Становление российской системы налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малых предприятий" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения;
2. Проанализировать эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России;
3. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Становление российской системы налогообложения малого бизнеса……5
Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения……………………………………………………………………5
Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России……………………………………………………………………...7
Налоги, поступающие в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...10
Земельный налог…………………………………………………..10
Специальные налоговые режимы………………………………...12
Единый налог на внеменный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………..13
Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ…………………………………………………………………………15
Проблемы налогообложения малого бизнеса…………...............15
Перспективы развития налогообложения малого бизнеса……..19
Анализ финансово-экономических показателей на примере ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….23
Организационная структура ООО «Окей Сервис»……………………23
Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

налогообложение малых предприятий.docx

— 95.79 Кб (Скачать документ)

Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики  уплачивают в соответствии с общим  режимом налогообложения.

 

 

      1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов

деятельности

 

 

Система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности устанавливается  Налоговым Кодексом (глава 26.3), вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Законами  субъектов Российской Федерации  определяются:

1) порядок введения единого налога  на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится  единый налог, в пределах перечня,  установленного пунктом 2 настоящей  статьи;

3) значения коэффициента К2, указанного  в статье 346.27 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (в  отношении операций, признаваемых объектами  налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в  рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением  налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате в соответствии с НК при  ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление  и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками  в соответствии с общим режимом  налогообложения.[13, c. 46]

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

При осуществлении  нескольких видов предпринимательской  деятельности, подлежащих налогообложению  единым налогом в соответствии с  настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому  виду деятельности.

При расчете  ЕНВД учитываются корректирующие коэффициенты базовой доходности К1 и К2, показывающие степень влияния того или иного  условия на результат предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

К1 - устанавливаемый  на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских  цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и  подлежит официальному опубликованию  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления  деятельности, величину доходов, особенности  места ведения предпринимательской  деятельности, площадь информационного  поля электронных табло, площадь  информационного поля наружной рекламы  с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов  любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения  и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

Объектом  налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.[12, c. 57]

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий  налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год  и могут быть установлены в  пределах от 0,01 до 1 включительно.

 

 

    1. Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ

 

      1. Проблемы налогообложения малого бизнеса

 

 

По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

1. Она сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить". Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам.

2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

3. Нестабильность законодательства. За последние 9 лет (с 1995 г.) в сфере малого бизнеса оно изменялось трижды.

Проблемные вопросы, связанные  с налогообложением доходов малых  предприятий 

За основу при подготовке гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный Закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода. В то же время отсутствие в названии гл.26.2.НК РФ указания на субъекты малого предпринимательства объясняется на наш взгляд тем, что контингент вероятных плательщиков уже не совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше под действие упрощенной системы налогообложения попадал весьма ограниченный контингент плательщиков (численность работников по всем договорам гражданско-правового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупный доход на момент подачи заявления 100000 МРОТ), то теперь эта численность ограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когда подано заявление — 11 млн. руб. Появились и новые ограничения. Не могут использовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемого имущества претендента превышает 100 млн. руб. Таким образом, очевидно, что значительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальными плательщиками нового налога.[14, c. 36]

Важным фактором снижения поступлений налога вследствие введения соответствующего раздела Налогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результат будущих периодов, которая формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ. Вероятность получения такого убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного списания расходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействован механизм ускоренной амортизации.

Доходы и расходы налогоплательщика в основном определяются кассовым методом, что также является фактором, противодействующим росту поступлений.

Таким образом, очевидно, что в отличие от нововведений, связанных с налогом на прибыль, где присутствовали факторы, способствующие и увеличению и снижению налоговой базы, упрощенная система налогообложения обладает набором характеристик, который позволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только тех плательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но и тех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета и отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но это произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-за резкого увеличения количества этих плательщиков. Такое положение не сможет не сказаться на поступлениях налога на прибыль, а также и налога на добавленную стоимость и налога на имущество в сторону снижения.

Общий вывод по введению в Налоговый  кодекс гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» следующий: предприниматели получают все преимущества, предусмотренные в гл. 25 НК РФ для расчета базы по налогу на прибыль, в виде налоговых вычетов и переноса убытков на будущее, а также дополнительные преимущества в виде крайне низкой ставки налога и определения доходов и расходов кассовым методом, что снизит поступления от тех плательщиков, которые ранее подпадали под действие этой системы и тех плательщиков, которые перейдут на нее, имея численность работников от 15 до 100 чел, компенсацией выпадающих доходов может быть только потенциальное увеличение числа плательщиков за счет нелегального ранее бизнеса, что крайне сомнительно.

Увеличения количества плательщиков можно ожидать в связи с изменением обусловленных параметров деятельности предпринимателей. Отменены практически все ограничения. Если раньше предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только при численности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания — 50 чел., то теперь численность не ограничивается, но правда торговый зал не должен превышать 70 м2, автотранспортные услуги могут оказываться при любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомобилями. Для других видов деятельности никаких дополнительных условий не существует.

Вмененный доход, как и прежде, определяется как потенциально возможный доход  налогоплательщика. Однако ранее этот потенциальный доход выглядел как  потенциально возможный валовый доход без потенциально необходимых затрат. Расчет этого показателя опирался на субъективные расчеты и редко отражал реальную действительность, что приводило к большим перекосам в определении налога по одним и тем же видам деятельности в разных регионах. Теперь вмененный доход определяется как потенциально возможный доход, рассчитанный с учетом совокупности факторов, влияющих на его получение.[7, c. 9]

Попытка устранения возможных перекосов региональных законодательств, имевших место при введении ЕНВД в прошлом, состоит в том, что в Налоговом кодексе установлены обязательные параметры, необходимые для расчета налога — физические показатель и базовая доходность в месяц, а также 2 коэффициента: К1 зависящий от кадастровой стоимости земли и КЗ, являющийся индексом — дефлятором, соответствующим изменению индекса цен.

На откуп органам власти субъектов федерации оставлен один, регулирующий сумму налога коэффициент - К2, учитывающий совокупность прочих особенностей предпринимательской деятельности. Важно, что законодательство ограничивает возможности использования коэффициента К2 пределами от 0,1 до 1.

Первый вывод - это значительное снижение налогового бремени соответствующих плательщиков в условиях, предложенных в Налоговом кодексе. Так, в действующих условиях базовая доходность на одно оборудованное рабочее место бытового обслуживания, где, как пра¬вило, работает 1 человек составляет 18000 руб., в Налоговом кодексе на 1 работника базовая доходность составляет 5000 руб., а по ремонту автотранспортных средств 8000 руб. Резко снизились показатели базовой доходности для торговли: с 36000 руб. м2 до 1200 руб. м2, а при отсутствии торгового зала до 6000 руб. за торговое место и для общественного питания с 6000 до 700 руб. за кв. метр обслуживаемого зала.

По расчетам правительства в  результате введения Налогового кодекса  налоговая нагрузка на соответствующих плательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь ввиду вышеперечисленные аргументы, то это очевидно. В то же время можно надеяться на увеличение поступлений налога на прибыль, налога на имущество, отчислений в социальные фонды от тех отраслей, которые в новых условиях будут платить налоги по общей схеме. Это в первую очередь строители, аудиторы и консультанты, владельцы гостиниц, являющиеся достаточно высоко рентабельными предприятиями.

И еще одно соображение связывается  с влиянием введения корректирующих коэффициентов. Коэффициент К2, устанавливаемый органами власти субъектов федерации в зависимости от конкретных условий деятельности плательщика, ни в коей мере не работает на увеличение размеров поступлений, но может снизить налог даже в 10 раз. Стимулирующее значение этого коэффициента только в потенциальном увеличении количества плательщиков из числа «нелегальных» за счет привлекательности условий налогообложения.

Коэффициент К1, с которым связана  основная корректировка базовой доходности, зависит от кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности и максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности.

1000 + Коф

К1 = ——————,                                     (1.1)

1000 + Ком

где: Коф — кадастровая стоимость земли по месту осуществления деятельности;

Ком — максимальная кадастровая  стоимость земли. Очевидно, что этот коэффициент К1, то есть сумма базовой доходности в зависимости от месторасположения объекта увеличиваться не может, но может существенно снизиться.

Что касается третьего коэффициента, то по большому счету в условиях отсутствия галопирующей инфляции его значение невелико. В результате поставлены практически в равные условия «Русское бистро», столовая и элитный ресторанчик в центре столичного города, булочная, ликероводочный и ювелирный магазины, снимающие помещение в одном торговом центре, салон «Велла» или «Жак Дессанж» и рядовая парикмахерская. (см. Приложение А)

Информация о работе Становление российской системы налогообложения малого бизнеса