Становление российской системы налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малых предприятий" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения;
2. Проанализировать эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России;
3. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Становление российской системы налогообложения малого бизнеса……5
Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения……………………………………………………………………5
Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России……………………………………………………………………...7
Налоги, поступающие в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...10
Земельный налог…………………………………………………..10
Специальные налоговые режимы………………………………...12
Единый налог на внеменный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………..13
Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ…………………………………………………………………………15
Проблемы налогообложения малого бизнеса…………...............15
Перспективы развития налогообложения малого бизнеса……..19
Анализ финансово-экономических показателей на примере ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….23
Организационная структура ООО «Окей Сервис»……………………23
Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

налогообложение малых предприятий.docx

— 95.79 Кб (Скачать документ)

Ранее существующие условия, рекомендованные  для расчета ЕНВД, хотя и не учитывали  все нюансы деятельности плательщиков, но все же предусматривали четыре поправочных коэффициента, в том числе по месту осуществления деятельности существовали три коэффициента от 0,2 до 3-х, по подвидам деятельности от 0,1 до 6, т.е. предполагалась возможность существенного увеличения величины вмененного дохода.

Поскольку ставка налога остается на уровне ранее действовавшей — 15%, а предложенные к расчету размеры базовой доходности и действие поправочных коэффициентов ниже существующих, рост поступлений можно связывать только с ростом числа плательщиков.

Существующая практика применения ЕНВД показала отсутствие ответственности плательщиков за состояние чистоты окружающей среды, поскольку соответствующие платежи были упразднены, то есть был разрушен экономический механизм, стимулирующий проведение природоохранных мероприятий, связанных с сокращением вредных веществ, образованием промышленных отходов и ликвидацией последствий сверхлимитных выбросов за свой счет, то есть соответствующие затраты возлагаются на государство.

По данным налоговых органов, в  некоторых регионах, где введен ЕНВД, поступления обязательных платежей за загрязнение окружающей среды существенно сократились. В Налоговом кодексе, несмотря на то, что негативные последствия действующей практики неоднократно отмечались и государственными органами и средствами массовой информации, недостаток не устранен.

С государственных позиций единый налог на вмененный доход имел преимущество в том, что уплачивался 100%-ными авансовыми платежами, что позволяло производить жесткое налоговое администрирование. Это преимущество действующей практики для налоговых инспекций устранено и условия уплаты налога адаптированы к общим. Соответственно отменены свидетельства, которые являлись документом, доказывающим уплату налога. В то же время ссылка на наличие свидетельства, видимо по ошибке, попала в текст в ст. 346.27, что необходимо устранить.

В результате предложенных нововведений в Налоговом кодексе получились две специальные системы налогообложения: одна для малого, а другая для микробизнеса. На последнюю возлагаются надежды, связанные с резким ростом количества плательщиков, вышедших из «тени», поскольку по словам заместителя министра финансов С. Шаталова, «сегодня только 25% от полноценной налоговой нагрузки попадает под налогообложение». В то же время нельзя не отметить, что и в настоящее время темпы роста поступлений единого налога на вмененный доход очень высоки, при этом поступления возрастают за счет юридических и физических лиц, чего нельзя сказать про единый налог, применяемый при упрощенной системе учета и отчетности, где общие высокие темпы роста налога достигаются за счет перехода юридических лиц при падении темпов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002 г. при росте налоговых поступлений по сравнению с предыдущим годом в федеральный бюджет на 20,8 пункта и в территориальный бюджет на 30,1 пункта поступления единого налога при упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пункт при падении темпов поступления этого налога от физических лиц на 4,1 пункта. В то же время поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 74,2 пункта, в том числе по юридическим лицам на 37 и 76 пунктов и по физическим лицам на 73,3 пункта каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в общей сумме налоговых платежей. (см. Приложение В)

Такое положение объясняется не только и не столько привлекательностью ЕНВД для предпринимателей, сколько  обязательностью перехода на него того контингента, который предусмотрен законодательством. Очевидно, что существенное сокращение численности этого контингента, предусмотренное На-логовым кодексом, а также более льготные условия расчета базовой доходности и величины вмененного дохода отрицательно скажутся на размерах поступлений, а выход неплательщиков из тени — вопрос скорее не совершенствования налоговой системы, а изменения психологии плательщиков и повышения контроля, что является проблемами не близкой перспективы.[9, c. 85]

 

 

      1. Перспективы развития налогообложения малых предприятий в современной России.

 

Еще несколько лет назад большинство  малых предприятий облагались налогами по стандартной общепринятой системе  налогообложения. В соответствии с  такой системой они должны были уплачивать все виды действующих на то время  налогов. По подсчетам к 2002 году количество фирм, которые работали по данной системе, составило практически 500 тыс.

Согласно книге «Эволюция системы  налогообложения в России» авторов  Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская, в 2003 году было получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходы физических лиц, 399  миллиардов рублей (14,9%) – платежей за пользование природными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов.

Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможности  получения льгот по налогу на прибыль  малыми организациями, тем не менее, на протяжении предыдущих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений  отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий  налогоплательщиков «благоприятные»  условия деятельности, результатом  которых стали значительные потери средств для бюджетной системы  страны.

Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количестве злоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте  его абсолютных и относительных  показателей. В 2004 году в бюджетную  систему РФ поступило практически 639 млрд. руб. с налогов на дополнительную стоимость, что на 16.3 % больше, чем в 2003 году.

Даже после доработок, проведенных  над упрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки, например:

1. Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за  чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход.

2. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это - просто невозможно.

Однако, несмотря на недостатки и недоработки, УСН все же помогает разрешить  ряд проблем малого бизнеса, что  подтверждается количеством добровольно  перешедших на УСН налогоплательщиков. По данным одного из  сайтов в интернете www.nalog.ru, до 1 января 2003 года по упрощенной системе налогообложения работало около 179 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов  малого бизнеса. К 1 января 2005 года число  налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось  более чем в 5 раз и составило 960 тысяч единиц.

Интерес к упрощенной системе налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой  в сравнении с аналогичным  показателем при работе с использованием общего режима налогообложения. Общая  величина налоговых поступлений  в 2002 году составила 7,9 миллиардов рублей, или в среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика. Вместе с  тем увеличение количества применяющих  данный режим в 5 раз привело к  росту суммы их налоговых платежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или  в 3 раза. Это обусловлено тем, что  ставка единого налога в случае, если объектом налогообложения являются доходы, снижена до 6% от налоговой  базы,  а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные  на величину расходов до 15%. Таким образом  средняя величина налоговых поступлений  от одного налогоплательщика в 2004 году составила около 25 тысяч рублей, или 61% от  аналога 2002 года. Можно  предположить, что рост количества переходящих на данный режим налогоплательщиков будет продолжаться.

Единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе главы  могут применяться на территории одного субъекта РФ одновременно, более  того, они могут одновременно применяться  в одном конкретном субъекте малого бизнеса, занимающемся различными видами деятельности.

Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный  доход принимаются, прежде всего, для  того, чтобы привлечь внимание к  уплате единого налога на вмененный  доход организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания,  то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен.  Изучение практики применения Закона "О едином налоге на вмененный доход" по материалам территориальных органов МНС России позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.

Исходя из региональной практики применения единого налога можно сделать  вывод о том, что положительным  результатом введения в регионах единого налога является то, что  значительно увеличились налоговые  поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению  с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительную  особенность единого налога –  его уплату авансом, что позволяет  проводить жесткое налоговое  администрирование и не допускать  недоимки по данному виду налога, но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует  от налогоплательщика наличие определенных  ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую деятельность.

Далеко не всегда можно прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному  налогу или нет.

Несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый  на основе данных бухгалтерского  учета  и статистики: он ставит мелкий, средний  и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

Простота исчисления налога позволяет  избежать значительных неосознанных налоговых  правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные  подразделения могут теперь лучше  исполнить свою главную задачу –  осуществить контроль за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Закон "О едином налоге на вмененный  доход" является очередным шагом  для снижения налогового бремени  и его равномерного распределения  среди налогоплательщиков, а также  для увеличения поступлений доходов  в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.[5, c. 74]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ финансово - экономических показателей на примере ООО «Окей Сервис»

 

    1. Организационная структура ООО «Окей Сервис»

 

 

ООО «Окей Сервис», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» « 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года.

Общество является юридическим  лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» « 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года и иного действующего законодательства Российской Федерации.

Общество является коммерческой организацией и создано без ограничения  срока деятельности.

На данный момент полное фирменное  наименование организации Общество с ограниченной ответственностью «Окей Сервис».

Место нахождения: 350051, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 28.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах  Участников путем удовлетворения общественных потребностей в продукции, производимой Обществом.

Предметом деятельности Общества являются:

  • производство компьютеров;
  • сборка компьютеров и комплектующих;
  • модернизация и ремонт компьютеров;
  • разработка, установка, внедрение и сопровождение системного, прикладного и другого программного обеспечения;
  • оказание различных услуг юридическим и физическим лицам;
  • консультационно–методические услуги и экспертные оценки по вопросам создания и внедрения программного обеспечения;
  • производство, поставка, монтаж, ремонт и обслуживание средств вычислительной техники, оргтехники и средств связи;
  • информационное обслуживание организаций и граждан путём создания баз данных, выпуска информационных листков и бюллетеней, организации справочных служб;
  • осуществление сбора и распространения коммерческой и экономической информации;
  • издательская деятельность;
  • дизайнерские, реставрационные и прочие оформительские работы и услуги;
  • оказание транспортных услуг;
  • представительские услуги;
  • посреднические услуги при купле-продаже продукции производственно-технического назначения;
  • проведение научно-исследовательских, проектно-изыскательских, опытно-конструкторских и других видов работ и услуг, необходимых для организации выпуска специализированных и новых товаров;
  • оптовая торговля;
  • розничная торговля;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • создание предприятий общественного питания;
  • производство ремонтно-строительных работ;
  • организация сети собственных магазинов;
  • различные виды и формы обучения.

Информация о работе Становление российской системы налогообложения малого бизнеса