Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.

Будучи одним из самых важных, налог на добавленную стоимость, вместе с тем, и один из самых сложных для исчисления. Следуя классификации, его нельзя отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих условий взимания, НДС — смешанный, многообъектный.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность НДС.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

собирательно-возмещаемый  принцип

     К таким плательщикам, например, относятся  организации, оказывающие образовательные  услуги, банковские услуги, и организации, реализующие товары (работы, услуги), местом реализации которых признается другая страна. Эта группа плательщиков реализует товары (работы, услуги) без включения в их цену НДС, поэтому у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом. В третью группу включены те плательщики, у которых сумма НДС, уплаченная поставщику, больше, чем суммы налога, полученные от покупателей, а государство возникшую разницу должно им возместить за счет средств (доходов) бюджета. В этом случае у государства возникают не налоговые доходы, а налоговые расходы. Эта группа плательщиков получает из бюджета сумму налога, которую в бюджет не перечисляла. К таким плательщикам относятся те, у которых стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, больше, чем стоимость реализованных товаров (работ, услуг), или для которых установлена нулевая налоговая ставка. С этой особенностью НДС связаны самые значительные злоупотребления налогоплательщиков, которые приняли форму незаконного возмещения из бюджета неуплаченной суммы налога.

     Налогоплательщики каждой группы могут покупать товары (работы, услуги) как у плательщиков своей группы, так и у плательщиков двух других групп. Однако государству поступят налоговые доходы в бюджет в случае приобретения товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков первой группы. И если есть возможность выбора для производителя приобретать товар у плательщика третьей, второй или первой группы, то тогда в этой ситуации исключать возможность существования причинно-следственных связей и не учитывать их при анализе, на наш взгляд, было бы неправомерно.

     Чем больше размер потребления, тем большую  сумму налога при прочих равных условиях заплатит конечный потребитель, поэтому большая сумма НДС поступит в доход государства. НДС по своей сущности – налог, пропорциональный потреблению. При взимании НДС, а также других налогов, государство изымает в принудительном порядке у граждан часть их имущества в виде денежных средств, которые необходимы ему для выполнения своих общественных функций. Вследствие этого они уже не могут потратить эти ресурсы на производство или потребление. В экономической литературе часто можно встретить такое утверждение, что это не страшно, а даже хорошо, поскольку государство потратит эти ресурсы на общегосударственные цели, так что в итоге общественное богатство не уменьшается. Однако еще Н.И. Тургенев высказался о необоснованности такой интерпретации сущности налогов: …деньги, платимые подданными правительству, суть следствие труда или промышленности платящих, которые заплатив налог безвозвратно, лишаются ценности оного. Когда же правительство вновь выпускает деньги в обращение, то оно не отдает их даром, а покупает для себя или труд, или изделия подданных.

     Основной  недостаток НДС заключается в  его неравномерности и обременительности  для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения  налогом обратно пропорциональна  размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление. Поскольку с ростом доходов доля НДС в доходе его реального плательщика уменьшается, НДС можно относить к группе регрессивных налогов. Проблема регрессивности как раз и состоит в том, что НДС затрагивает значительную долю дохода малообеспеченного человека. Тот же, кто получает высокие доходы, часть этих доходов сберегает, и они не облагаются НДС.

 

       Расчет налога на добавленную  стоимость на примере предприятия 
 

     Закрытое  акционерное общество «Юго-запад» (ЗАО «Юго-запад») создано 19 декабря 1998 г. Общество является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности.

     Общество  имеет самостоятельный баланс (Приложение 3), обособленное имущество в собственности, круглую печать, штампы, товарный знак, другие необходимые реквизиты, вправе открывать счета в банках.

     К структурным подразделениям ЗАО «Юго-запад» относятся производственный участок, механический участок, ремонтно-строительный отдел, отдел отгрузки и транспорта, бухгалтерия, отдел технического контроля служба охраны. Каждое структурное подразделение возглавляет начальник, который подчиняется генеральному директору.

     Основным  видом деятельности организации  является производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары. Также Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

     В соответствии с учетной политикой, бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Аппарат бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер. В его обязанности входит не только осуществление руководства бухгалтерской службой и контроль за ее деятельностью, но и ведение Главной книги, оборотных ведомостей, учет расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами.

     Учет  налога на добавленную стоимость  ведется на счетах 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

     Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами учета продаж: (Дебет счетов 90, 91, Кредит 68).

     При получении авансов (предоплат) организации  с полученных сумм начисляют НДС (Дебет счетов 76, 62 Кредит 68); затем после отгрузки товаров (работ, услуг), под которые был получен аванс (предоплата), производится начисление НДС по осуществленной отгрузке (Дебет 90, Кредит 68) и зачет ранее начисленного НДС по авансу или предоплате (Дебет 68, Кредит счетов 76, 62).

     Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам  за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные  услуги производственного назначения отражается по дебету счета 19. Списание налога на добавленную стоимость со счета 19 производится после оприходования материальных ценностей, принятых работ, услуг и при наличии счета-фактуры в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма налога на добавленную стоимость, ранее списанная в зачет бюджету и приходящаяся на эти ценности, работы, услуги, восстанавливается как задолженность бюджету.

     При продаже товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, сумма НДС полученного отражается по кредиту счета 68, сумма НДС уплаченного отражается по дебету счета 68; в бюджет уплачивается разница между НДС полученным и НДС уплаченным; в случае, если НДС уплаченный окажется больше НДС полученного, бюджет засчитывает свой долг в счет уплаты других налогов в данный бюджет либо возвращает НДС из бюджета.

     По  окончании отчетного (налогового) периода  составляется налоговая декларация (Приложение 4) по форме утвержденной Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2006 г. № 136н.

     Во  всех первичных учетных и расчетных  документах НДС выделяется отдельной  строкой. В течение 5 дней со дня отгрузки продукции поставщик обязан выставить  покупателю счет-фактуру, который является основанием для предоставления покупателем НДС к возмещению из бюджета.

     В ЗАО «Юго-запад» счета-фактуры на отгруженную продукцию регистрируются в книге продаж (Приложение 2), а счета-фактуры по оприходованным товарно-материальным ценностям, или услугам регистрируются в книге покупок (Приложение 1). На основании данных книги продаж и книги покупок заполняется налоговая декларация.

     По  данным ЗАО «Юго-запад» рассчитывается НДС, подлежащий уплате в бюджет за октябрь 2010 года.

     В октябре 2010 г. в ЗАО «Юго-запад»осуществлены следующие операции:

     Оприходованы материалы:

     покупная  стоимость (Дебет 10 Кредит 60) – 617433 руб.

     НДС по ним поставлен к возмещению (Дт 19 Кт 60) – 111138 руб.

     Приняты услуги сторонних организаций по производственной деятельности (коммунальные услуги, реклама, транспортные услуги, аренда и т.д.):

     стоимость услуг (Дебет счетов 20, 25, 26, 44 Кредит 60) – 323444 руб.

     НДС по услугам принят к вычету (Дебет 19 Кредит 60) – 58220 руб.

     Продано продукции за октябрь, облагаемой налогом  по ставке 18%:

     всего (Дебет 62 Кредит 90) – 2615850 руб.

     начислен  НДС (Дебет 90 Кредит 68) – 399028 руб.

     Кроме того, отгружено продукции в счет ранее поступивших авансов – 22689 руб., в т.ч. НДС 148740 руб.

     Получено  авансов в счет предстоящих поставок продукции на сумму 1084600 тыс.руб., в  т.ч. НДС – 165447 тыс.руб.

     Рассчитывается  сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражается в налоговой декларации в разделе 3 следующим образом:

     - по проданной продукции - 399028 руб.  – отражается по строке 020;

     - получено авансов от покупателей  – 165447 руб. – отражается по строке 140.

     Всего начислено:

     399028 руб. + 165447 руб. = 564475 руб. – отражается  по строке 210.

     Определяются  суммы, принимаемые в уменьшение задолженности организации в  бюджет по НДС, которые отражаются по следующим строкам раздела 3 Налоговой декларации:

     - по товарно-материальным ценностям  оприходованным - 111138 руб.;

     - по услугам, оказанным - 58220 руб.;

     - по авансам, полученным – 148740 руб. - отражается по строке 300.

     Всего к возмещению из бюджета причитается  сумма:

     111138 + 58220 + 148740 = 318098 руб. – отражается по строке 340.

     Итого к уплате НДС в бюджет за октябрь 2010 года составит:

     564475 руб. – 318098 руб. = 246377 руб. –  отражается по строке 350.

     Эта же сумма переносится в строку 040 раздела 1 налоговой декларации.

     Таким образом, НДС, подлежащий уплате организацией в бюджет определяется как разница между налогом, подлежащим получению от покупателей по проданной им продукции, работам, услугам и другим объектам налогообложения и налогом, уплаченным поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

     Порядок заполнения налоговой декларации.

     Титульный лист в составе декларации по налогу на добавленную стоимость должны представлять:

     Все налогоплательщики налога на добавленную стоимость. В том числе:

  • налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ), связанных с исчислением и уплатой налога;
  • налогоплательщики осуществляющие операции не подлежащие налогообложению (ст. 149, 150 НК РФ);
  • налогоплательщики осуществляющие операции, не признаваемые объектом налогообложения или операции по реализации товаров (работ, услуг) местом  реализации которых не  признается территория РФ (согласно ст.148 НК РФ).

     Раздел 1 декларации является сводным и заполняется в последнюю очередь. Здесь приводятся сведения о суммах НДС, подлежащих уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика, с указанием КБК (18210301000011000110) по строке 010.

     Данный  раздел содержит также такие показатели, как код по ОКАТО, отражаемый по строке 020 (например, код ОКАТО г. Смоленска 86401000000), и код ОКВЭД, вписываемый в строку 030.

     Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная  налогоплательщиком за налоговый период и подлежащая уплате в бюджет, показывается по строке 040.

     Если  по итогам налогового периода сумма  налога подлежит возмещению из бюджета, то она вписывается в строку 050.

     В Разделе  2 декларации отражаются показатели сумм налога, подлежащих уплате в бюджет

     В раздел 2 заносятся следующие данные:

Информация о работе Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость