Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание

Налоговый контроль – это контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а так же как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 120.68 Кб (Скачать документ)

Указ «О совершенствовании  контрольной деятельности в Республике Беларусь» направлен на решение  поставленной Президентом Республики Беларусь задачи по кардинальному сокращению количества проверок, исключению дублирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не позволяет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.

Подписание Главой государства  данного акта в очередной раз  свидетельствует о стремлении государства  создать режим наибольшего благоприятствования  для добросовестных субъектов предпринимательской  деятельности, доверии государства к субъектам хозяйствования и готовности государственных органов строить партнерские взаимоотношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Необходимо выделить несколько  наиболее важных моментов в предстоящей  работе налоговых органов:

В условиях реализации мер  по снижению налоговой нагрузки основополагающая роль в формировании доходов бюджета  принадлежит не только своевременной  уплате текущих платежей, но также  выявлению резервов дополнительных налоговых поступлений: налоговым  органам необходимо искать новые  решения проблемы теневого сектора  экономики. Многие субъекты хозяйствования в сфере строительства и строительного  ремонта, целого ряда других услуг осуществляют свою деятельность с уклонением от уплаты налогов. Ввести их в легальный оборот исключительно контрольными мероприятиями не удастся. К каждому плательщику не приставишь налогового инспектора, и делать этого не нужно. Задачей Министерства по налогам и сборам, уверен Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, должно стать формирование такой системы налогового законодательства, которая бы позволяла человеку легально получать доход и уплачивать с него налоги.

В условиях восстановления темпов экономического роста необходимо реализовывать стимулирующую налоговую  политику.

С 1 января 2011 г. Правительство Республики Беларусь было вынуждено повысить ставку НДС до 20 %. При этом ставка налога на прибыль осталась неизменной, хотя о возможности ее снижения немало говорилось в середине прошлого года. В условиях ожидающегося экономического роста экономики Министерству по налогам и сборам необходимо держать на контроле поступления по этим налогам с тем, чтобы вовремя проинформировать Правительство о динамичном расширении налоговой базы, позволяющем снизить ставки НДС и налога на прибыль без потерь для бюджета. Решение этой задачи возможно при условии налаживания конструктивного взаимодействия Министерства по налогам и сборам с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

Особое внимание следует  обратить на применение плательщиками нулевой ставки НДС при экспорте. Экспорт отправная точка экономического развития всей страны, а потому стимулирование экспорта является ключевой задачей. В этой сфере Правительство ждет от Министерства по налогам и сборам соответствующих предложений.

Прорывным направлением в  работе налоговых органов видится переход к наиболее полному использованию электронных технологий. Во многих странах плательщики посещают налоговые инспекции не чаще одного раза в год – при сдаче итоговых отчетов. К этому должна прийти и налоговая система нашей страны. Но чтобы показать преимущества системы электронного декларирования, необходимо расширить ее возможности. Тем более, что на этом настаивают и сами плательщики. Задачей Министерства по налогам и сборам при этом является создать такие условия для эксплуатации системы электронного декларирования, чтобы ее использование стало интересным и выгодным для плательщиков.

С 1 января 2010 года Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 72 «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» введена в действие Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Такой целостный документ позволит объединить многочисленные (зачастую разрозненные и противоречащие друг другу) нормативные акты в области налогообложения в единый законодательный акт и усложнит процесс внесения различных изменений и дополнений в порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. С принятием Особенной части налоговое законодательство станет более системным и стабильным. Все вопросы налогообложения будут определяться непосредственно в рамках единого законодательного акта – Налогового кодекса.

Принятие Особенной  части стало завершающим этапом работы по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь и упрощению налоговой системы.

Анализ опыта зарубежных стран убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков

Необходимо также общее повышение налоговой культуры плательщиков и взаимодействие государства с ними.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вступившим в силу с 1 января 2010 года, в основе контрольной надзорной деятельности будет заложен принцип добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. Впервые в нашей практике будет признано, что проверяемый субъект является добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. Таким образом, на контролирующий (надзорный) орган полностью возложена обязанность доказывания совершения субъектом административного правонарушения. При этом в случае неясности или неточности предписаний акта законодательства решение должно приниматься в пользу субъекта. Применение данного принципа при проведении контрольных мероприятий позволит установить более доверительные отношения между плательщиками и проверяющими.

Указанные меры будут способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов, избежать использования юридическими лицами различных схем оптимизации и снизить затраты по сбору налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль это контроль правильности и своевременности  уплаты налогов и сборов, установленных  действующими законодательными актами. Он является основной частью финансового  контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления налогов  и других обязательных платежей в  бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений  в будущем.

В Республики Беларусь налоговый  контроль осуществляют:

  • государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, комитет государственного контроля Республики Беларусь, государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь);
  • ведомственные контролеры – специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;
  • работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и д. р.);
  • независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля.

В настоящее время сформирована нормативно-правовая база для осуществления контрольных мероприятий.

В результате кодификации  налогового законодательства нормы  действующих нормативных правовых актов, посвященных вопросам налогообложения, систематизированы и положены в  основу масштабного налогового законно, которым и является Налоговый  кодекс Республики Беларусь.

Налоговый контроль во Франции принимает две основные формы: документальный контроль на местах и внешний контроль.

Контроль на местах осуществляется на основе деклараций налогоплательщиков и документов, которые государственные власти могут получить и от третьих лиц. Этот контроль призван установить отсутствие необходимых налоговых деклараций и скорректировать ошибки в поданных декларациях.

Внешний налоговый контроль заключаются в проверке отчетов  предприятий и изучении имущественного положения физических лиц.

Для совершенствования налогового контроля Счетная палата Франции  рекомендует:

  • ускорить адаптацию методов программирования контроля за отчетами, налогами на состояния и международными операциями;
  • лучше учитывать сложность налоговых досье;
  • расширить охват налогоплательщиков контролем;
  • усилить внутренний контроль;
  • ускорить интеграцию и модернизацию информационных систем, особенно относящихся к налоговому контролю и выплате налогов.

Согласно статье № 11 Закона Российской Федерации «О налоговых  органах Российской Федерации» налоговые  органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков-предприятий, учреждений и организаций основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в две года.

В соответствии с Налоговым  кодексом налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Порядок  проведения проверок регулируются в  России статьей № 87 – 103 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом в Республике Беларусь результативность проверок налоговых органов расчет на фоне снижения общего их количества.

Считаю, что Республика Беларусь (ее налоговые органы) должны использовать опыт таких стран, как Франция.

Для сокращения расходов на выездные проверки во Франции и повышение  финансовой и правовой отдачи от них  налоговые службы применяют различные  методики отбора налогоплательщиков для  проверок. Во Франции разработаны  специальные программы, в рамках которых проводится анализ случайным  образом отобранных деклараций с  привлечением информации от внешних  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 52 с., 3 рисунка,24 источника.

Наименование темы: «Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах».

Ключевые слова: НАЛОГОВЫЙ КАНТРОЛЬ, КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА,НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, НАЛОГВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Объект исследования: экономические отношения, складывающиеся по поводу организации и функционирования налогового контроля в Республике Беларусь и в зарубежных государствах.

Предмет исследования: налоговый  контроль как экономическая категория.

Цель исследования: изучение механизма функционирования налогового контроля.

Используемые методы исследования: обобщение, описание, анализ и сравнение  используемого материала.

Элементы научной новизны  полученных результатов: в результате критического анализа существующего  состояния налогового контроля, выработаны направления по его совершенствованию.

Область возможного практического  применение полученных результатов: налоговый  контроль Республики Беларусь.

В процессе работы проведены  следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, инструкции и  методические рекомендации в области  налогового контроля, труды белорусских, российских и зарубежных авторов  в области налогового контроля.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…

Информация о работе Сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах