Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Важным элементом социальной
защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалифик
В общенациональном масштабе
современное государство с
Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.
Таблица №57 - Забастовки
Годы |
Число |
Численность работников, участвовавших в забастовках |
Количество времени, |
Число | ||
тыс. |
в сpеднем |
тыс. |
в сpеднем | |||
1992 |
6273 |
357,6 |
57 |
1893,3 |
302 |
5,3 |
1995 |
8856 |
489,4 |
55 |
1367,0 |
154 |
2,8 |
2000 |
817 |
30,9 |
37 |
236,4 |
289 |
7,6 |
2001 |
291 |
13,0 |
45 |
47,1 |
162 |
3,6 |
2002 |
80 |
3,9 |
48 |
29,1 |
364 |
7,5 |
2003 |
67 |
5,7 |
86 |
29,5 |
440 |
5,1 |
2004 |
5993 |
195,5 |
33 |
210,9 |
36 |
1,1 |
2005 |
2575 |
84,6 |
33 |
85,9 |
33 |
1,1 |
Таблица №68 - Число зарегистрированных преступлений (тысяч)
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Зарегистрировано преступлений - всего |
2761 |
2756 |
2952 |
2968 |
2526 |
2756 |
2894 |
3555 |
в том числе: |
||||||||
убийство и покушение на убийство |
23,0 |
31,7 |
31,8 |
33,6 |
32,3 |
31,6 |
31,6 |
30,8 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
53,9 |
61,7 |
49,8 |
55,7 |
58,5 |
57,1 |
57,4 |
57,9 |
изнасилование и покушение на изнасилование |
13,7 |
12,5 |
7,9 |
8,2 |
8,1 |
8,1 |
8,8 |
9,2 |
разбой |
30,4 |
37,7 |
39,4 |
44,8 |
47,1 |
48,7 |
55,4 |
63,7 |
грабеж |
165 |
141 |
132 |
149 |
167 |
198 |
251 |
344 |
кража |
1651 |
1368 |
1310 |
1273 |
927 |
1151 |
1277 |
1573 |
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков |
29,8 |
79,9 |
244 |
242 |
190 |
182 |
150 |
175 |
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств |
90,1 |
50,0 |
52,7 |
54,5 |
56,8 |
53,6 |
26,5 |
26,6 |
из них повлекшие |
17,5 |
14,4 |
15,4 |
15,5 |
16,1 |
17,6 |
16,0 |
15,7 |
В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.
Государственные минимальные
стандарты в области
- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
- нормы и нормативы
предельной наполненности
- нормы и нормативы
социально-экономической
- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.
Таблица № 79 - Минимальные размеры стипендии (в месяц)
1993 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Минимальный размер стипендии: |
|||||||||||
студентам государственных, муниципальных вузов |
4,3 |
63,3 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
200 |
200 |
200 |
400 |
400 |
студентам (учащимся) |
1,6 |
44,3 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
70 |
70 |
70 |
140 |
140 |
В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.10
Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.
До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.
Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.
Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.
В условиях
перехода к рыночным
Основными видами социального обеспечения являются:
-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
-пособия по безработице,
по временной
-содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
-профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Одной из важных
социальных функций
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.
Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.11
Согласно закону «О государственных
пенсиях», в механизм исчисления пенсий
заложен принцип учета
Таблица № 812 - Минимальный размер пенсии (в месяц)
1993 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Минимальный размер пенсии: |
|||||||||||
по старости |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
по инвалидности: |
|||||||||||
I группы (с надбавкой за уход) |
7,1 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
- |
- |
- |
- |
II группы |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
III группы |
2,9 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
- |
- |
- |
- |
по случаю потери кормильца |
2,9 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
- |
- |
- |
- |
за выслугу лет |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
социальные пенсии |
|||||||||||
инвалидам с детства: |
|||||||||||
I группы (с надбавкой |
7,1 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
- |
- |
- |
- |
II группы |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
инвалидам, не имеющим |
|||||||||||
I группы |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
II группы |
2,9 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
- |
- |
- |
- |
III группы |
2,1 |
31,6 |
34,8 |
42,1 |
42,1 |
54,2 |
76,6 |
- |
- |
- |
- |
детям-инвалидам (без |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
детям, потерявшим обоих |
4,3 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
- |
- |
- |
- |
детям, потерявшим одного |
2,9 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
- |
- |
- |
- |
лицам старше 65 (мужчины) |
2,9 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
- |
- |
- |
- |
Размер базовой части трудовой пенсии: |
|||||||||||
по старости |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
450,0 |
522,4 |
598,0 |
660,0 |
по инвалидности: |
|||||||||||
I степени |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
225,0 |
261,2 |
299,0 |
330,0 |
II степени |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
450,0 |
522,4 |
598,0 |
660,0 |
III степени |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
900,0 |
1044,8 |
1196,1 |
1320,0 |
по случаю потери кормильца: |
|||||||||||
детям, потерявшим обоих |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
450,0 |
522,4 |
598,0 |
660,0 |
другим нетрудоспособным |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
225,0 |
261,2 |
299,0 |
330,0 |