Социальная защита населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Становление системы социальной защиты населения РФ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

- гарантированность помощи  застрахованному;

- платность;

- солидарность;

- автоматизм финансирования  на основе аккумуляции страховых  взносов;

- строго целевой характер средств и их возвратность;

-  разграничением различных видов страхования;

- автономия и самоуправление  органов страхования и др.

Совершенствование социального  страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать:

- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;

- введение различных  размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда;

- усиление личного  участия граждан в финансировании  и управлении системой социального  страхования;

- переход к государственному  социальному страхованию работников, потерявших трудоспособность от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;

- развитие добровольных  форм социального страхования  за счет средств граждан и  доходов предприятий.

Социальная служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.17

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  К основным видам  социального обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово- товарная);

- социальный патронаж  в стационарных учреждениях, на  дому или в группах дневного  пребывания ЦСО;

- предоставление временного приюта;

- консультативная помощь  по различным направлениям;

- реабилитационные услуги  и т.д.

 

 

Глава 2 Организация социальной защиты в современной России

3.1 Социальная защита в Советский  период

1917 год открыл новый  этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

14 ноября 1917г. был создан  Народный Комиссариат государственного  призрения (НКГП) России. Комиссаром  общественного призрения была  назначена А.М. Коллонтай. На  Наркомат возлагалось попечение  об инвалидах войны, их семьях, пожилых, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества.

Так, анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах были приняты  такие важные законодательные акты, как Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917г. «О страховании на случай болезни» и от 31 октября 1918г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которыми предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице.

30 апреля 1918 года Народный  Комиссариат государственного призрения  был переименован в Народный  Комиссариат социального обеспечения  (НКСО). Определены основные направления  деятельности: охрана материнства и младенчества, работа в детских домах, обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях, выдача продовольственных пайков, обеспечение увечных воинов, медицинская помощь.

Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. С апреля 1919г. государство взяло на себя финансирование основной части расходов по социальному обеспечению.

С начала 20-х годов  было введено социальное страхование  всех лиц, занятых наемным трудом на государственных, кооперативных  и частных предприятиях и в  учреждениях. Система страхования  обеспечивала размер пособий, достаточный  для поддержания среднего уровня жизни страхуемых. Если в 1923г. пособие при временной потере трудоспособности составляло 65,3% фактического заработка, то с января 1924г. оно выделялось уже в размере полного заработка.

В 1927 г. впервые было введено  пенсионное обеспечение по старости.

К концу 1920 года в ведение  НКСО было передано обеспечение безработных. С середины 20-х и, особенно, в начале 30-х годов был взят курс на ликвидацию массовой безработицы. В этот период предпринимаются попытки создания системы социальной защиты безработных. Так, всем временно оставшимся без работы из средств государственного социального страхования, а также из средств профсоюзов и других общественных организаций оказывалась материальная помощь.

Кроме того, в целях  сокращения безработицы на предприятиях увеличивалась сменность производства (2-3-х сменная работа), поощрялось развитие мелкой и ремесленно-кустарной  промышленности, расширение старых и  строительство новых заводов, организация  общественных работ, особенно для неквалифицированных рабочих.

Многое делалось для  ликвидации безграмотности, оказания помощи старикам и инвалидам, проводилась  работа с беспризорными подростками. Расширялась сеть медицинских учреждений бесплатного медицинского обслуживания, увеличивалось число женских и детских консультаций, молочных кухонь.

К началу 40-х годов, благодаря  целенаправленной деятельности по увеличению общественного фонда потребления  и использованию его средств, стало снижаться число эпидемий, заболеваний, связанных с условиями труда и быта, сократилась смертность населения. Работающим женщинам предоставлялись полностью оплачиваемые отпуска по беременности в до- и послеродовый периоды, открывались дома отдыха и санатории для трудящихся.

23 марта 1946г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Наркомат социального обеспечения РСФСР был преобразован в Министерство социального обеспечения РСФСР. При нем успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и другие. Социально-педагогическая работа проводилась в школах и по месту жительства.

В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство  много делало для развития народного  образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводились пособия матерям и стипендии учащимся.

В конце 60-х - начале 70-х  годов особое внимание уделялось  развитию общественного фонда потребления, почти половина средств которого расходовалась на удовлетворение социальных потребностей, около 40% - на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10% - на оплату отпусков. В этот период была создана единая система пенсионного обеспечения. В 1971 году на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих.

Пенсионный возраст для мужчин составил 60 лет, для женщин - 55 лет. Чуть ранее, в 1970г., стало единым и социальное страхование членов колхозов, рабочих и служащих.

В 1968г. был на пять лет  снижен возраст для назначения пенсий по старости инвалидам войны, увеличены  размеры пенсий инвалидам I и II групп, выдаются пенсии инвалидам III группы, установленной  вследствие трудового увечья или  профессионального заболевания.

К концу 70-х годов были определены дополнительные льготы по пенсионному обеспечению отдельных  категорий работников ряда отраслей народного хозяйства, в том числе  повышены минимальные размеры пенсий. Были увеличены нормы расходов на питание и приобретение медикаментов в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; расширена сеть специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введены дополнительные льготы по отпускам, пособиям и условиям труда для женщин, имеющих малолетних детей. Усилилось обеспечение многодетных семей за счет общественных фондов потребления (покрытие расходов на образование, воспитание и содержание детей).

В этот период, с помощью  общественных организаций, для детей  и подростков создавались различные  клубы по интересам, были открыты спортивные школы, дальнейшее развитие получили музыкальные, балетные, художественные студии, кружки технического творчества.

В начале 80-х годов  реализовывались крупные мероприятия  по оказанию помощи семьям, имеющим  детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличивались единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышались нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, вводилось бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками, принимались меры по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, инвалидов, увеличению минимальных размеров пенсий, были введены дополнительные надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы.

В таблице представлены сравнительные данные о расходах СССР и других стран на социальную защиту к произведенному национальному  доходу:

Страна

1965

1970

1975

1980

1983

СССР

7,8

8,0

12,1

9,9

10,0

Великобритания

11,7

13,7

16,0

17,3

20,5

Франция

15,8

15,3

24,1

26,7

29,4

ФРГ

16,6

17,1

23,7

24,0

24,3

Швеция

13,8

18,6

25,0

31,9

33,3


Тем не менее, в Советском  Союзе социальная работа в ее современном  понимании не проводилась. Отдельные  аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения, культработники и организаторы досуга. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и, прежде всего, профсоюзных комитетов, а с середины 80-х годов - женсоветы. Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

В конце 80-х годов начало реформ привело к фактической  ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней пострадала и централизованная система социальной защиты. Тяжелая экономическая ситуация на большинстве промышленных предприятий способствовала фактическому разрушению ведомственной системы социальной защиты. Практически прекратила свое существование система бесплатного распределения жилья.

Реформирование социальной защиты было продолжено в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития Российской Федерации.18

3.2 Система социальной  защиты в современной России

Социальная работа как  профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов  в условиях экономического кризиса  и роста социальных проблем в  обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.

Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Информация о работе Социальная защита населения РФ