Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: "О государственных пенсиях РСФСР", "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992г.), "Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979г." (4 апреля 1992г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат" (21 мая 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.
В области охраны материнства
и детства принимаются
В 1993г. продолжается дальнейшая
разработка законов и постановлений
в области социального
В период массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций была разработана программа по содействию занятости, направленная на сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, предоставление льгот и компенсаций высвобожденным работникам, переквалификацию работников до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.
Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности Указом Президента предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу.
В 1994г. Правительством Российской Федерации утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Мерами поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения были: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались: индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994г. утверждается федеральная программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания".
В 1995г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. утверждается Перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как: материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др.
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической деятельности и др.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись: материальная помощь; помощь на дому; обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж; социальная реабилитация и адаптация нуждающихся; социальная помощь.
Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание «корпуса профессиональных служащих, социальных работников», тем самым формировалась профессия, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале ХХ в.».
В этот период изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами.
В 1993-1995 гг. реализуются
различные федеральные
В связи с принятием в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.
В 1997 году принят закон «О прожиточном минимуме в РФ», предназначенному для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.19
Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
На 2001 год установлено
минимальное среднегодовое
- минимального
размера оплаты труда к
- минимального размера пенсии по старости к величине прожиточного минимума пенсионера - 16,8 процента (Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ)
На 2002 год минимальное
среднегодовое соотношение
На 2004 год расчетное
соотношение между
В 1999 году принят
закон «О государственной социальной
помощи», предоставляющий выплату социал
Принятый закон «О порядке установления стипендий и социальных выплат в РФ» в 2000 году и в редакции от 2001 года говорится о установлении в 2000 году выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.20
В 2004 году принято постановление «О финансировании оздоровления детей, проживающих в Чеченской Республике, за счет средств обязательного социального страхования», за счет средств которого, 150 млн. рублей направляются на оплату полной или частичной стоимости путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период школьных каникул.
С 1 января 2006 года вступил в силу закон, устанавливающий на 2006 год размеры и порядок исчисления пособий и выплат по временной нетрудоспособности, беременности и родам, социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Так, в частности, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 15000 рублей. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы 46900 рублей. В размере этой же суммы устанавливается единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного лица.За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход в размере 900 рублей в месяц и бытовой уход в размере 225 рублей в месяц (Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ).21
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О предоставлении квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам» на территории 10 субъектов Федерации начнется эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В этих целях будет создано 10 государственных юридических бюро в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ установил с 1 января 2006 года размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности 1 400 рублей, 1 000 рублей и 800 рублей. Детям-инвалидам - 1 000 рублей, а инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, - 500 рублей в месяц. Ежемесячная денежная выплата инвалидам войны устанавливается в размере 2 000 рублей, участникам Великой Отечественной войны - 1 500 рублей, некоторым ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 100 рублей; а также некоторым другим категориям военнослужащих, работникам госпиталей, больниц, членам их семей - 600 рублей.
В 2006 году увеличен объем средств, направляемых на обеспечение санаторно-курортного лечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В этом году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов составит 575 рублей. Для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость одного дня пребывания установлена в размере, не превышающем 900 рублей.
С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер единовременного пособия при рождении ребёнка с 6000 до 8000 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ).
С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 500 до 700 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ).22
Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.