Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение налоговых систем России, США и Китая в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально-экономическое развитие страны.
Объектом курсовой работы выступают налоги, их виды: косвенные и прямые, их роль в системе налогообложения Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ 5
1.1. Классификация по способу взимания – как основа деления налогов на прямые и косвенные. 5
1.2. Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 15
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ. 15
2.2. Характеристика систем налогообложения США и Китая. 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ 5
1.1. Классификация по способу взимания – как основа деления налогов на прямые и косвенные. 5
1.2. Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 15
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ. 15
2.2. Характеристика систем налогообложения США и Китая. 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Так как само государство является необходимым для общества, поскольку упорядочивает его жизнь, то необходимы и налоги, за счет которых существует это государство и реализует возложенные на него функции. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Одним из принципов, который приобретает особую актуальность, является принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие налогов, позволяющие учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение налоговых систем России, США и Китая в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально-экономическое развитие страны.
Объектом курсовой работы выступают налоги, их виды: косвенные и прямые, их роль в системе налогообложения Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является рассмотрение функций и основных видов налогов, поиск различий между косвенными и прямыми, выявление их достоинств и недостатков.
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как в Российской Федерации преобладают косвенные налоги и нам следует изучить пути их оптимизации в системе налогообложения.
Работа состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен сущности налогов, их классификации на прямые и косвенные налоги и роли налогов в экономике государства. Второй раздел рассматривает прямое и косвенное налогообложение в Российской Федерации, а также его влияние на экономическую стабильность в стране. Кроме того в данном разделе дается характеристика налоговых систем США и Китая. Третий раздел посвящен анализу путей совершенствования налоговых доходов бюджета РФ.
Государство использует для
косвенного воздействия на экономику
и формирования своих доходов
целую совокупность налогов, которая
требует своего упорядочения и классификации
– группировки налогов по их видам.
Основными критериями классификации
могут выступать различные
В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Основные виды прямых налогов:
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Плательщиками налога с доходов физических лиц (статья 207 НК РФ) выступают исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты.
За годы существования подоходного налога с физических лиц ставки этого налога достаточно часто менялись. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный, характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или же размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 г. в Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога. Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%.
Налог на доходы физических лиц, безусловно, должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества.1
Необходимо подчеркнуть, что практически нигде в мире не существует плоская шкала подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка равна 31%, в Японии – 50%, во Франции – 54%, а в Дании – 63%.
В 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1995 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,4% больше, чем за 2010 год.
Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения – прибыль. При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. Плательщиками указанного налога являются также коммерческие банки различных видов, предприятия, организации и учреждения – юридические лица по законодательству РФ, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.
Поступление налога на прибыль
организаций в
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Налоговые ставки установлены по видам полезных ископаемых. Для целого ряда случаев предусмотрена ставка 0. Ставки бывают двух видов: твердые (для нефти, газа, газового конденсата и угля) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа и угля предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.
В 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 2043 млрд. рублей налога на добычу полезных ископаемых, что на 45,3% больше, чем за 2010 год.
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для отдельных категорий граждан (например, инвалидов, пенсионеров) введены налоговые льготы.
Поступление имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. составило 678 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2010г. на 7,9%.
Косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ, услуг. Косвенными они называются потому, что попадают в бюджет не прямо, а косвенно: фактически уплата этого налога осуществляется товаропроизводителями – официальный налогоплательщик, а реальным плательщиком налога является потребитель продукции. Он приобретает товар по цене, в которую уже включена сумма косвенных налогов.
По своей сути косвенные
налоги – один из эффективных способов
рассредоточения налоговой
Косвенные налоги являются гарантированным источником наполнения государственного бюджета, поскольку они выплачиваются из выручки и доходов предприятий в первоочередном порядке до возмещения материально-денежных затрат производства.
Основные виды косвенных налогов:
Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В настоящее время 20 из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налога не действует в Канаде, США, Австралии Швейцарии.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций.
Информация о работе Соотношение прямого и косвенного налогооблежения и проблемы его оптимизации в РФ