Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа
Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.
Камеральная проверка всегда предшествует документальной и проводится налоговыми органами по месту их нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком. Данный вид контрольных мероприятий предполагает применение следующих методов:
Арифметический метод контроля предполагает проверку правильности арифметических расчетов налогов, цифровой увязки показателей различных форм отчетности.
Логический метод предполагает использование всех данных, имеющихся в распоряжении проверяющего. При этом должно производиться сопоставление отчетных данных разных отчетных периодов, использоваться логическая зависимость одних данных от других, взаимная увязка показателей, отраженных в расчетах по различным видам налогов и внебюджетным фондам в течение одинаковых периодов.
По результатам
Грамотно проведенная камеральная проверка расчетов налогов позволяет оперативно решать основные задачи: во-первых, контролировать соблюдение налогового законодательства; вo-вторых, обеспечивать правильность исчисления налогов; в-третьих, способствовать отбору налогоплательщиков, подлежащих последующей выездной (документальной) проверке.
Выездная (документальная) налоговая проверка проводится по месту нахождения (юридическому адресу) налогоплательщика и предполагает обязательную проверку первичных бухгалтерских документов.
Выездная проверка отличается от камеральной прежде всего глубиной; она проводится за период деятельности, последовавший после проведения предыдущей документальной проверки. При этой проверке используются различные методы контроля, которые избираются проверяющими самостоятельно. Так, помимо методов, применяемых в ходе камеральной проверки, они могут остановиться на аналитическом и синтетическом методах, которые выявляют правильность постановки и ведения бухгалтерского учета, обоснованность и верность записей в отчетных документах. Но шире других используется метод логического контроля. С его помощью сопоставляются отчетные данные с записями в регистрах бухгалтерского учета, устанавливается правильность составления и взаимоувязка бухгалтерских проводок.
Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным способом. При первом способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период; при втором – часть первичных документов, отобранная по определенному принципу (например, за какой-то период времени), по отдельному участку деятельности предприятия, по конкретному ответственному лицу и т.д. Если выборочная проверка выявляет серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проводится сплошная проверка.
Приемами и методами проведения выездной (документальной) проверки также могут быть:
Кроме перечисленных может применяться метод встречной проверки, заключающийся в установлении правильности проведения той или иной операции на объекте через партнеров проверяемого, клиентов, участвующих в совершении этой операции, кредитные учреждения.
В случае необходимости проверяющие могут запросить у юридических и физических лиц, обладающих соответствующей информацией, дополнительные сведения или подтверждающие документы, необходимые для полноты проверки, вызвать лиц, обладающих необходимой информацией, для пояснения по материалам проверки.
В обязательном порядке при проведении документальной выездной проверки применяется метод изучения законности операций – на соответствие произведенных операций действующим законам, инструкциям, приказам, что необходимо для определения реальности и полноты объекта налогообложения.
Внеплановая оперативная тематическая налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с целью проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечение полноты отражения в учете доходов от реализации товаров, готовой продукции и оказания услуг за наличные денежные средства; выявить незарегистрированную предпринимательскую деятельность.
Внеплановая оперативная тематическая проверки могут быть плановыми и внезапными. Первые проводятся по ежемесячно составляемым графикам с целью профилактики налоговых нарушений; вторые – вне плана, обычно группой проверяющих, и об объекте проверки и маршруте группы заранее знает лишь старший группы.
Основным источником доходов бюджета любого государства являются налоги и сборы, взимаемые с субъектов хозяйствования и физических лиц. Поэтому государство заинтересовано в строгом контроле за правильностью и полнотой исчисления и уплаты плательщиками обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Для этой цели создаются специальные контролирующие органы, следящие за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, уплатой их в бюджет и внебюджетные фонды и, наконец, за соблюдением налогового законодательства республики.
Юридическое определение налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республике Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных.
В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:
Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:
Работа налоговых органов в 2009 г. велась, если так можно выразиться, сразу на нескольких фронтах.
Важно было не только в полном объеме собрать республиканский бюджет, но и параллельно осуществить запланированную работу по упрощению администрирования, внедрению электронных технологий в сферу налогообложения, перестройке системы контроля. Сделав ставку на повышение качества обслуживания плательщиков, создание комфортных условий для исполнения ими налоговых обязательств, налоговая служба внесла свой вклад в стимулирование предпринимательской активности, привлечение инвестиций, скорейшее преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
В 2009 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 46,6 трлн. руб. (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь). Налоговыми органами при этом обеспечен сбор 32,7 трлн. руб., или 70,1 % доходов консолидированного бюджета.
Традиционно преобладающую часть контролируемых налоговыми органами платежей формируют плательщики г. Минска. В 2009 г. их вклад в бюджет составил более 40 %. На долю Минской области приходится 13,8 % всех платежей, Гомельской — 13,2 %, Витебской области — 12,5 %, остальных регионов республики — 20,4 %.
Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. – Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой, за 2009 г.
Источник – [22, с.5].
Всего в формировании бюджета приняли участие 3,3 мил. плательщиков, из них – 14408 тыс. организаций, 21906 тыс. индивидуальных предпринимателей и свыше 2,9 мил. физических лиц.
От организаций поступило 31,4 трлн. руб., что составляет 95,9 % контролируемых налоговой службой доходов бюджета. Валообразующими организациями перечислено в бюджет 6,6 трлн. руб., или 21,2 % всех платежей от юридических лиц. Организации банковского и страхового секторов экономики уплатили 814,7 млрд. руб., обеспечив 2,6 % поступлений от организаций. На долю организаций малого предпринимательства приходится 5,1 трлн. руб., или 16,3 % поступлений от юридических лиц. Свыше 35 тыс. предприятий малого бизнеса, или 45 % от общего количества, применяют упрощенную систему налогообложения. Их вклад в бюджет составил 760,0 млрд. руб., или 2,4 % всех платежей организаций [22, c. 5].
Индивидуальными предпринимателями обеспечено 800,4 млрд. руб., или 2,4 % доходов бюджета. Более половины индивидуальных предпринимателей являются плательщиками единого налога. За счет платежей от данной категории сформировано 501,9 млрд. руб., или 62,7 % общей суммы поступлений от индивидуальных предпринимателей. От индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а это почти 20 % их численности, привлечено в бюджет 171,8 млрд. руб., или 21,5 % всех средств, поступивших в бюджет от индивидуальных предпринимателей. Вклад физических лиц (без учета поступлений подоходного налога, удержанного и перечисленного в бюджет налоговыми агентами) составил 542,2 млрд. руб., или 1,7 % доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами.
Почти 80 % доходов бюджета сформировано за счет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, подоходного налога с доходов физических лиц, акцизов, отчислений в инновационные фонды, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на недвижимость, экологического и земельного налогов предложены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за 2009г.
Источник – [22, с. 5].
Платежи, поступившие в добровольном порядке, составили 31,0 трлн. руб., или 94,8 % от общей суммы доходов бюджета.
За счет мер принудительного взыскания, проведения контрольных мероприятий, взаимозачетов налоговых обязательств плательщиков и финансовых обязательств государственных органов управления в бюджет привлечено 1,7 трлн. руб., или 5,2 % контролируемых налоговыми органами поступлений.