 |
33726 |
33754 |
33527 |
33709 |
34199 |
34177 |
34710 |
безработные |
2036 |
3613 |
3745 |
3378 |
3288 |
3007 |
2902 |
2801 |
Женщины |
35863 |
33401 |
34833 |
34506 |
35423 |
35629 |
35831 |
36300 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
34010 |
30330 |
31519 |
31596 |
32557 |
32953 |
32958 |
33893 |
безработные |
1853 |
3072 |
3314 |
2910 |
2866 |
2676 |
2873 |
2407 |
В процентах к итогу | ||||||||
Экономически активное население - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
94,8 |
90,5 |
90,2 |
91,2 |
91,5 |
92,2 |
92,1 |
92,9 |
безработные |
5,2 |
9,5 |
9,8 |
8,8 |
8,5 |
7,8 |
7,9 |
7,1 |
Мужчины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
94,8 |
90,3 |
89,8 |
90,8 |
91,1 |
91,9 |
92,2 |
92,5 |
безработные |
5,2 |
9,7 |
10,2 |
9,2 |
8,9 |
8,1 |
7,8 |
7,5 |
Женщины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
занятые в экономике |
94,8 |
90,8 |
90,5 |
91,5 |
91,9 |
92,5 |
92,0 |
93,4 |
безработные |
5,2 |
9,2 |
9,5 |
8,5 |
8,1 |
7,5 |
8,0 |
6,6 |
Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.
В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.
Регулирование занятости
- одно из главных направлений социальной
политики. Вместе с тем решение
этой проблемы в условиях рыночных
отношений практически
Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице;
- выплату стипендий
в период профессиональной
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат
в связи с добровольным
- оплату в размере
причитающегося пособия по
В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев.