Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа
Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.
В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат [41, с. 70-71].
Следует отметить, что при формировании доходов только от одного источника могут быть свои опасности. Бюджет региона попадает в зависимость от деятельности этой отрасли. Уход производителей алкоголя в тень может привести к отрицательным последствиям при исполнении регионального бюджета по расходам (в том числе и в социальной сфере). Руководителям этих регионов следует уделять особое внимание контролю за этой бюджетообразующей отраслью, искать пути выхода из «алкогольной зависимости» их бюджетов. Активное участие государства в организации хозяйственной жизни страны обеспечивается регулирующей функцией акцизов, имеющей различные формы реализации. Одной из основных форм является введение акцизов на специально отобранные товары, по которым признается необходимость регулирования спроса и предложения. Обычно эти товары характеризуются низкой себестоимостью производства и высокой рыночной ценой продажи для конечных потребителей или экстернальными эффектами. Например, в США применяется так называемый «экологический» акциз - акциз на химикаты фреонового типа [24, с. 200-201].
В некоторых случаях
акцизы вводятся на предметы роскоши
с целью перераспределения
Практически все подакцизные товары содержатся в специальном перечне, где указываются также ставки акцизов, и который, как правило, изменяется в зависимости от конъюнктуры рынка, экономической ситуации и т.д. Расширение номенклатуры подакцизных товаров ведет к слиянию акцизов и другого косвенного налога - налога на добавленную стоимость. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (автомобили и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот [24, с. 203].
Стабильность доходов
обуславливается высокой
Основная черта косвенного налога состоит в том, что никакая индивидуальная характеристика налогоплательщика, за исключением количества выпускаемого или потребляемого товара, не влияет на сумму налогового платежа. Это свойство акцизов - как косвенных налогов, используется государством для воздействия на поведение экономических субъектов - производителей, а фактически - на потребление конкретных видов товаров путем налогообложения в размере, соответствующем части издержек общества, компенсируемых государством. Таким образом, создается ситуация, когда в нормальных условиях (без предоставления каких-либо льгот или при безубыточной продаже) товар не может стоить ниже определенной величины - установленного акциза [24, с. 236].
Таким образом, акцизы также устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета
1.3 Функциональное назначение
Как и вся налоговая
система, акцизы характеризуются многосторонним
влиянием на экономические процессы
в стране. Научно-практические дискуссии
современных экономистов
Основополагающей
является фискальная функция, которая
состоит в обеспечении
Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.
Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров [26, с. 33-34].
Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь. Так, неумеренная политика государство в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.
Обложение акцизами легковых
автомобилей носит
Основная задача пограничного
налогового регулирования - устранить
препятствия развитию международного
разделения труда и мировой торговли,
связанные с двойным
Регулирующая функция
реализуется также при
Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства [20, с. 61].
Таким образом, постепенное преодоление кризисных явлений в экономике делает возможным при формировании современной системы косвенного налогообложения некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию налогов в целом и акцизов в частности в качестве инструмента экономического регулирования. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
2.1 Исследование тенденций
С 1 января 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 26.07.2006 №134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №134-ФЗ).
Законом №134-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 181 НК РФ в части, регламентирующей обложение акцизами спиртосодержащей продукции.
Так, в подпункт 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в части формулировки о перечне товаров, не рассматриваемых как подакцизные, внесены изменения, в соответствии с которыми слова «не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукциях заменены словами «не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары».
Необходимость внесения такой поправки в НК РФ была вызвана тем, что с 1 января 2006 года в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «0 государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон №171-ФЗ) головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) была отнесена к понятию «этиловый спирт». В то же время согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 НК РФ спирт этиловый, производимый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного), признан подакцизным товаром и при этом исключения для головной фракции этилового спирта не предусматривалось. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) не рассматривались как подакцизные товары спиртосодержащие отходы, водок, ликероводочных изделий, которые соответствовали нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголь-содержащей продукции в Российской Федерации, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей.
Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов