Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание

Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Табачное налогообложение  и налогообложение ГСМ в целом  предлагается оставить без изменений, за исключением введения в число подакцизных товаров масел для двигателей и дизельного топлива. Момент уплаты акциза при налогообложении автомобилей предлагается перенести, и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей [44, с. 35].

В этой связи, с учётом опыта западных стран, предлагается изменить систему акцизного налогообложения алкогольной продукции, являющейся значительным источником поступлений для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта, и, наконец, в-третьих, установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров.

В соответствии с предлагаемыми  изменениями в законодательстве, предполагается увеличение поступлений акцизов за счет снижения объема нелегального производства алкогольной продукции, а также контрабанды автомобилей и занижения их стоимости для целей налогообложения.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей  части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции. Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это  относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы  и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Таким образом, видно, что акцизы всегда имели львиную  долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей  строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия  на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья). РФ стимулирует внешнеэкономические связи со странами-участниками СНГ, а именно: сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения данных товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета от 25 декабря 1993 г.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. От 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003).

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Российская газета от 8 декабря 1994 г.

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть II) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Российская  газета от 6, 7, 8 февраля 1996 г.

5. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть III) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Российская газета от 28 ноября 2001 г. №233.

6. Гражданский процессуальный  кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Российская газета от 20 ноября 2002 г. №220.

7. Налоговый кодекс  Российской Федерации // (часть  I) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Российская газета от 6 августа 1998 г. №148-149.

8. Налоговый кодекс  Российской Федерации // (часть  II) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Российская  газета от 10 августа 2000 г. №153-154.

9. Таможенный кодекс  Российской Федерации от 28 мая  2003 г. №61-ФЗ // Российская газета от 3 июня 2003 г., №106 (3220).

10. Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» // Российская  газета. - №56. - 10.03.1992.

11. Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской  Федерации» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 11.04.1991. - №15, ст.492.

12. Решение Совета  глав правительств СНГ от 17.01.1997 «Об утверждении положения о  порядке применения НДС и акцизов  по поставкам товаров (услуг)  по производственной кооперации  при расчётах между хозяйствующими субъектами государств- участников СНГ».

13. Постановление Правительства  РФ от 04.09.1999 №1008 (ред. от 21.12.2005, с  изм. от 31.12.2005) «Об акцизных марках»  // СЗ РФ. - 21.12.2005. - №1008.

14. ФЗ РФ от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // СЗ РФ. - 07.08.2000. - №32, ст. 3341.

15. Приказ Минфина  РФ от 03.10.2006 №123н «Об утверждении  форм реестров, счетов-фактур, порядка представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов» // Минюст РФ. - 15.11.2006. - №8474.

16. Приказ Минфина  РФ от 27.11.2006 №153н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и порядка её заполнения» // Минюст РФ. - 25.12.2006. - №8669.

17. Приказ Минфина  РФ от 14.11.2006 №146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения» // Минюст РФ. - 25.12.2006. - №8671.

18. ФЗ РФ от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).

19. Алегин, А. П. Правовой  аспект государственного регулирования  сектора алкогольной продукции  потребительского рынка / А.П.  Алегин // Российский следователь.  - 2007. - №11. - С. 31-34.

20. Апель, А.Л. Основы  налогового права /А. Л. Апель. - СПб.: Питер, 2004. - 144с.

21. Бабанин В. Основные  аспекты налогообложения акцизом  на нефтепродукты / В.Бабанин,  Н. Воронина // Аудит. - 2007. - №12. - С.39-45.

22. Борзунова, О.А. Новое в налогообложении в 2007 г. / О.А. Борзунова // Финансы и кредит. - 2007. - №11. - С.55-62.

23. Брызгалин, А.  Комментарий к главе 22 «Акцизы»  части второй Налогового кодекса  Российской Федерации / А. Брызгалин,  В. Берник, А. Головкин // Хозяйство и право. - 2007. - №8. - С.3-13.

24. Брызгалин, А.В.  Расчет налога на прибыль организаций.  Рекомендации по заполнению декларации / А.В. Брызгалин.- М.: Налоги и финансовое  право, 2007. - 288 с.

25. Габдрахманов, И.Н.  Нефтяная компания «Лукойл», Нефтяным месторождениям должна помочь гибкая налоговая система / И.Н.Габдрахманов //Финансы. - 2007. - №17. - С.23-28.

26. Горина, Г.А. Косвенные  налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции  / Г.А.Горина. - М.: Финстатинформ , 2002. - 95.

27. Горский, И.В. Налоги в рыночной экономике / И.В. Горский. - М.: АНКИЛ, 1992. - 95 с.

28. Гуревич, С.В.  Косвенное налогообложение в  реформируемой налоговой системе  / С.В.Гуревич // Финансы. - 2007. - №1. - С.24-33.

29. Дон, С. Яблоко : как снизить налоги / С. Дон, А. Михайлов. - М.: ЭПИцентр, 2003. - 50 с.

30. Жалопов, И. Совершенствование  механизма косвенного налогообложения  / И.Жалопов // Финансовый бизнес. - 2006. - №8. - С.18-26.

31. Жевакин, С.Н.  Общие проблемы налоговой системы  Российской Федерации / С.Н.Жевакин // Финансовая Россия. - 2005. - №6. - С.3-12.

32. Ивлиева, М.Ф.  Правовые проблемы косвенного  налогообложения в Российской  Федерации / М.Ф.Ивлиева // Правоведение. - 2007. - №11 (244). - С.107-119.

33. Камынин, И. Спорные  вопросы квалификации незаконных действий с подакцизными товарами / И. Камынин // Российская юстиция. - 2007. - №8. - С.48-50.

34. Кисилевич Т.И.  Практикум по налоговым расчетам / Т.И. Кисилевич. - М.: Финансы и  статистика, 2004. - 312.

35. Климова М.А. Налогообложение:  пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров / М.А. Климова. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 394 с.

36. Козырин, А.Н.  Акцизы в системе таможенных  платежей / А.Н. Козырин //Финансы. - 2007. - №1. - С.14-21.

37. Козырин, А.Н.  Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования / А.Н. Козырин // Финансы. 2006. - №12. - С.8-12.

38. Козырин, А.Н.  Налоговое право зарубежных стран:  вопросы теории и практики / А.Н.  Козырин. - М.: Манускрипт, 1993. - 123 с.

39. Комментарии к  Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юрайт, 2006. - 1327 с.

40. Корнеев. А.В.  Система государственного субсидирования  топливно-энергетического комплекса  США / А.В.Корнеев // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - №11. - С.39-54.

41. Кудряшова, Е.В.  Правовые аспекты косвенного  налогообложения: теория и практика / Е.В.Кудряшова. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 304 с.

42. Мамаев, И.В. Экономико-правовые  основы косвенного налогообложения  http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.lawinfo.ru/ru/catalog/spisok2005/finansovoe_pravo.php&text=%EF%F0%E0%E2%EE%E2%FB%E5+%EE%F1%ED%EE%E2%FB+%EA%EE%F1%E2%E5%ED%ED%EE%E3%EE+%ED%E0%EB%EE%E3%EE%EE%E1%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF&reqtext=%28%EF%F0%E0%E2%EE%E2%FB%E5%3A%3A15381+%26+%EE%F1%ED%EE%E2%FB%3A%3A6467+%26+%EA%EE%F1%E2%E5%ED%ED%EE%E3%EE%3A%3A185919+%26/%28-2+4%29+%ED%E0%EB%EE%E3%EE%EE%E1%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF%3A%3A47640%29//6&dsn=158&d=3238092 - YANDEX_4 / И.В.Мамаев // Финансовое право. - 2006. - №9. - С.7-19.

43. Налоги в развитых странах / Под ред. Русаковой И.Г. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 285 с.

44. Нехамкин А.Н.  О поэтапном снижении налогов  в различных сферах бизнеса  / А.Н. Нехамкин // Налоговый вестник. - 2006. - №3. - С.29-35.

45. Никитин С. Налоги  в странах рыночной экономики и в России / С. Никитин, Е. Глазова, М. Степанова // МЭиМО. - 2006. - №9. - С.38-46.

46. Олейник С.П. Управление  внешнеэкономической деятельностью  при реимпорте товаров / С.П.  Олейник // Маркетинг. - 2007. - №10. - С.97-109.

47. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Б.Пеньков // Экономист. - 2006. - №9. - С.64-70.

48. Разовский Ю.В.  Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих  предприятий / Ю.В. Разовский //Финансы. - 2007. - №8. - С.30-34.

49. Хасси У.М., Любик  Д.С. Основы мирового налогового кодекса // Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета / У.М. Хасси, Д.С. Любик. - М. :Изд. «Такс Аналистс», 1993. - 289 с.

Информация о работе Теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов понятие и сущность акцизов