Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.
В Республике Беларусь порядок
осуществления налогового контроля
регламентирован Налоговым
Налоговым кодексом определены
права обязанности
Необходимость, осуществления налогового контроля объясняется рядом причин: значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет; несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основания двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету; недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предпринимателей в области налогообложения; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.
Считаю тему данного исследования
очень актуальной, особенно в условиях
до конца не определенного мирового
финансово-экономического кризиса, когда
вопросы наполняемости
Объект исследования: экономические отношения, складывающиеся по поводу организации и функционирования налогового контроля в Республике Беларусь и в зарубежных государствах.
Предмет исследования: налоговый контроль как экономическая категория.
Цель исследования: изучения механизма функционирования налогового контроля.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Материалы и выводы, изложенные в работе основываются на материалах учебных пособий, учебников, монографий, периодических изданий, таких как Налоги Беларуси, «Налоговый вестник», «Бухгалтерский учет», «Бизнес и банки», «Финансы», «Юрист» и другие.
В работе использованы научные сведенья следующих авторов: Александров И. М., Белоусова Е. А., Евстигнеев Е. Н., Зубченко Н. Е., Косолапов А. И., Лещенко С. К., Пилипенко А.А. и др.
В ходе исследования и обобщения результатов работы применялись общенаучные методы (формальной и диалектической логики, системный подход, сравнительный метод) и специальные научные методы исследования (критического анализа используемых источников, хронологический, статистический).
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 52 с., 3 рисунка, 24 источника.
Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.
Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.
По мнению автора Пилипенко А. А. : «Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством» [18. с. 35].
Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.
Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.
Порядок осуществления налогового контроля регулируется законодательно.
Формы проведения налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, подразделяются на:
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового
контроля не допускаются сбор, хранение,
использование и
Наиболее эффективная форма налогового контроля – налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот. В зависимости от характера и способов проведения они подразделяются на камеральные выездные.
Камеральная налоговая проверка
производится в отношении всех налогоплательщиков
по месту нахождения налогового органа
на основе бухгалтерской отчетности,
налоговых деклараций и документов,
представленных налогоплательщикам, служащих
основанием для исчисления и уплаты
налога. Цель камеральной проверки
– определение полноты
Камеральные проверки обычно проводятся отделом камеральных проверок налоговой инспекции. Проверка может осуществляться в течении трех месяцев со дня предоставления налогоплательщикам налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не установлены иные сроки.
Конкретные приемы и способы проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами, исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров.
На основе результатов
ежеквартально проводимых камеральных
проверок в налоговом органе создается
информационный банк данных о финансово-хозяйственной
деятельности организаций, используемый
при составлении плана
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, как правило, как правило, с налоговым планом работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок. В случае необходимости она может проводится вне установленного графика (реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика, получение информации о грубых нарушениях налогового законодательства). Выездная налоговая проверка проводится, как правило, в месте нахождения налогоплательщика с использованием для проверки всей необходимой бухгалтерской и иной документации в целях уточнения данных отчетов и расчетов о налогах, предоставленных в налоговую инспекцию. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года.
Для сокращения расходов на выездные проверки и повышения финансовой и правовой отдачи от них налоговые службы применяет различные методики отбора налогоплательщиков для проверок.
По мнению авторы Пилипенко А. А. : «Первоочередной проверке подвергаются организации, которые, по имеющимся в налоговой инспекции данным, наиболее вероятно являются нарушителями налогового законодательства, а также организации, работающие в течении длительного времени с убытком или получающие чрезмерно большую прибыль» [17, с. 124].
Налоговый контроль это контроль
правильности и своевременности
уплаты налогов и сборов, установленных
действующими законодательными актами.
Он является основной частью финансового
контроля и представляет собой совокупность
контрольных мероприятий
Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:
Министерство по налогом и сборам Республике Беларусь и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов.
Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.