Становление российской системы налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малых предприятий" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения;
2. Проанализировать эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России;
3. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Становление российской системы налогообложения малого бизнеса……5
Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения……………………………………………………………………5
Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России……………………………………………………………………...7
Налоги, поступающие в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...10
Земельный налог…………………………………………………..10
Специальные налоговые режимы………………………………...12
Единый налог на внеменный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………..13
Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ…………………………………………………………………………15
Проблемы налогообложения малого бизнеса…………...............15
Перспективы развития налогообложения малого бизнеса……..19
Анализ финансово-экономических показателей на примере ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….23
Организационная структура ООО «Окей Сервис»……………………23
Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

налогообложение малых предприятий.docx

— 95.79 Кб (Скачать документ)

Важным  этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о государственном  промысловом налоге». Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому  состоянию определялась наличием как  купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой налог.

Завершающим этапом системы налогообложения  предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно  считать период начала первой мировой  войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данного положения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.

В советский  период российской истории структура  мелкого предпринимательства претерпевала серьезные изменения, оно было развито  в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов  их деятельности. Постепенно происходило  уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным  ростом количества  государственных  и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется  постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в  торговом обороте СССР не превышала 6%.

В самом  начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение  о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х  годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного  питания, оказания услуг населению  и т. д.

Развитие  малого бизнеса было тесно связано  с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально  новая система налогообложения.

За последние 20 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения  является Налоговый кодекс РФ. В  соответствии с действующим законодательством  РФ существуют три подхода  к налогообложению  субъектов малого бизнеса:

1. обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;

2. упрощенная система налогообложения учета и отчетности;

3. система налогообложения вмененного дохода.

     Говоря об общей системе налогообложения,  нужно выделить ряд моментов.

Субъекты  малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую  деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог  на прибыль организаций действует  на всей территории России и взимается  с 1 января 2002 года в соответствии с  главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и  малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности.

С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями  только в федеральный и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.

Достаточно  обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых  отчислений субъекта малого бизнеса, работающего  по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным  налогам, которые устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые  предприятия обязаны исчислять  и уплачивать налог на имущество организации. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования.

 

 

    1. Налоги, поступающие в бюджет от субъектов малого

предпринимательства

 

 

Согласно  ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

К местным  налогам отнесены: земельный налог  и налог на имущество физических лиц.

Субъекты  малого предпринимательства, являющиеся собственниками земли, должны уплачивать земельный налог.[3, c. 118]

 

 

      1. Земельный налог

 

 

Земельный налог устанавливается Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований, вводится в действие и  прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных  образований.

Устанавливая  налог, представительные органы муниципальных  образований определяют налоговые  ставки в пределах, установленных  главой 31 НК РФ, порядок и сроки  уплаты налога, также могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы  для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом  налогообложения признаются земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные  участки:

- изъятые из оборота в соответствии  с законодательством РФ;

- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов

Российской  Федерации, объектами, включенными  в Список всемирного наследия, историко-культурными  заповедниками, объектами археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных  нужд;

- ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством РФ, в пределах  лесного фонда;

- занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за  исключением земельных участков, занятых обособленными водными  объектами.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых ими  в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном  участке, принадлежащем им на праве  собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Поступления от земельного налога в полном объеме зачисляются в местный бюджет. [7, c. 69]

 

 

      1. Специальные налоговые режимы

 

 

Начиная с 1998 года в Российской Федерации  проводится реформа налогообложения, затрагивающая и малый бизнес. Одним из важных положений этой реформы  является введение специальных налоговых  режимов для субъектов малого предпринимательства.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный  налоговый режим следующим образом: специальным налоговым режимом  признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени, применяемый в случаях  и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим  – упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов  малого предпринимательства (УСН). [2]

Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями  предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.

Следующим этапом реформирования налогообложения  малого бизнеса явилось введение Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ системы налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности (ЕНВД).

В 2002 году сделан очередной шаг в реформировании и упрощении налогообложения  малого бизнеса в РФ с принятием  Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Этим законом введены в действие с 01.01.2003 две главы НК РФ, регулирующие применение следующих специальных налоговых режимов: глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и глава 26.6 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.

Вступившие  с 1 января 2003 года главы НК РФ в значительной степени изменили подходы к применению специальных налоговых режимов.

Упрощенная  система налогообложения

Порядок применения упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения  для налогоплательщиков привлекательна с точки зрения возможной минимизации  налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели  при упрощенном режиме налогообложения  находятся в относительно равных условиях. Тем не менее, некоторые  различия все же есть. Поэтому рассмотрим, что дает применение упрощенного  режима налогообложения для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей по отдельности.

Юридические лица

Согласно  п.2 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения организациями  предусматривает замену уплаты следующих  налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога;
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.

Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики  уплачивают в соответствии с общим  режимом налогообложения.

Индивидуальные  предприниматели

Согласно  п.3 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты следующих налогов:

  • налога на доходы с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
  • налога на имущество, в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
  • единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
  • единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу наемных работников;
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Уплата вышеперечисленных налогов  заменяется уплатой единого налога.

Информация о работе Становление российской системы налогообложения малого бизнеса