Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 120.68 Кб (Скачать документ)

Задолженность плательщиков перед бюджетом по состоянию на 1 января 2010 г. составила 58,7 млрд. руб.

В целях контроля за соблюдением законодательства в сфере налогообложения и предпринимательства в 2009 г. налоговыми органами проведено 38,2 тыс. проверок, из них — 21,5 тыс. проверок действующих субъектов предпринимательской деятельности. Результативность всех проверок составила 92,9 % и возросла по сравнению с 2008 г. на 12,9 %.

По итогам контрольных  мероприятий в бюджет поступило 107,5 млрд. руб. Кроме того, предотвращен необоснованный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 125,1 млрд. руб.

Оперативно-рейдовыми подразделениями  налоговой службы проведено 34,9 тыс. проверок, в ходе которых из Теневого оборота изъято и обращено в доход государства товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 46,3 млрд. руб.

Более 40 % рейдовых проверок проведено с применением метода контрольной закупки. Экономическая  эффективность каждого рубля, выделенного  на данные мероприятия из бюджета, составила 415 руб.

Пресечено 21,9 тыс. случаев  осуществления деятельности без  государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), запрещенной деятельности, что выше уровня прошлого года в 2,4 раза.

За нарушение порядка  маркировки контрольными (идентификационными) знаками арестовано товарно-материальных ценностей на 4,9 млрд. руб.

В сфере производства и  оборота подакцизных товаров выявлено 4,2 тыс. фактов нарушений законодательства, из теневого оборота изъято более 374,3 тыс. литров алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, 11,7 млн. штук табачных изделий, 50,0 тыс. литров пива солодового, 76,2 тыс. литров нефтепродуктов.

О задачах, стоящих перед  системой налоговых органов в 2011 г., говорили не только руководители Министерства по налогам и сборам.

В 2010 г. самым разным сферам и направлениям предпринимательской деятельности будет уделено внимание со стороны налоговых органов. Так, будет активизирована работа:

  1. в сфере производства и оборота подакцизной продукции;
  2. по совершенствованию законодательства, направленного на увеличение поступлений и платежей от субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся игорным бизнесом, внедрению новых механизмов контроля, основанных на современных технологиях;
  3. по установлению законодательных барьеров на пути нелегального бизнеса – от разработки новых предложений до принятия конкретных законодательных норм, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования в сферах, наиболее подверженных сокрытию доходов от налогообложения;
  4. по объединению платежей, имеющих сходные налоговые базы, оптимизации размера налоговых ставок и условий исчисления налогов, периодичности уплаты налогов, пересмотру и упорядочению системы льготирования и т.д.;
  5. по установлению контроля за выручкой торговых автоматов, автоматических электронных аппаратов, оснащенных купюроприемниками;
  6. по расширению спектра услуг с применением электронных средств. Уже в ближайшее время станут возможными передача и получение плательщиками в электронном виде различных документов: заявлений, уведомлений, оправок, решений, актов сверки и др. Это сведет к минимуму посещение налоговых инспекций и значительно сократит время и материальные издержки плательщиков. Кроме того, пользователям системы электронного декларирования будут предоставлены оперативный доступ нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения и обучения по заполнению налоговых деклараций;
  7. по оказанию налоговыми органами содействия плательщикам в связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 г. нормативной базы Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Целью такой работы является защита интересов белорусских предприятий, проведение разъяснительной работы с плательщиками по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе, что позволит им своевременно перестроить договорные отношения и избежать возможных проблем и потерь.

Президент Республики Беларусь поставил перед Правительством страны задачу восстановить в 2011 г. высокие темпы экономического развития. Налоговым органам в вопросе обеспечения роста ВВП отводится важная роль: качество налогового администрирования должно позволить минимизировать риски и диспропорции экономического развития. Если во время кризиса грамотно организованное налоговое администрирование позволило не допустить роста задолженности перед бюджетной системой, предупредить увеличение масштабов теневой экономики и неуплаты налогов, то в посткризисный период работа налоговых органов должна быть сконцентрирована в направлении комплексной поддержки участников экономической деятельности, стимулировать рост экономики.

Важной функцией контрольных  органов является контроль за соблюдением законодательства в сфере налогообложения и предпринимательства. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» регламентированы принципиально новые подходы к осуществлению контрольной деятельности. Эффективность контрольной работы зависит от правильности выбора проверки на основе группы риска, обладания полной информацией о деятельности плательщиков, что невозможно без конструктивного диалога с другими органами государственного управления и организациями, располагающими соответствующей информацией. Контрольные мероприятия должны быть направлены на предотвращение правонарушений в налоговой сфере, пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности и деятельности без специального разрешения (лицензии), сокращение теневого производства и оборота товаров (в т.ч. подакцизной продукции). В этих целях налоговые органы будут более активно проводить разъяснительную работу, осуществлять профилактику правонарушений среди различных категорий плательщиков, формировать их правовую культуру.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля.

В настоящее время сформирована нормативно-правовая база для осуществления  контрольных мероприятий.

В результате кодификации  налогового законодательства нормы  действующих нормативных правовых актов, посвященных вопросам налогообложения, систематизированы и положены в  основу масштабного налогового законно, которым и является Налоговый  кодекс Республики Беларусь.

 

 

2.2. Методика осуществления налогового контроля за рубежом

Налоговый контроль – одна из конституционных функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков. Следует отметить одну из основных характеристик французской налоговой системы: налогоплательщик сам предоставляет данные для определения налогового платежа, при этом 90% налоговых сумм уплачивается добровольно. В качестве исходного принципа принято, что любой налогоплательщик является честным, развитие налогового законодательства осуществляется, исходя из этой презумпции. В Минфине Франции идет налоговая реформа, рассчитанная на ближайшие 5-10 лет, в рамках которой приняты решения об упрощении налогового законодательства, инструкций, реорганизации налоговых служб. Налоги сокращаются, при этом не вводится никаких новых налогов.

Все необходимые меры для  борьбы с уклонением от уплаты налогов  предусмотрены в Налоговом кодексе. Подобный целостный документ существует в немногих странах. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении  Закона о бюджете. К кодексу прилагаются  два тома разъяснений (ежегодных комментариев). Согласно оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В результате реализации мероприятий по налоговому контролю часть недобора возмещается

В последнее время во Франции  происходят изменения в организации  бюджетного контроля, в ходе которых традиционный контроль дополняется контролем, направленным на предупреждение рисков.

При этом контролеры должны:

  • гарантировать a priori, что бюджет программируется на всех уровнях и что его расходы подлежат одобрению парламента;
  • обеспечивать исполнение бюджета и  контроль за главными действиями и процедурами исполнения;
  • информировать (после необходимого анализа) всех заинтересованных лиц об уровне и факторах бюджетных расходов;
  • консультировать управляющих бюджетными расходами.

В соответствии с декретом правительства № 2005-1429 от 18 ноября 2005 г. в каждом министерстве вводится должность министерского бюджетного и бухгалтерского контролера подчиняющегося министру по бюджету. Этот контролер:

    • обеспечивает финансовый контроль в министерстве;
    • является государственным аудитором;
    • координирует деятельность органов финансового контроля на местах;
    • направляет бюджетным властям ежегодные доклады об исполнении бюджета и анализ финансового положения министерства.

Порядок проведения выездных проверок во Франции является так  называемое «наблюдение на месте». Суть его в том, что налоговый  инспектор выезжает на территорию налогоплательщика  без предварительного уведомления. При этом он ограничивается исключительно  теми фактами, которые непосредственно наблюдает. Такие проверки часто применяются для выявления случаев использования нелегальной рабочей силы. Свои наблюдения инспектор включает в официальный отчет. Если результаты наблюдений покажут, что необходима, например, проверка учетных документов, инспектор должен известить об этом налогоплательщика. Процесс проверки состоит из 3 этапов: подготовка и планирование; исполнение и вынесение суждения; завершение.

Инспектор начинает проверку с изучения дела (досье) налогоплательщика. В деле обычно содержатся как постоянные данные, так и текущие. К постоянным относятся учредительные документы, отчеты о предыдущих налоговых проверках, заявления, отчеты об имущественном положении и компенсации убытков. В категорию текущих включаются документы, длительное хранение которых маловероятно. Например, налоговые декларации, выписки, корреспонденция.

Длительность процедуры проверки зависит от размера проверяемого предприятия для мелких предприятий - не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе ревизии проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что требует ответных действий с его стороны; в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд.

Отношения между налоговым  органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая  администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей зашиты.

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что  декларации не безупречны. в результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80% от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.

Санкции зависят от того, были ли действия плательщика умышленными  или неумышленным, а также от того помогает ли налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок применяются более мягкие наказания. Доначисление налогов в основном, осуществляется в административном порядке.

Особую роль в комплексе бюджетного контроля играет налоговый контроль, поскольку налоги и сборы являются основным источником доходов государственного и местных бюджетов. Злоупотребления, связанные с налогами и другими обязательными платежами, составляют во Франции от 29 до 40 млрд. евро, что часто равняется сумме дефицита государственного бюджета. При этом налоговые злоупотребления ежегодно снижают государственные доходы во Франции на 25 млрд. евро, именно поэтому налоговый контроль является одной из важных функций государственных финансов. Налоговый контроль необходим еще и затем, чтобы обеспечить равенство граждан и предприятий перед законом.

В феврале 2010 г. Счетная палата Франции опубликовала доклад «Методы  и результаты налогового контроля», в котором отмечалось, что в 2008 г. было проведено 52 тыс. внешних налоговых  проверок, в том числе 47,8 тыс. проверок предприятий (1,4% их общего числа) и 4200 проверок физических лиц (0,01% домашних хозяйств). Численность контроля на местах в  отношении подоходного налога граждан вдвое превышала численность контроля за сбором корпорационных налогов и налогов на добавленную стоимость.

Из общего числа операций 2163 были проведены Генеральной дирекцией  государственных финансов, 15789 – ее межрегиональными службами и 34068 – департаментскими службами. В осуществлении контроля на местах участвовали 12,4 тыс. сотрудников DGFiP из общего числа сотрудников в 127 тыс. человек. Непосредственно в контроле участвовали 5 тыс. человек, разделенных на 600 бригад.

Погашение неполученных налогов  и наложенные в результате проверок штрафы составили в 2008 г. 15,7 млрд. евро (или 4,1 % общей суммы налогов и обязательных сборов), в том числе 9,6 млрд. было получено в ходе внешнего контроля и 6,1 млрд. в ходе контроля на местах.

В последнее время центральная  администрация стимулирует налоговых контролеров для того, чтобы программировать налоговый контроль на местах, используя соответствующее программное обеспечение для анализа деклараций физических лиц. Между тем в 2008 г. доля программируемого контроля составляла всего 19% всех операций. Результаты контроля на местах над физическими лицами могут стать основанием для проведения внешнего контроля за имущественным положением физического лица, декларация которого вызвала сомнения.

Программирование внешнего контроля над счетами предприятий основывается на базе данных о счетах и на программном обеспечении, используемом при анализе предпринимательских рисков. Это позволяет сравнивать показатели контролируемого предприятия с аналогичными предприятиями той же отрасли и таким образом выявлять аномалии. При осуществлении налогового контроля используются данные не только из налоговых, но и из других государственных ведомств: таможенной службы, судебных органов, нотариата, органов социального обеспечения и др.

Информация о работе Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах