Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.

Будучи одним из самых важных, налог на добавленную стоимость, вместе с тем, и один из самых сложных для исчисления. Следуя классификации, его нельзя отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих условий взимания, НДС — смешанный, многообъектный.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность НДС.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

     Налоговый период устанавливается как квартал.

     Налоговые ставки.

     Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

     Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога[9].

     1. Налогообложение производится по  налоговой ставке 0 процентов при  реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

     2. Налогообложение производится по  налоговой ставке 10 процентов при  реализации:

    1) следующих  продовольственных товаров:

  • скота и птицы в живом весе;
  • мяса и мясопродуктов;
  • молока и молокопродуктов;
  • яйца и яйцепродуктов;
  • масла растительного;
  • маргарина;
  • сахара, включая сахар-сырец;
  • соли; 
  • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
  • хлеба и хлебобулочных изделий;
  • крупы;
  • муки;
  • и другие.

     2) следующих товаров для детей:

  • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
  • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика;
  • обуви;
  • кроватей детских;
  • матрацев детских;
  • колясок;
  • тетрадей школьных;
  • игрушек;
  • пластилина;
  • и другие.

     3) периодических печатных изданий;

     4) некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства[1].

     Ставка 15,25 процентов применяется:

  • реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц;
  • реализация с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, по перечню, утверждаемому ПРФ.

     Во  всех остальных случаях налогообложения  производится по ставке 18 процентов.

     Порядок расчёта налога.

  1. Формула расчета НДС:

     НДС= S * ст.НДС / 100,

     где S – сумма, облагаемая налогом;

     ст.НДС  – процентная ставка НДС 

     2. Формула расчета суммы с НДС. 

     Пусть известна сумма S. Надо вычислить Sн  — сумму с НДС. Используя формулу  расчета процента от числа, получаем:

     Sн= S + S * ст.НДС / 100.

     или

     Sн= S * (1 + ст.НДС / 100) [14]

     Схема расчета налога представлена на рисунке  2.1

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы

                  Вариант 1 
           
           
           
           
           
           
           

 

               Вариант 2 
             
             
             
             
             
             
             
             

 Рисунок 2.1 Схема расчета НДС

 налога  уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС)[17].

     Расчет  налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

     Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов[16].

     НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего»  НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

     Также налогом на добавленную стоимость  облагается:

  • безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт)[4].

     3 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость 
 

     Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ в. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

     Отцом налога считается французский финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот-д’Ивуар, которое было опытным полигоном для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г.

     70е  гг. ХХ столетия – период распространения  НДС в ряде государств Западной  Европы. Этому в значительной  мере способствовало принятие ЕС Директивы об унификации правовых норм, которая определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах Сообщества. Для стран, желающих вступить в ЕС, наличие действующей системы НДС стало необходимым условием.

     В 80х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят Н ДС в свои налоговые системы. 90е гг. – период его активного внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы.

     В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога.

     Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в  налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

     Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических  условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

     Еще одна особенность косвенных налогов  заключается в том, что применяется  дозированный порядок их уплаты для реального плательщика. Так, Л.В. Ходский писал: Перенесение всей тяжести бюджета на прямые налоги было бы слишком обременительным для населения: уплачивать налог незначительными долями, как при косвенных налогах, и вносить то же самое крупными суммами в виде прямых податей далеко не одно и то же.

     Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов: 1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства; 2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа; 3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

     НДС обычно относят к категории универсальных  косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке  и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

     Взимание  НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов. Для налоговых доходов по НДС характерно применение собирательно-возмещаемого принципа, модель представлена на рисунке 3.1.

     Вся совокупность налогоплательщиков разделена  на три группы по принципу взаиморасчетов с бюджетом по НДС. В первую группу вошли те плательщики, которые в налоговом периоде приобретали у поставщиков товары (работы, услуги), в стоимость которых входила сумма НДС. Эти плательщики реализовывали свои товары (работ, услуги) и включали в их стоимость сумму НДС. Поскольку сумма НДС, полученная от покупателей, была больше, чем сумма НДС, уплаченная поставщику, то по окончании налогового периода налогоплательщик разницу между суммами перечислил в бюджет. Во вторую группу включены те плательщики, которые реализуют товары (работы, услуги) и которые в соответствии с законодательством освобождены от уплаты НДС.

Рисунок 3.1 Модель формирования налоговых доходов бюджета по НДС:

Информация о работе Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость